Шуша — AtlasMap.ru

Шуша

Шуша

Шуш — город в Нагорном Карабахе. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 м над уровнем моря, на автодороге Степанакерт — Горис, в 11 км к югу от Степанакерта. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей город, является административным центром Шушинского района НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административным центром Шушинского района Азербайджана, не совпадающего с одноимённым районом НКР.

Статья: Шуша

Сайт: Википедия

Город Шуша расположен в зоне мягкого умеренного климата. Средняя температура года +8,8 °C, средняя температура января +2,9, апреля +7,4, июля +18,9, ноября +4,7 °C. Минимум −19,5 °C. Количество осадков 639 мм. Лето тёплое (средняя температура июля +19 °C).

Этимология
Согласно ЭСБЕ название Шуши происходит от селения Шушикенд[5]. Институт географии РАН также приводит это происхождение названия. Согласно Раффи, Шуша получила свое название от армянского посёлка Шош (Шушикенд), население которого было переселено в Шушу. Патрик Донабедян указывает, что крепость Шош впоследствии стала городом Шуша.
Народная этимология
Согласно азербайджанской легенде, Панах хан, будучи гостем правителя Барды, был приглашён им на охоту в ближайшие горы и леса. Очарованный местной природой хан, сказал про себя: «Что за прекрасное место. Какой здесь чистый и прозрачный воздух, как-будто из стекла. Здесь можно основать прекрасный город». Так и случилось. По распоряжению Панах-хана в этом месте Карабаха с чистым и прозрачным как стекло воздухом был основан город под названием Шуша («шуша» (азерб. şüşə) переводится с азербайджанского как «стекло»). Это пример так называемой народной этимологии.
История
Основание города
Согласно ЭСБЕ, Шуша основана в 1752 году Панах-Али-беком. Существуют две версии основания города.
Азербайджанская версия
В 1748 году Панах Али-хан строит себе крепость в местечке Баят. Согласно Мирзе Джамалу, после отражения осады Баята, осуществленной правителями Шеки и Ширвана, «Панах-хан задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе». Первым из меликов Панах хану подчинился Шахназар. В 1751 году Панах-Али хан строит новую крепость у источника Шах-булагы (в равнинном Карабахе). По замыслу предполагалось, что она будет более защищена и непосредственно связана с карабахскими горами. Согласно Мирза Джамал Карабагскому решение о строительстве третьей, еще более неприступной крепости было принято из-за опасений возможного падения крепости Шахбулаг, после того как стало известно, что Мухаммед Хасан хан Каджар стал правителем в Мазандаране, Ираке и Азербайджане. Решение о строительстве было принято при непосредственном участии армянского мелика Варанды Мелик-Шахназара. Аббас-Кули-ага Бакиханов, ссылающийся на «Карабах наме» Мирза Адыгезал-бека, также говорит о том, что именно Шахназар просил Панах-Али хана построить крепость на месте нынешней Шуши.
Примерно в 1751 году закладывается новая крепость Панах-абад.Город, который впредь развивался на этом месте, вначале назывался Панахабад в честь своего основателя, а позднее стал называться Шуша. Название происходит от близлежащего армянского селения Шош (упоминается как Шушикенд у Мирзы Джамала Джеваншира Карабагского), часть жителей которого была переселена в новый город, вместе с жителями Шах-булага и нескольких других деревень. Город был основан на развалинах древнего города Шуши, разрушенного монголами, где по словам Мирзы Джамала на момент строительства располагались пашни и пастбища, принадлежавшего жителям расположенного неподалеку селения Шушикенда.
В дальнейшем Панах-Али хан постепенно подчинил своей власти армянских меликов Хамсы и распространил свою власть на значительные территории, периодически включавшие Гянджинское, Эриваньское, Нахичеванское и Ардебильское ханства.
Армянская версия
Согласно этой версии, крепость Шуши существовала в этом месте издавна, а к середине XVIII века она принадлежала армянскому мелику Мелик-Шахназару, который и передал её Панах-Али хану
В 1733 году карабахские армяне выгнали тюрок из своих владений, при этом убив сераскира Сара Мустафу пашу. После чего между владетелями армянских меликств возникли междоусобные распри, вылившиеся в 20 летнюю войну. Мелик Шахназар пытаясь взять верх над своими противниками приглашает со стороны себе на помощь предводителя кочующего джеванширского племени сдав ему крепость Шуши.
