Беэр-Шева

Беэр-Шева

В настоящее время в Беэр-Шеве проживает около 200 тысяч человек. Город является административным центром юга Израиля. Здесь расположен ряд учебных учреждений, в том числе Университет Бен-Гуриона, больница Сорока (вторая по величине в Израиле), городской театр, региональные отделения различных правительственных служб. В настоящее время город также является крупным культурным и промышленным центром. Библейская Вирсавия (Тель Беэр-Шева) расположена северо-западнее современного города; в 2005 году получила статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Статья: Беэр-Шева

Сайт: Википедия

Согласно Библии, Авраам (а впоследствии и Исаак) вырыли здесь колодцы; здесь же Исаак заключил союз с Авимелехом, царем Герары, принеся при этом в жертву — в знак клятвы верности — семерых овец. Название «Беэр-Шева» возводится к обоим этим событиям. Сейчас на месте легендарного колодца работает музей. Расположена Беэр-Шева в Северном Негеве, в 81 км от Иерусалима, в 115 км от Тель-Авива и в 240 км от Эйлата. Если считать возраст города от первого упоминания в письменных источниках, а именно в Торе, получается цифра около 3700 лет.


Со времен Авраама и до наших дней Беэр-Шева остаётся транспортным узлом, контролирующим дороги к Красному морю, Египту и Палестине. Вследствие этого за контроль над этим важным стратегическим пунктом из века в век разгорались кровопролитные бои. Здесь проливали кровь и египтяне, и римляне, и византийцы, и крестоносцы.
Бесконечные войны не способствовали росту численности населения Беэр-Шевы, и в XIII веке город прекратил своё существование. Но в 1900 году, во времена турецкого правления, Беэр-Шеву начали отстраивать заново как административный центр, контролирующий южные территории Палестины. В ходе кровопролитных боев войска Британской империи под командованием генерала Алленби в 1917 году выбили турок из Беэр-Шевы, и, в настоящее время, в городе существует кладбище погибших в боях австралийских солдат (Беэр-Шеву брали подразделения, сформированные из жителей британских доминионов). В 1948 году Британская империя покидает Палестину, и, в ходе Войны за независимость Израиля, Беэр-Шева вошла в состав Израиля.
Медный век (4—3 тысячелетия до н. э)
В период халколита на берегах вади Беэр-Шева существовала т. н. беер-шевская культура, от которой сохранилось 7 объектов, из которых три находятся в пределах города: колодец Абу-Матар, колодец Цафад (район Неве-Ной) и руины Батар. По некоторым мнениям, эти поселения никак не были связаны между собой, по другим, они являлись частями большой разбросанной деревни, причём каждая часть специализировалась на производстве разных орудий: в Абу-Матар плавили металл, а в Цафад изготавливали предметы из кости, камня и слоновой кости. Интересно развитие в этой культуре жилья, которое на ранних этапах характеризовалось подземными помещениями, что уникально для Палестины (некоторые исследователи усматривают в этом доказательство того, что население этих жилищ пришло в данный регион из мест, где почва позволяла строить подобное жильё). На первом этапе выкапывались большие залы, служившие для ночлега и хранения, вход в которые был через дворик на склоне холма, где занимались ремеслом; из-за величины помещений, выкопанных в мягком лёсе, своды часто обрушались, поэтому на следующем этапе жители перешли к строительству небольших подземных помещений, которые соединялись узкими коридорами. После этого все объекты были заброшены на некоторое время. На третьем этапе строения являлись полуподземными, то есть землянками- это были круглые помещения, обычно устроенные на месте обрушения подземных залов. И, наконец, на последнем этапе появились настоящие каменные надземные дома. Существует мнения, что подземные помещения никогда не являлись жилыми, а лишь служили складами.
В Беэр-Шеве были сделаны и другие находки, выделяющие её из остальных археологических объектов Палестины: например, известные статуэтки из слоновой кости, изображающие мужчину с углублениями на лице (видимо, символизировавшие волосы), и женщину с подчёркнутыми половыми органами, названную «беер-шевской Венерой» и другие предметы из этого материала. Слоновая кость, несомненно, доставлялась из Африки, что указывает на связь с Египтом; а базальтовые инструменты, которые не могли быть изготовлены в Беэр-Шеве, демонстрируют наличие связей с северным Ханааном.
