Дортмунд — AtlasMap.ru

Дортмунд

Дортмунд

Дортмунд (нем. Dortmund) — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия. Население 587,1 тыс. человек (2007).

Статья: Дортмунд

Сайт: Википедия

Положение

Дортмунд расположен на западе Германии в Рурской области.
Южнее города находятся отроги гор Ардайского массива, на севере Дортмунд граничит с областью Мюнстерланд. На востоке находится Зостская равнина, на западе — Рурский бассейн. Дортмунд лежит в верхнем течении Эмшера и среднем течении Рура, в который южнее города впадает Ленне. На севере протекает Липпе. Канал Дортмунд — Эмс соединяет Дортмунд с сетью каналов речного транспорта.
Самой высокой точкой Дортмунда является расположенная в районе Зибург гора Клузенберг (нем. Klusenberg) (254 м), самой низкой — находящееся на высоте 50 м место пересечения рекой Эмшер границы города.
Центром города и точкой отсчета всех расстояний является церковь св. Райнольда, точнее основание её западной башни, расположенное на высоте 85,42 м на 51°30’58″ северной широты и 7°28’6″ восточной долготы.
На северо-западе Дортмунд граничит входящими в округ Реклингхаузен городами Кастроп-Рауксель и Вальтроп. Восточные соседи — Люнен, Камен, Унна входят в округ Унна. За короткой границей с Хагеном на юге следует округ Эннепе-Рур (Хердеке, Виттен). Вдоль западной границы города простирается Бохум.
История
Первые поселения на территории современного Дортмунда относятся ещё к бронзовому веку. Первое упоминание города под именем Тротмани (нем. Throtmanni) относится к 880—885 году. В 990 году Дортмунду было пожаловано право торговли.
На протяжении IX—XI веков представлял собой небольшую деревню. В 1152 году Фридрих Барбаросса обосновался здесь и перестроил город после пожара. Дортмунд вошёл в Ганзейскую лигу, получил статус имперского города, в 1293 году получил разрешение на производство пива. После 1320 года в документах название города становится близким к нынешнему — Дорпмунде (Dorpmunde).
Тридцатилетняя война тяжело сказалась на городе. В 1793 году население Дортмунда составляло всего 4500 человек[1].
До 1803 года он числился свободным имперским городом округа Нижний Рейн — Вестфалия, затем стал эксклавом княжества Ораниен-Нассау. В 1806 году Дортмунд, как часть французского великого герцогства Бергского вошёл в состав префектуры Рурдепартамент.
После победы над Наполеоном город перешёл к прусской провинции Вестфалия. Здесь Дортмунд стал центром округа в составе региона Арнсберг, откуда был исключен в 1875 году, так как стал городом земельного подчинения.
С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 году Кёльнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Рурского региона. Следующим важным толчком экономического развития города стало открытие в 1899 году судоходного канала Дортмунд — Эмс и городского порта.
В 1905 году вхождением в состав Дортмунда общины Кёрне начался период интенсивного поглощения окружающих сел и деревень, достигший своего пика в 1928 году, когда был поглощен город Хёрде, получивший статус города ещё в 1340 году.
Во время Второй мировой войны город (в том числе и его историческая часть) был практически полностью разрушен. 98 % центра города лежали в руинах и источники того времени считали, что его восстановление не имеет смысла. Однако высокий спрос на уголь и сталь во всем мире привел к неожиданно быстрому восстановлению города. Уже к июню 1945 года были восстановлены все угольные шахты, а 31 декабря 1945 года была восстановлена первая доменная печь. В 1950 году Дортмунд уже насчитывал 500 000 человек.
Население
Численность
В XIV веке, во времена членства Дортмунда в Ганзейском союзе, он был, наряду с близлежащими Кёльном и Зостом, одним из крупнейших городов на территории современной Германии. Некоторые источники считают, что население города в тот период превышало 15 000 человек, однако большинство историков ограничивают его 6—10 тысячами.
На протяжении Средних веков в результате войн и эпидемий численность населения снизилась до 4000, однако благодаря индустриализации выросла к 1895 г. до 110 000.
