Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo) — AtlasMap.ru

Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo)

Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo)

Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo) – оперный театр в Неаполе, Италия (Naples, Italy). Театр Сан-Карло является старейшим непрерывно действующим оперным театром в Европе (Europe) и был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (UNESCO World Heritage). На момент завершения строительства это был самый большой оперный театр в мире, вмещавший 3300 зрителей.

Автор: Елена Мурзина

Статья: Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo)

Сайт:

Театр был основан королем Испании Карлом III (Charles III of Spain) из испанской ветви династии Бурбонов (Bourbon). Карл III был также и королем Неаполя под именем Карла VII (Charles VII of Naples), по-итальянски – Карло (Carlo VII). Театр был открыт 4 ноября 1737 года, в день королевских именин, и первой оперой, исполненной на его сцене, стал ‘Ахилл на Скиросе’ (Achille in Sciro) композитора Доменико Сарро (Domenico Sarro) по либретто известного поэта и драматурга Пьетро Метастазио (Pietro Metastasio). Кроме того, Сарро дирижировал оркестром в двух балетных интермедиях, созданных Гаэтано Гроссатеста (Gaetano Grossatesta). В декабре 1737 года Сарро получил за создание оперы и ее постановку 220 дукатов из королевской казны.

Театр был построен по приказу короля и по проекту архитекторов Джованни Антонио Медрано (Giovanni Antonio Medrano) и Анджело Каразале (Angelo Carasale), поскольку Карл желал подарить Неаполю новый и больший по размеру театр, чтобы заменить им старый обветшавший театр Сан-Бартоломео (Teatro San Bartolomeo), построенный в 1621 году. Сан-Карло восхищал горожан своей архитектурой, обилием золотых украшений и роскошной синей обивкой (золотой и синий были официальными цветами Бурбонов).
В 1770-м одним из зрителей театра стал юный композитор Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart). В 1799-м, во время Неаполитанской Республики, театр изменил свое название на Национальный театр Сан-Карло (Teatro Nazionale di San Carlo) – однако после падения Республики прежнее название вернулось. 12 февраля 1816 года Сан-Карло был уничтожен пожаром, но по приказу короля Фердинанда IV (Ferdinand IV), сына Карла III, театр восстановили в течение десяти месяцев под руководством архитектора Антонио Николини (Antonio Niccolini). Новый зрительный зал Сан-Карло, традиционной подковообразной формы, вмещал 1444 кресла, ширина авансцены составляла 33,5 м, высота – 30 м, глубина сцены – 34,5 м. Торжественное открытие восстановленного Сан-Карло состоялось 12 января 1817 года и было отмечено исполнением кантаты ‘Сон Партенопы’ (Il sogno di Partenope) композитора Иоганна Симона Майра (Johann Simon Mayr). Стендаль (Stendhal) посетил театр на второй вечер после открытия и остался в полном восторге – он считал, что ни один европейский театр не может сравниться по красоте и изяществу с неаполитанской жемчужиной оперы.
С 1815 по 1822 год музыкальным руководителем театра был Джоаккино Россини (Gioachino Rossini), написавший за это время десять новых опер, в том числе, ‘Отелло (Otello)’, и эти сезоны стали одними из самых важных и плодовитых в истории Сан-Карло. Затем его заменил Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti), художественный руководитель с 1822 по 1838 год, и с 1823 по 1844 на сцене Сан-Карло состоялось не менее 16 мировых премьер, в том числе его шедевр ‘Лючия ди Ламмермур’ (Lucia di Lammermoor) .
В 1844 году театр пережил еще один ремонт под руководством сына Николини, Фаусто (Fausto Niccolini). Основным изменением во время нового вмешательства в интерьер Сан-Карло стала замена синего цвета на традиционный сегодня красный цвет. Помимо создания оркестровой ямы, предложенной Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), который также ставил на сцене Сан-Карло свои оперы, в 1890 в театр провели электричество, что позволило снять огромную центральную люстру. Кроме того, было построено новое фойе и новое крыло для гримерных. За исключением этого, театр не претерпел существенных изменений до бомбардировки в 1943 году, во время Второй мировой войны. Стоит, однако, отметить, что силами войск союзников театр быстро отремонтировали, и он вновь открыл свои двери 16 декабря 1943 года. В последний раз театр подвергался реконструкции в 2009 и 2010 годах, когда производились масштабные работы по обновлению сцены и зала.
К концу 19-го века и в начале 20-го с театром сотрудничали Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini) и другие представители веризма, включая великих Пьетро Масканьи (Pietro Mascagni), Руджеро Леонкавалло (Ruggero Leoncavallo), Умберто Джордано (Umberto Giordano) и Франческо Чилеа (Francesco Cilea).