Ещё можно отметить то, что в Беэр-Шеве найдены свидетельства существования металлургии, самые древние в Израиле. В основном, там выплавлялись медные предметы среднего качества. Выплавка производилась в небольших печках радиусом 30-40 см и высотой 12-15 см, которые были сделаны из глины, укреплённой соломой.
Экономика данной культуры была основана на культивации пшеницы и ржи и разведении овец и коз.
Культура медного века исчезла в Беэр-Шеве и остальном Ханаане ок. 3150 г. до н. э. так же внезапно, как и появилась. В бронзовом веке, в течение около 2000 лет, этот район был полностью заброшен.
Библейский период (около 1200 — около 500 до н. э.)
Беэр-Шева неоднократно упоминается в Библии в качестве самого южного города колена Иуды и всего Ханаана, например в выражении «от Дана до Беэр-Шевы» (3 царств 5:5). В тот период в Негеве существовали, в основном, большие неукреплённые поселения, и Беэр-Шева была значительным центром активности в регионе. Библейская Беэр-Шева расположена восточнее современной, в Тель-Беэр-Шева, далее указаны культурные слои при раскопках этого теля.
На первом этапе (IX слой) в каменистом холме вырубались ямы для жилья, работы и хранения; вероятно, рядом стояли и простые жилые постройки. На следующем этапе (VIII слой) в ямах добавились стены, рядом были возведены каменные строения. Считается, что эти слои относятся к XII веку до н. э.
После этого вершину холма разровняли и на ней было воздвигнуто поселение с овальным укреплением (VII слой). Жилые дома были возведены изнутри и прилегали к стенам крепости. В конце XI-ого века поселение разрослось за пределы укрепления в сторону колодца. От укрепления был найден только юго-восточный угол. Видимо, опасное время продолжалось недолго, потому что в следующем, VI-ом слое, дома были построены на месте разобранного укрепления. После этого слоя, вероятно, в начале царствования Давида, что соответствует первой четверти 10 века до н. э., холм вновь разровняли и там возвели настоящий укреплённый город.
В четырёх верхних слоях (V-I) Беэр-Шева являлась большим укреплённым городом, административным и религиозным центром Негева. Особенно заметна толщина укреплений, сопоставимая с городами, бо’льшими в 5 раз. Колодец специально был оставлен за стенами, для использования караванами и прохожими. V слой полностью погиб в большом пожаре, поэтому есть много находок того времени. Видимо, это являлось следствием экспедиции в Ханаан фараона Шишака, возможно, город упоминается в его списках под названием «Хегер Аврам». Впоследствии (IX-ый век) город был восстановлен по первоначальному плану, не считая мелких изменений.
В позднеизраильский период город был полностью перестроен. Из-за масштабных раскопок и малого размера теля, на сегодняшний день Тель-Беэр-Шева является наиболее сохранившимся из израильских городов того времени. Жилые дома занимали около двух третей площади города: существовало 60 домой, вмещавших в себя около 500 человек. Остальная территория была занята улицами, укреплениями, складами, системой водоснабжения и святилищем. Город был превосходно спланирован для того времени: он был возведён на вершине холма, предоставлявшем возможность наблюдения и обороны и прохладу в жаркие дни; ни один дом не выходил за линию улицы, в III слое укрепления были перестроены и усилены и улучшена система водоснабжения, представляющая собой квадратную шахту со ступенями, позволяющими спуститься до уровня подземных вод. Улицы расходятся веером от главных ворот, ещё одна идёт по его окружности. Площадь у городских ворот являлась центром города, где происходила торговля, суды и прочая общественная деятельность. В городе была система дренажа, уводящая дождевую воду через улицы за город, в колодец. Кроме обогащения колодца дождевымыми водами, система предотвращала разрушение глинобитных домов. Главным зданием города был склад, где хранилось в основном зерно, он состоял из трёх залов, средний из которых являлся проходом; эта находка прояснила назначение подобных зданий, раскопанных ранее во многих израильских городах, и названных конюшнями, так как в них были найдены лишь кольца для привязывания скотины, а до раскопок в Тель-Беэр-Шева не было замечено следов зерна. Самое роскошное здание города- двухэтажный дворец правителя. Были найдены фрагменты «рогатого жертвенника», самого большого и красивого в Израиле; их нашли вделанными в стену склада, это, скорее всего, было сделано во время религиозной реформы царя Хизкии. II слой был разрушен во время похода ассирийского царя Санхериба в 701 году до н. э., и это место пустовало до постройки персидского укрепления через 300 лет после этого.