После поглощения г. Хёрде и многих окружающих сел в 1929 г. в Дортмунде проживало 536 000 человек. Вторая мировая война оставила город практически полностью разрушенным и потерявшим около половины своего населения. К моменту её окончания здесь проживало лишь 340 000 человек.
После окончания войны множество людей, бежавших в сельские регионы, вернулись в Дортмунд. Население резко выросло. В 1965 г. было зарегистрировано максимальное значение в 657 804 человек. Однако массовые закрытия шахт и всемирный стальной кризис 1975 г. остановили дальнейший рост числа жителей. Вплоть до последних лет население города постоянно снижалось.
Демография
В Дортмунде проживает больше женщин, чем мужчин. Доля мужского населения составляет 48,4 %, доля женского — соответственно, 51,6 %.
Иностранцы составляют 12,7 % населения города, однако расселены они неравномерно. В то время как в районах Бракель и Аплербек проживает лишь около 5 % иностранцев, в Инненштадт-Норд — 41,5 %. Крупнейшей диаспорой являются турки, затем идут югославы и поляки.
Религия
34,6 % жителей Дортмунда относятся к евангелической церкви (протестантизм), 29,6 % — католики и 0,7 % — иудеи. Отдельной статистики о численности мусульман нет, однако основываясь на данных о стране происхождения, исследователи оценивают её в 6—8 %. 34,8 % населения не принадлежат ни к одной из этих конфессий.
Транспорт
Дортмунд является одним из самых крупных транспортных узлов Вестфалии. Хорошо развитая автотранспортная сеть благодаря шести проходящим через город автобанам (A1, A2, A40, A42, A44, A45) и пяти скоростным трассам (B1, B54, B234, B235, B236) соединена с всегерманской сетью магистральных дорог.
Дортмундский вокзал, обслуживающий ежегодно 41 млн человек — четвёртый по величине железнодорожный узел Германии. Наряду с пригородными поездами и местными экспрессами, он обслуживает также скоростные (InterCity, EuroCity) и сверхскоростные (Intercity-Express) маршруты дальнего следования. Ещё одной важной точкой является расположенное на востоке железнодорожное депо «Дортмунд». В городе также имеются 23 станции пригородных поездов и 25 станций S-Bahn. В грузовых железнодорожных перевозках после закрытия обеих сортировочных станций дортмундский железнодорожный узел больше не играет значительной роли. Дортмундский вокзал должен быть в ближайшие годы кардинально модернизирован (проект «3do») и преобразован в современный торгово-развлекательный центр. Работы по реконструкция уже ведутся.
Дортмундский аэропорт, находящийся в восточном районе Викеде, за последние годы развился от регионального до третьего по величине международного аэропорта Северного Рейна — Вестфалии. Основу его деятельности составляют бизнес- и туристические перевозки. Различные авиакомпании обслуживают как внутригерманские рейсы, так и полеты в Великобританию, Венгрию, Украину, Испанию, Италию, Польшу, Тунис, Францию и Швейцарию.
В речном транспорте, благодаря каналу Дортмунд — Эмс, городской порт, связанный с Рейном и Северным морем, является одним из крупнейших речных портов в Европе. В связи со структурными переменами в последнее время его значение снизилось. В настоящее время планируется строительство отдельной гавани для яхт, что должно повысить его привлекательность как места отдыха.
Городской и пригородный транспорт
Железнодорожный пригородный транспорт обеспечивается в Дортмунде четырьмя линиями S-Bahn S 1, S 2, S 4 и S 5, а также многочисленными региональными экспрессами. Внутригородской транспорт, включающий в себя 8 линий метротрама и 56 линий автобусов, ежегодно перевозит 125 млн пассажиров. Летом 2008 года последние 2 трамвайные линии (443,444) были заменены на линии метрополитена U43 и U44 соответственно.
Отдельной достопримечательностью являются красные двухэтажные омнибусы, курсирующие между автовокзалами Дортмунда и Бергкамена.
Между двумя территориями университета, районом Айхлингхофен и технологическим центром пролегает полностью автоматизированная подвесная железная дорога (H-Bahn).
В городе также существует разветвленная сеть велосипедных дорожек, позволяющая велосипедистам двигаться независимо от автомобильного транспорта.