В записке царя Грузии Ираклия II сообщается о захвате Панах-Али ханом армянской крепости: «Хамс составляет владение и во оных сем воеводских правленей, народ весь армянского закона, в том владении находится армянской патриарх… один человек [Панах Али], закону магометанскаго и от народа жаванширскаго, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята…». По мнению современных армянских историков, речь в этой записке идёт о Шушинской крепости.
Согласно авторам из США и Франции, докторам Л. Чорбаджяну, П. Донабедяну и К. Мутафяну, авторам книги «Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха», еще в период существования армянских меликств Хамсы на месте будущего города существовала крепость Шош, которая в середине XVIII столетия принадлежала армянскому мелику Шахназару.
В Армянской советской энциклопедии утверждалось, что Шушинская крепость была известна ещё в раннем средневековье под названием Шикакар — именно здесь в IX веке князь Сахл Смбатян одержал победу над арабским войском. В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош, сигнах Шош.
По другой версии, Шуша была построена на развалинах старого города Шуши, разрушенного монголами. Мнение о ранее существовавшем армянском укреплении, согласно доктору исторических наук Гамлету Петросяну получило археологическое подтверждение в ходе раскопок в начале XXI.
XIX — начало XX вв.
До 1823 г. Шуша оставалась столицей Карабахского ханства.
С 1813 (фактически с 1805) в составе России.
Во время Русско-персидской войны 1826—1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта около 40 дней героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы, при которой был и бывший хан Карабаха Мехти-хан.
После преобразования в ноябре 1822 года Карабахского ханства в провинцию, Шуша — центр провинции и резиденция Военно-окружного начальника мусульманских провинций. Должность военно-окружного начальника была учреждена в 1824 году.[33] Фактически же деятельность его началась с 1817 года[34]. С 1840 года — уездный город Каспийской области, с 14 декабря 1846 года — вновь образованной Шемахинской, а с 1859 года — Бакинской губернии. В декабре 1867 года вошёл в состав Елизаветпольской губернии.
Согласно «Описанию Карабахской провинции», составленному в 1823 году по распоряжению генерала Ермолова, в Шуше проживало примерно 1111 мусульманских и 421 армянских семей. В 1847 году Шуша получает статус города; по данным Кавказского календаря, в 1851 г. в городе проживало 12 724 постоянных жителей, из них армян 6 357. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие данные по этническому составу населения для 1883 года: 25 656 жит. (13 282 муж. и 12 374 жен.), в том числе 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанских татар; остальные — русские и евреи.
В XIX веке были составлены три генеральных плана (в 1820-е, 1837 и 1855 гг.), согласно которым проводилась активная застройка города. К концу XIX века армянская часть города была нагорной, татарская — низменной. В армянской части имелись реальное училище и уездная семинария для девочек; там же располагались и присутственные места. В татарской части города располагались русско-татарская школа, ряд музыкальных школ, а также частные школы Говхар-Аги (сестры последнего карабахского хана) и Самед-бека Агаева. Первый театр построил в 1896 году Мкртич Хандамирян (Хандамиров) (рядом с церковью Газанчецоц). В 1905 году было построено новое здание реального училища. В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы. Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом, самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами. В начале ХХ века в городе имелись две соборные и несколько квартальных мечетей и одна православная церковь. От старого города сохранились части крепостных стен, два замка (все — XVIII в.), многочисленные жилые каменные дома XVIII—XIX вв. в армянских кварталах, армянский собор. Улицы были довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличался некоторым благоустройством.
До 1920 г. в Шуше в разное время выходили в свет 22 газеты, из которых 20 на армянском языке и 2 — на русском.
Культурная жизнь
Шуша славилась своей богатой культурной жизнью. Переживала свой расцвет литература, музыка, архитектура. Действовало большое количество различных литературных, музыкальных сообществ — меджлисов.