Римско-византийский период (63 год до н. э. — 634 год н. э.)
В элленистическую эру в Беэр-Шеве существовали только маленький сторожевой пост и храм, разрушенные Александром Янаем при захвате этих мест.
В римский и византийский периоды город стоял на месте нынешнего старого города, на Тель-Беэр-Шева были найдены руины византийской церкви. С римских времён почти не осталось свидетельств, в то время Беэр-Шева уступила звание регионального центра таким городам как Газа или Мемфис, к тому же, при постройке города в XX-ом веке турки использовали камни с развалин, поэтому сведения о Беэр-Шеве того времни основаны, в первую очередь, на письменных источниках.
Беэр-Шева была пограничным городом между Иудейским царством и набатейскими районами. Когда в 63-64 г. до н. э. Помпей захватил Иудею, она стала римским пограничным городом. Веспасиан и последующие императоры стали строить на границах империи укреплённый барьер- лимес (лат. limes), и Беэр-Шева стала его частью. После 268 года, при иллирийских императорах, город достиг вершины своего процветания — регион стал безопасным, торговля процветала, здесь был центр епархии. После вторжения персов Беэр-Шева сильно пострадала, а после арабского вторжения вовсе исчезла с карты, остались только руины домов и соборов, которые видели путешественники и в 19-ом веке.
Османский период (1900—1917)
Со времени арабского вторжения в 7 веке в Беэр-Шеве не существовало постоянных поселений, она была предана забвению, европейские исследователи не могли указать её расположение, некоторые считали, что она находилась на месте Бейт-Гуврин, и только в 1806 году исследователь Зетцен определил её настоящее местонахождение.
В 19-ом веке Палестиной владела Османская империя, но её власть над южными землями была чисто номинальной: города были далеко, дороги контролировались племенами кочевников, между которыми то и дело разгорались яростные войны. В 1887 году, когда началась война между племенами Тарабин и Азазме, которые обратились к властям за помощью, турки послали в пустыню военные части и навели порядок. Тогда же главный шейх Азазме установил на месте нынешней Беэр-Шевы свой шатёр и предоставил свои услуги властям; вдобавок, тот период характеризовался развитием и заселением во всей империи.
Существует несколько причин основания османской Беэр-Шевы (как и предыдущих поселений) именно на данном месте:
Беэр-Шева являлась точкой, где граничили три крупных бедуинских племени: Азазме на юге, Тиаха на востоке и Тарабин на западе.
На этом месте пересекались главные дороги, ведущие в Хеврон, Газу, Ницану, Араву, Акабу, Синай и Египет.
Удобная переправа через вади Беэр-Шева
Большое сосредоточение колодцев (высокий уровень грунтовых вод)
Последний фактор являлся наиболее важным, ведь колодцы Беэр-Шевы продолжали служить караванам и кочевникам и при отсутствии всяких поселений, здесь встречались бедуины со всей округи. Подземный водоносный слой позволил туркам построить красивый город с садами и фонтанами, и город снабжался исключительно местной водой до основания государства Израиль.
В 1900 было официально принято решение основать здесь город, который стал административным и экономическим центром Негева, выделенным для этого из округов Газа и Хеврон. Для создания города власти приобрели у бедуинов 2500 дунамов земли и стали продавать землю желающим поселиться там, бедуинам в таком случае земля передавалась бесплатно. По одному источнику, архитекторами, спроектировавшими город, являлись два турка, которым помогали иностранцы — швейцарец и немец. Они хотели построить современный город с сетью перекрещивающихся улиц, игнорируя местные условия, что впоследствии затрудняло прокладку городской инфраструктуры. Большинство домов было построено из камней византийских развалин или из добытых на местной каменоломне (ныне — геологическо-ботанический парк).
