Китайские железные дороги — AtlasMap.ru

Китайские железные дороги

Китайские железные дороги

Китайские железные дороги во многом походят на российские. Будучи одним из основных способов передвижения в стране, они тем не менее часто не справляются с этой функцией. И, как и в России, поездка на поезде может быть весьма приятной, а может и превратиться в кошмар.

Статья: Китайские железные дороги

Сайт: Эксперты по странам

Относительно насыщена железными дорогами только восточная часть страны, которая располагается у моря. Пустыни и горы запада железных дорог практически не имеют. Единственная линия идет к Урумчи поблизости от казахской границы, а потом сворачивает к Пакистану. Негусто с железнодорожной сетью и на севере у русской границы. Электрифицирована только примерно шестая часть сети. Остальную работу выполняют тепловозы, а на некоторых грузовых линиях — даже паровозы.

Главным железнодорожным узлом является Пекин, который имеет четыре вокзала. Самый большой — недавно построенный Западный вокзал. Оттуда идут поезда на запад и юг страны. С введением его в строй значительно разгрузился Пекинский вокзал, расположенный в центре города. Он обслуживает поезда на восток, юго-восток и в ряд близлежащих городов. Есть еще Северный и Южный вокзалы, которые принимают поезда низкого класса, идущие в большинстве своем не очень далеко от столицы.
В недавно присоединенный Гонконг ходят два специальных экспресса — из Пекина и Шанхая. Они предназначены только для пассажиров, следующих в Гонконг, ехать на этих поездах между другими китайскими городами нельзя. Еще несколько поездов отправляются из близлежащих к Гонконгу городов.
Поезда бывают трех типов — обычные, скорые и экспрессы. Впрочем, даже самые быстрые из них похвастаться слишком уж высокими скоростями не могут. Очень многие переезды даже в пределах восточной части страны занимают сутки и больше. Не так давно в Китае были пущены первые скоростные поезда — из Пекина в близлежащий Тяньцзинь и из Шанхая в Нанкин. Однако их показатели воображение отнюдь не потрясают — средняя скорость этих составов получается всего лишь чуть больше ста километров в час. Хотя разгоняться эти завезенные из Европы экспрессы могут и до двухсот, но неготовность пути не позволяют им достигать такой скорости.
Впрочем, экспрессы значительно опережают в скорости обычные поезда. На многих маршрутах этот разрыв достигает десяти и более часов. Расписание поездов в Китае не очень насыщенное, и в этом он тоже походит на Россию. Если цель вашего путешествия лежит достаточно далеко, то туда, скорее всего, идет всего пара поездов. Скажем, Пекин связан с Шанхаем и Гуаньчжоу всего двумя поездами в день. Как правило, поезда идут без опозданий.
Вагоны в Китае бывают четырех типов — сидячий жесткий, сидячий мягкий, лежачий жесткий и лежачий мягкий. Два первых используются в основном для коротких дневных рейсов между близлежащими городами. Причем в жесткий сидячий вагон билеты продаются без счета, как в наш общий вагон. Хотя в вашем билете место может быть и указано, но обычно люди жмутся так, чтобы как можно больше народу могло сесть. В итоге плотность народонаселения в вагоне может оказаться весьма большой даже для Китая. В этом случае нелишним будет прогуляться в вагон-ресторан, где вы сможете не только свободней вздохнуть, но и недорого перекусить. Лежачие вагоны есть только в поездах, идущих ночью. Как и у нас, в каждом вагоне можно получить кипяток.
Мягкий лежачий вагон аналогичен нашему купе — четыре полки в каждом из закрытых отсеков. Лежачий жесткий вагон представляет собой нечто вроде нашего плацкарта. Только в Китае все полки располагаются по одну сторону прохода — по три одна над другой. Приделанные в каждом отсеке лестницы позволяют без проблем вскарабкаться на третью полку. Однако летом на ней может быть весьма жарко. Проход в таком вагоне получается весьма широким, и у окон сделаны сиденья для тех, кому надоело лежать.
Впрочем, располагать собой в китайском поезде вы можете не всегда. Все-таки Китай — коммунистическая страна. И даже в поезде ее приученный к дисциплине гражданин обязан жить по распорядку. В полседьмого утра в вагоне включается яркий свет и бодрая музыка, и спать дальше становится невозможно. Тем более, что за этим надзирают проводники. Они же могут тут же провести зарядку — весьма своеобразную, с элементами акупунктуры и прочих китайских премудростей. После обеда они следят за соблюдением тихого часа — никто не должен слоняться в проходе! А в полдесятого вечера свет гаснет и музыка прекращается — отбой. Довольно своеобразны и прочие порядки. Например, вход в китайские вокзалы жестко контролируется, и без билета внутрь не пускают.
В зависимости от того, в какой поезд и в какой вагон вы попадете, ваши впечатления от поездки по китайским железным дорогам будут разительно отличаться. В одном поезде вам выдадут свежее белоснежное белье, в другом — влажные простыни не первой свежести. Если повезет, в вашем вагоне будет кондиционер, не повезет — можете попасть в весьма спертую атмосферу, причем прочие пассажиры будут курить прямо в салоне. Туалет в вагоне может оказаться ослепительно чистым, а может предстать грязным болотом, в которое невозможно зайти. Проводник жесткого вагона, в который уже набилось много народа, может не открыть дверь на остановке, чтобы не зашли новые пассажиры.
Впрочем, многое из этого российскому пассажиру довольно-таки знакомо. В поездах-экспрессах, курсирующих между основными городами, вы скорее всего получите удовольствие от поездки. А вот в обычных поездах и тех, которые обслуживают окраины страны, шансы на это весьма сомнительны.
Но китайские железные дороги значительно улучшаются год от года. Реконструируются вокзалы, пути, закупаются новые составы. Можно ожидать, что скоро путешествие в восточной части страны не будет представлять больших трудностей.