Пуболь — замок супруги Сальвадора Дали — AtlasMap.ru

Пуболь — замок супруги Сальвадора Дали

Пуболь — замок супруги Сальвадора Дали

«Это как же надо любить женщину, чтобы делать ей такие подарки!», — сказал один из членов тургруппы, приехавшей из Фигераса в Пуболь — в деревеньку, в которой стоит замок супруги Сальвадора Дали Гала. Наш гид, женщина интеллигентная, знающая о Дали все, грустно улыбнулась и ответила: «Она тоже его любила. Хотя и несколько своеобразно… Они вообще были своеобразными людьми».

Статья: Пуболь — замок супруги Сальвадора Дали

Сайт: turist.rbc.ru

Мы бродили вокруг замка, дожидаясь, когда его стены покинет предыдущая группа туристов. Замок-то только называется замком. На самом деле это высокий, в три этажа, изрядно облезший каменный дом с тесным внутренним двориком и окнами-бойницами. Никаких гулких сводов — внутри махонькие тесные комнатки, выбеленные известью, и узенькие лестницы. К слову, лестницы перестроены после смерти Гала, с одной из них, наружной, она упала, сломала шейку бедра (ей было 87 лет), что и стало впоследствии причиной смерти.

Почему ее все называют Гала, а не Галина? Русская же женщина? Потому что имя у нее иное — Елена Дьяконова. Поэтому Гала — это вовсе не Галина. Гала — праздник, шоу, представление. Галина по-испански… курица.
В замке Пуболь, который Дали подарил супруге в 1968 году в обмен на обещание не уходить от него и сам поклялся не приезжать к Гала без разрешения, нас поразило множество деталей. Собственно, они поражают всех, кто хотя бы мимолетно прикасается к творчеству Дали. В тихом садике у замка есть пруд. Он украшен бюстами Вагнера — любимого композитора Дали. Почему этих бюстов не один и не два? Почему их, совершенно одинаковых, так много? Так захотелось Мастеру… А почему в саду возвышаются слоны на мушиных ножках? Что это символизирует? Ничего. Еще одна фантазия Дали, на которые он был так богат.
Там много удивительного и даже шокирующего. Манекен, на который надето платье Гала и ее парик. Этот манекен помогает представить размеры этой женщины. Она была очень миниатюрна, хотя на картинах Дали (а она была единственной его моделью) Гала выглядит женщиной крупной, статной. К слову, этот манекен, который виден туристам со спины, производит жутковатое впечатление.
Две спальни, в одной из которых Гала принимала мужа, в другой — неких испанских… мальчиков. Уже глубокой старухой. Ей бы вязаньем заниматься или нянчить внуков. Да только не было у них внуков, потому что не было и детей.
Внизу, во дворе, стоит апельсиновый автомобиль Datsun, любимая машина четы Дали. В гараже — американский черный лимузин, который знаменит тем, что на нем Дали и его водитель увезли мертвую Гала в Мадрид, усадив на сиденье, как живую…
Там много любопытного. Но побывав в Фигерасе, в театре-музее Дали, мы уже ничему не удивлялись. Побродили по закоулочкам маленького замка. По саду, в котором этих закоулочков ничуть не меньше. Потрогали оранжевый Datsun. А потом по узенькой лестнице поднялись на веранду замка.
И вот здесь, на этой веранде, осознали их выбор. С веранды, уставленной восточными пуфами, на которых очень удобно валяться, открывался вид на пшеничное поле… Был август месяц, вторая половина. Пшеница созрела. Ярко-желтые колосья сгибались под тяжестью зерен. И при дуновении ветерка поле начинало волноваться, словно желтое море… Под верандой, вокруг оранжевого автомобиля, на деревьях висели зрелые апельсины. Один из них упал. Кто-то поднял его и положил на капот машины. И получилась неправильная, в духе Дали, композиция в оранжевых тонах. И нам показалось, что сейчас с лестницы следом за нами спустится сама Гала. И мы с ней заговорим.
Спустилась наш гид. Дорассказала о том, что не успела. Потом отвела нас в сувенирную лавку, расположенную здесь же, чтобы купить альбомы репродукций Дали и наборы открыток…
Мы вышли на улочку. Деревня деревней. Напротив входа в замок сельский магазин — сувенирный, конечно. Чистенькая улица, чистенькие дома. Внизу — стоянка для здоровенных туристских автобусов. И… капустные делянки, зрелая фасоль, виноградники.
Наш гид задумчиво сказала: «Сколько раз здесь бываю, столько раз поражаюсь не замку, а вот этим домам жителей Пуболя. Присмотритесь. Вы не замечаете ничего необычного?»
Мы присмотрелись. И — заметили. Перед автобусной стоянкой, чуть в стороне от замка, возвышался дом, вся стена которого, верхняя часть, была огромным окном. Другой дом был выложен из больших выпуклых валунов, придающих стенам особый рельеф. Третий… третий дом был просто хорош.
«Неужели это дома простых сельских тружеников?», — спросили мы. «Самых что ни на есть простых. Не художников и не миллионеров. Просто эти люди неосознанно поддаются влиянию Дали. И в их деревне всегда полно гостей со всего света. Хочешь или нет, надо соответствовать».
Замок Пуболь не особенно большой памятник. Его можно осмотреть за какие-то сорок минут, причем в подробностях, вникая во все детали. Ну, максимум за час. У нас было полтора часа. И мы успели обойти замок со всех сторон. Побродить по краю пшеничного поля. Погулять по деревне, чтобы убедиться, что это именно деревня, а не сюрреалистические декорации.
Наверное, памятники каким-то образом влияют на жизнь здешних мест. Облагораживают ее, заставляют думать о красоте строений и самих людей. За всю экскурсию мы не увидели ни одного замызганного деревенского мальчугана… Тут же вспомнились пушкинские места. Унылая и тоскливая жизнь соседних деревень. Что-то с нашими достопримечательностями не так. Что-то не складывается в общую картину. Пушкин отдельно, проживающий рядом народ отдельно. А здесь, в Пуболе, все вместе — и Гала с ее безумным мужем, и каталонские крестьяне…
На обратном пути в Санта-Сусанну нас завезли в шикарный винный погребок — на дегустацию. Оказалось, что это мероприятие входит в комбинированную экскурсию — Фигерас, Пуболь и бесплатный дегустационный выпивон. Погребок был тщательно исследован, перепробованы вина из всех бочек. Не помешали даже крохотные размеры рюмочек, намекавшие, что надо и честь знать… Какая честь, что вы?! Да и не выпиваем мы — дегустируем.
Надегустировались так, что с трудом вернулись в автобус. Уже рассевшись по местам, прихлебывая из пластиковых бутылок живое испанское вино и бурно обсуждая подробности минувшего дня, мы спросили у нашего гида, а какое вино любил Дали. И она ответила со своей неизменной грустной улыбкой, которую я никак не могу забыть: «Никакое. Он был трезвенником».