В XVIII — начале XIX веков складывается шушинская школа мугамата, состоящая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители-мугаматисты (ханенде). Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всем Ближнем Востоке. Энциклопедия Британника связывает известность города Шуша (Нагорный Карабах) с особой ролью, которую он играл в сохранении и развитии всех жанров этого древнейшего вида искусства. Мугам, по мнению американского историка Рональда Сюни, наиболее сильно ассоциируется именно с городом Шуша.
Шушинские мастера-ханенде, своим появлением и деятельностью связанные с этим вечно «поющим городом», сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приемами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха (комплекса музыкальных мелодий).
В XVIII веке здесь жил и творил выдающийся азербайджанский поэт Молла Панах Вагиф. Его поэзия оказала огромное влияние на развитие азербайджанской литературы и музыки. Стихи Вагифа легли в основу многих народных песен. Поэзия Вагифа привлекала и исполнителей мугамов.
В Шуше родился, жил, творил и умер Мир Мохсун Навваб (1833—1918). Он внёс весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство, принимал участие в росписи шушинской мечети Говхар-ага.
Со второй половины XIX века в Шуше начинают организовываться музыкальные собрания — меджлисы. Среди них — «Меджлиси-унс», организованный Натаван, и «Меджлиси фарамушан», созданный поэтом, художником и музыковедом Мир Мохсун Наввабом.
Певцы и музыканты Харрат Кули, а после его смерти (1883) Кор Халифа организовали школы, в которых обучали юношей мугаму и игре на таре и кямачне. В 1898 в Шуше под руководством А. Ахвердова был поставлен первый музыкальный спектакль на азербайджанском языке — «Меджнун на могиле Лейлы» (по поэме Физули). Партию Меджнуна пел ханенде Джаббар Гарягды-оглы; именно с этой постановки начался творческий путь тогда еще тринадцатилетнего Узеира Гаджибекова.
1905—1906 годы
Первые армяно-азербайджанские столкновения в Шуше произошли в начале XX века. Ещё в конце XIX века, с целью ослабить влияние местной мусульманской знати, царское правительство наметило увеличить армянское представительство в местных административных органах. В результате реформ 1892 года армяне стали преобладать в городских думах таких городов, как Шуша, Баку и Эривань, где азербайджанское население составляло большинство, что вызывало недовольство среди азербайджанского населения. Вскоре, однако, царское правительство, обеспокоенное чрезмерно возросшим влиянием армянской буржуазии, в особенности в крупных городских центрах, начало проводить в жизнь политику нейтрализации её влияния, провоцируя конфликты с местным мусульманским населением. Последующие реформы властных структур привели к обострению обстановки в Шуше, как и на территории всего Азербайджана, вызвав теперь недовольство армянской интеллигенции, не желающей сдавать позиции в политической и экономической жизни. Вслед за событиями 1905 года в Баку, Елизаветполе и других городах Азербайджана армяно-азербайджанские столкновения начались также и в Шуше.
К 1905 году российская власть, недовольная нападениями армянских террористов на царских чиновников, решила испытать лояльность мусульманского населения. С этой целью среди населения Баку стали распространяться слухи, что армяне собираются напасть на процессию бичующихся мусульман в день Ашура. 12 января армянские солдаты-конвоиры закололи при попытке к бегству молодого татарина, обвинявшегося в покушении на убийство. 6 февраля родственник убитого Бабаев, решив отомстить, пытался застрелить этого солдата в толпе перед армянской церковью, но был убит толпой. Таким образом началась армяно-татарская резня, которая перекинулась на всё Закавказье. По другим сведениям, столкновения в Баку начались после убийства армянами азербайджанского школьника и бакалейщика.
В Шуше столкновения начались летом 1906 года, после обнародования манифеста дашнаков, призывающего к освобождению «святых армянских земель» от «персидских и азербайджанских элементов». Нападения начали осуществлять вооруженные формирования армянской националистической партии «Дашнакцутюн». 20 августа произошло убийство мусульманина, ответственность за которое была возложена на армян. 29 мая были убиты три армянина, после чего началась перестрелка, видимо начатая с армянской стороны. Сотни азербайджанцев и армян были убиты. Дороги, разделяющие армянские и азербайджанские кварталы, опустели. По сообщению очевидца событий, азербайджанского писателя драматурга Мамед-Саида Ордубади, по приказанию губернатора Голощапова начался обстрел азербайджанских сел, была оказана помощь армянам в столкновениях. Город был практически разрушен.