Первым построенным зданием была Сарайя (мэрия), построенная вторым наместником, Мухаммадом Джар-Аллой. После этого город стал быстро развиваться — в 1903 году, по описанию профессора Шейнфельда, в городе было 38 готовых домой и 12 в процессе строительства, на главной улице работали 12 лавок, а население города составляло 300 человек; в 1912 году оно возросло до 1000 человек и появились многие общественные здания: мечеть (1906), школа для бедуинских детей (1913), дом наместника, станция и железная дорога в Иерусалим и Дамаск. Первая мировая война дала толчок развитию города, который служил для турок южной военной базой для войны с британцами, находившимися в Египте. Для этой цели были построены укрепления, дороги, обычные и железные, население города выросло ещё больше.
Подмандатная Беэр-Шева (1917—1948)
В Первую мировую Беэр-Шева играла для турок ту же роль, что и для римлян: она являлась восточным опорным пунктом в южной линии обороны, начинавшейся в Газе, и построенной в 1917 году; она хорошо подходила для этой роли, так как она контролировала дороги и в ней было много колодцев.
Командующий Египетским экспедиционным корпусом был сэр Арчибальд Мюррей, но после провала двух лобовых атак на мощно укреплённую Газу, его сменил на посту генерал Алленби, которого послали в Египет посли неудач на западном фронте. Алленби решил атаковать Беэр-Шеву. Благодаря эффективной дезинформации и молниеносной атаке австралийской лёгкой кавалерии он добился успеха, и вслед за Беэр-Шевой пал южный фронт осман, а потом — и вся Палестина.
При английском правлении развитие города остановилось, многие организации, работавшие на военные нужды, стали ненужными, нарушились связи между городом и окружающими племенами. В первую очередь британцы занялись восстановлением разрушенных инфраструктур и колодцев, так как стала остро ощущаться нехватка воды. Беэр-Шева всё-же продолжала играть роль торгового центра — каждую среду действовал базар, на который приезжали торговцы не только с округи, но даже из Египта, Саудии и Ирака. В 1928 год в городе действовало 14 «заводов» — на большинстве из них работало не более четырёх человек.
Как и предыдущая война, Вторая мировая дала городу стимул к развитию — снова появились военные базы, а жители стали подрядчиками, строителями и поставщиками британской армии. Заводы и магазины тоже процветали, возросший спрос привёл к росту доходов горожан и окрестных крестьян.
В 1937 году был опубликован план развития города, в котором была предусмотрена большая часть для жилого сектора и выделен участок на востоке для промышленности. Англичане устроили в городе военное кладбище, разобрали железную дорогу, построили школы и полицейский участок. На перекрёстке Уджа-эль-Хафир-Курнуб была построена таможня, и с 1929 года бедуины, въезжавшие в город, должны были оставлять там оружие. После ликвидации железной дороги были отремонтированы и заасфальтированы грунтовые дороги, ведущие в Беэр-Шеву.
Население города выросло с 2356 человек в 1922 году до 6490 в 1946.
Беэр-Шева в составе государства Израиль (1948 — наши дни)
По решению ООН Беэр-Шева отходила арабскому государству (южная оконечность центральной части). В начале Войны за независимость в ней базировались нерегулярные арабские подразделения. В мае 1948 года в город вошли египтяне, а 21 октября Беэр-Шева была взята израильской армией.
После войны в городе селили демобилизованных солдат (население в конце 1949 года — 200 человек); в феврале 1950 года был учреждён городской муниципалитет и в Беэр-Шеву стали направлять новых репатриантов. В результате политики рассредоточения населения страны, город стремительно рос- с 8300 человек в 1950 до 20500 в 1955 и 65200 в 1965 году. В 70-ые годы рост населения затормозился и даже наблюдался отрицательный баланс, но в 90-ые годы, во время Большой алии, развитие возобновилось и в городе поселилось около 35000 новых репатриантов.
Городское планирование Беэр-Шевы всегда характеризовалось многочисленными ошибками и пренебрежением реальной ситуацией: турки решили построить в пустыне город по римско-европейской модели, проигнорировав ландшафт и речное русло; первые израильские архитекторы города собирались создать город-сад, разделённый на концентрические замкнутые районы (Алеф, Бет, Гимель), в результате чего на окружающих холмах были построены районы, совершенно оторванные друг от друга, сообщение между которыми заметно страдало во время зимних дождей. Позже власти поняли, что допустили ошибку, и стали стягивать всю деловую и прочую активность в нынешний городской центр.
