Мариинский театр (Mariinsky Theatre) — AtlasMap.ru

Мариинский театр (Mariinsky Theatre)

Мариинский театр (Mariinsky Theatre)

Мариинский театр – театр оперы и балета, расположенный в Санкт-Петербурге. С самого своего открытия в 1860-м является одним из важнейших центров музыки в России; именно здесь шли премьеры шедевров Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова.

Автор: Иван Матковский

Статья: Мариинский театр (Mariinsky Theatre)

Сайт:

Название свое театр получил в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II; по сей день в главном фойе театра стоит её бюст. С течением времени – и изменением политической обстановки в стране – театр не раз переименовывался. В 1920-м его назвали Государственным академическим театром оперы и балета; продержалось новое название лишь 4 года – в 1924-м к нему было приписано ‘Ленинградский’. В качестве Ленинградского государственного академического театра оперы и балета бывшая Мариинка просуществовала до 1935-го, после чего была вновь переименована – на сей раз в Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Свое нынешнее название – Государственный aкадемический Мариинский театр – театр получил лишь через 57 лет, в 1992-м; впрочем, даже сейчас нередко можно встретить и старое, ‘кировское’ имя.

Проект императорского государственного театра оперы и балеты в Санкт-Петербурге был инициирован еще в 1783-м Екатериной Великой; итальянские балетные труппы выступали при дворе с начала века и отсутствие собственного театра порядком раздражало многих любителей искусства. Какое-то время приютом для оперных и балетных постановок служил деревянный театр Карла Книппера на Царицыном Лугу, близ нынешнего Тройного Моста. Нередко использовали для представлений и Эрмитаж – впрочем, туда приглашали лишь самые сливки общества, избираемые лично императрицей.
В 1783-м по проекту Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi) был построен Большой Императорский Каменный Театр; долгое время он был неформальным центром культурной жизни северной столицы. В 1849-м часть публики у него оттянул Конный Цирк; когда же цирк через десять лет сгорел – буквально до основания – архитектор Кавос (Cavos) построил новое здание, призванное стать величайшим оперным театром мира. Зрительный зал на 1625 человек, выполненный в характерном итальянском стиле – в виде буквы U – впервые был опробован на практике 2-го октября 1860-го; ‘обновили’ Мариинский театр оперой Михаила Глинки ‘Жизнь за царя’.
В 1886-м – из-за сильного обветшания Большого Каменного Театра и активной деятельности директора Мариинки Ивана Всеволожского – в Мариинский театр перебрались сразу Императорский балет и Императорская опера. Разумеется, это сильно повлияло на статус театра – был проведен ряд дополнительных ремонтных работ. Александр III организовал очередную пафосную церемонию открытия – на которой и был представлен первый оригинальный балет Мариинки, ‘Les Pilules magiques’.
Именно в стенах Мариинского театра Мариус Петипа (Marius Petipa) представил вниманию публики большинство своих шедевров – вроде ‘Спящая Красавица’ 1890-го, ‘Щелкунчик’ 1892-го, ‘Раймонда’ 1898-го и легендарную обновленную версию ‘Лебединое озеро’ со Львом Ивановым 1895-го. Среди других значительных премьер следует особо отметить ‘Борис Годунов’ Мусоргского, ‘Пиковая Дама’ и ‘Иоланта’ Чайковского, ‘Ромео и Джульетта’ и ‘Золушка’ Прокофьева, ‘Золотой петушок’ Римского-Корсакова и ‘Спартак’ Хачатуряна. Именно сцена Мариинского театра стала ‘путевкой в жизнь’ для целого ряда известнейших русских и советских танцоров – здесь дебютировали Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская, Анна Павлова и Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Марина Семенова, Джордж Баланчин и Рудольф Нуриев, Галина Уланова и Наталья Макарова, Михаил Барышников и Ирина Колпакова.