Согласно Каземзаде, столкновения в городе, вероятно, были начаты армянами. Согласно Луиджи Виллари, безнаказанность погромов в Баку активизировала мусульман в других районах, в том числе и в районе Шуши, где в июле было совершено нападение на армян — пассажиров омнибуса.
Обе стороны использовали тактику поджогов домов, что привело к массовым пожарам. Мусульмане попытались подвести подкрепление, однако эта попытка была пресечена армянской стороной. 1 сентября была организована попытка примирения при посредничестве вице-губернатора Елизаветополя, однако мусульмане возобновили нападение на армянскую часть города, но вынуждены были отступить, поскольку армяне ответили массовым огнём и использовали старую пушку, которая произвела всего несколько выстрелов, но навела большой ужас на нападающих. 2 августа в русской церкви было заключено перемирие между армянами и мусульманами. Число жертв столкновения составило 300 человек, из которых 200 были мусульманами, поскольку армяне были лучше подготовлены, и у них была лучшая позиция. Материальный ущерб составил около 5 миллионов рублей.
Во время армяно-мусульманской резни было сожжено множество домов армян и вся торговая часть, театр. В азербайджанском секторе сгорело около 80 домов. К началу 1907 года население города резко уменьшилось.
Согласно российским статистическим данным 1916 г., в Шуше проживало 43869 человек, из них 23396 составляли армяне (53 %) и 19121 — азербайджанцы (44 %).
1918
28 мая 1918 года Временный Национальный совет Азербайджана провозгласил создание самостоятельного государства — Азербайджанской Демократической Республики — на территории бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи, включая Карабах и Зангезур. Однако армянское население Карабаха и Зангезура категорически отказалось признать власть АДР. 22 июля 1918 г. в Шуше состоялся I съезд армян Карабаха, который провозгласил независимость Нагорного Карабаха и избрал своё собственное Народное правительство. В сентябре 1918 г., на II съезде армян Карабаха, правительство было переименовано в Армянский национальный совет Карабаха.
Новому правительству, по оценке армянского населения, удалось навести порядок в охваченной анархией области: «разнузданных укротили, разбойников прогнали, шпионы армяне Азербайджана были расстреляны. Жизнь стала входить в нормальное русло». В то же время в докладе члена Чрезвычайной следственной комиссии парламента АДР Н. Михайлова утверждалось, что именно в это время начались погромы мусульманского населения Шуши и Шушинского уезда со стороны армян. В докладе зафиксированы данные о более ста убитых мусульманах, включая женщин, стариков и детей. В докладе сообщается, что убийства мусульман сопровождались грабежами и хищением их имущества, поджогами домов и других построек.
Между тем правительство АДР попыталось подчинить себе Нагорный Карабах с помощью турецких войск, вторгшихся в Закавказье после подписания Брестского мира между Турцией и Советской Россией. Командующий турецкими войсками Нури-Паша предъявил Национальному совету Карабаха ультиматум о признании власти АДР, однако II съезд армян Карабаха, созванный 6 сентября 1918 г., отверг его. В сентябре Шуша была занята объединёнными азербайджанско-турецкими войсками, которые разоружили армянские части и произвели массовые аресты среди местной интеллигенции.
В конце 1918 г., после капитуляции Турции перед Антантой и ввода в Азербайджан английских войск, власть в Карабахе вновь перешла к Армянскому национальному совету (правительству) Карабаха.
1919 год. Двоевластие
15 января 1919 г. английское командование до окончательного решения спорных вопросов на Парижской мирной конференции утвердило генерал-губернатором Карабаха (c Зангезуром) назначенного азербайджанским правительством Хосров-бека Султанова. Султанов прибыл в Шушу 10 февраля 1919 г.
Национальный совет армян Карабаха отказался, однако, подчиниться Султанову, и в городе установилось фактическое двоевластие. 23 апреля в Шуше был созван V съезд армян Карабаха, который объявил «неприемлемой любую административную программу, имеющую хоть какую-то связь с Азербайджаном».