С 1950 года в городе сменилось 8 мэров:
Давид Тувиягу: 1950—1961
Зеэв Зризи: 1961—1963
Элиягу Нави: 1963—1986
Моше Зильберман: 1986—1989
Ицхак Рагер: 1989—1997
Давид Бунфельд: 1997—1998
Яаков Тернер: 1998—2008
В 2008 году на муниципальных выборах победил Рубик Данилович (р. 1971), в прошлом — близкий соратник Тернера.
Достопримечательности
Тель Беэр-Шева — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в 5 километрах восточнее старого (турецкого) города, библейская Беэр-Шева.
Колодец Авраама — туристический центр, экспозиция. На этом месте находится колодец, выкопанный, согласно бедуинской традиции, праотцом Авраамом; на самом деле датируется византийским периодом.
Сарайя (сегодня — полицейский участок) — двухэтажное турецкое здание, построенное в 1901 году вторым наместником Беэр-Шевы, где была сосредоточена вся административная деятельность.
Мечеть — в послании иерусалимского наместника в Стамбул он так описывает Беэр-Шеву: «…маленький город, пример религиозного рвения и радость ислама; город притягивает сердца благодаря святой мечети». Построена в 1906 году Асаф Беем, вторым наместником. Суммы, выделенной властями на её строительство, не хватило, так как местные подрядчики проворовались и сбежали с деньгами. Тогда Асаф Бей обложил окрестные племена особым налогом в 400 лир, а новый подрядчик был вызван из Иерусалима; за её строительство наместник получил награду и был повышен по службе. Путешественники отмечали её красоту, контрастировавшую с захолустным городом, и даже в 1946 году она являлась главной мечетью Негева.
Дом наместника, сегодня — Негевский музей искусства. Двухэтажное здание; как было принято у турок, первый этаж был официальным, там принимали посетителей и встречали гостей, на второй, личный, этаж вела отдельная лестница со двора.
Дом Ареф-эль-Арефа — Ареф-эль-Ареф, назначенный наместником Беэр-Шевского округа в 1929 году, построил в 1937—1938 гг. напротив дома наместника, в котором и жил вначале, роскошный дом с красноватыми доломитовыми колоннами, доставленными из окрестностей Иерусалима, с фонтаном во дворе; после Войны за независимость дом долгое время служил отделением Шекема, сегодня там располагается офис строительной компании.
Железнодорожная станция и Водонапорная башня, площадь Ата-Тюрка. Железнодорожная станция была конечной станцией дороги, шедшей из Дамаска через Иерусалим, далее турки планировали продолжить пути до Египта, который надеялись отбить у англичан; пути были доведены до Ауджа эль-Хафира, где тоже есть руины станции. Для наполнения паровозов рядом была построена овальная водонапорная башня. Рядом со станцией в 2007 году к девяностолетию битвы за Беэр-Шеву турецким правительством была установлена стела в память об османских солдатах, погибших за этот город; в основании которой находится памятная плита, установленная британцами после победы; у стелы стоит бюст Ата-Тюрка.
Школа для детей шейхов — планируется её включение в строящийся научный парк. Англичане устроили в этом турецком здании школу для бедуинов, желая привить им навыки земледелия.
Британское военное кладбище — место захоронения 1239 британских солдат, погибших в битвах Первой мировой войны в Негеве.
Парк Алленби — находится в старом городе, между зданием сарайи и домом наместника. Парк украшает бюст генерала Алленби.
Мемориал бригады «Негев» — открыт 8.10.1968.
Турецкий мост — железнодорожный мост через вади Беэр-Шева.
Центр евреев Эфиопии
Бейт Эшель — еврейский форпост, основанный в 1943 году и оставленный во время Войны за независимость.
Университет Бен-Гуриона
Бедуинский базар — проводится раз в неделю со времён османского владычества.
Молодёжный центр «Старт-Ап»— первый молодёжный центр в Израиле (на сегоняшний день открыто более 30 подобных центров).





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.