4 июня 1919 г. азербайджанская армия попыталась занять армянские позиции и армянскую часть города. После перестрелки азербайджанцы были отбиты, и стороны разведены английскими сипами, под охраной которых три дня спустя азербайджанская часть была введена в армянский квартал и заняла казармы. Согласно утверждениям Национального совета армян Карабаха, Султанов отдавал прямые приказы о резне и погроме в армянских кварталах («можете делать всё, только не поджигать домов. Дома нам нужны».
Одновременно с событиями в Шуше, азербайджанцы разгромили несколько армянских сел. 5 июня кочевники под предводительством Султан-бека Султанова (брата губернатора) полностью вырезали село Гайбаллу (армянск. Гайбалушен, было известно также как Кайбалукенд), находившееся, как особо отметили англичане, «непосредственно под Шушой на виду из дома Султанова». По данным англичан, из 700 жителей села в живых осталось 11 мужчин и 87 женщин и детей. Азербайджанский офицер, остановивший погромы двух армянских селений, был наказан Султановым. Основываясь на этих фактах, представитель английского командования полковник Клотерберг в своем докладе требовал отдачи Султанова под суд.
По данным расследования, проведённого азербайджанскими парламентариями (этническими армянами), во время событий в татарской части города бесследно исчезли 40 армян; депутаты же удостоверили и тот факт, что кочевники, захватив в Гайбаллу группу в 50 армянских крестьян — мужчин, женщин и детей, пригнали их к хачкару и там изрубили, заявив, что приносят жертву христианским святым; в нападении участвовали и азербайджанские солдаты.
Армянские дипломаты в Баку, со слов этих парламентариев, так оценивали общую обстановку: «Султанов, помимо регулярного войска, организовал во всём районе под именем милиции разного рода вооружённые разбойничьи шайки, которые своими дерзкими и наглыми действиями просто терроризировали армянское население Аскеранского района. Крестьяне не имеют возможности выйти за пределы села и обрабатывать свои обещающие хороший урожай поля и сады». В результате «призрак надвигающегося голода сильно тревожит крестьян», и это создало перелом в настроении: Национальный совет «настроен пойти на уступки Азербайджану».
12 августа в Шуше открылся VII съезд армян Карабаха. Тогда Султанов приказал перекрыть тракт Шуша-Евлах и все ведущие в Нагорный Карабах дороги, навёл пушки на армянскую часть города и ультимативно потребовал в течение 48 часов признать власть Азербайджана. Учитывая то, что английский гарнизон, готовясь к предстоящей эвакуации из Азербайджана, был выведен из Шуши, армяне оказались в безвыходном положении и 22 августа заключили соглашение, по которому Нагорный Карабах объявил, что считает себя «временно в пределах Азербайджанской Республики» (до окончательного решения вопроса на Парижской мирной конференции). Губернатор получал помощника-армянина и советников из 6 человек, из них трое армян и трое мусульман; армяне сохраняли самоуправление; Азербайджан имел право содержать гарнизоны в Шуше и Ханкенди только по штатам мирного времени; он не мог вводить войска в Нагорный Карабах иначе как с согласия Армянского национального совета; разоружение населения прекращалось до решения Парижской мирной конференции. Впрочем, это касалось только По сообщению побывавшего в Карабахе британского журналиста Роберта Скотланд Лидделла, в регионе установился мир, какого, по словам жителей, не было никогда.
Советский период
Мартовские события явились серьёзным ударом для Шуши. Численность её населения упала в несколько раз — с 67 тысяч до 9 тысяч (и даже до 5597 человек 1932 году[82]) и с тех пор так и не поднималась выше 17 тысяч в 1989 году (подробно см. История Нагорного Карабаха). Шуша потеряла свое былое значение; столицей Нагорно-Карабахской автономной области был выбран Степанакерт, Шуша же стала одним из районных центров.
В конце 1970-х на могиле поэта и государственного деятеля XVIII века Молла Панах Вагифа был воздвигнут мавзолей, на открытии которого присутствовал Гейдар Алиев.
В 1977 году постановлением Совета Министров Азербайджана Шуша была объявлена городом-заповедником.
По данным последней переписи населения, проводившейся в СССР в 1989 году, в Шуше проживало 17 тысяч человек; азербайджанцы составляли 98 % всего населения города. В мае 1988 года последние армянские жители были депортированы из Шуши, а уже осенью 1989 года были разрушены надгробные памятники армянского кладбища.