Кролль-опера (Kroll Opera House) — AtlasMap.ru

Кролль-опера (Kroll Opera House)

Кролль-опера (Kroll Opera House)

Кролль-опера, или Кроль-опера (Krolloper) – оперный театр в Берлине, Германия (Berlin, Germany); располагался в центре округа Тиргартен (Tiergarten), на западной стороне площади Platz der Republik, лицом к рейхстагу.

Автор: Иван Матковский

Статья: Кролль-опера (Kroll Opera House)

Сайт:

Построена Кролль-опера была по идее предпринимателя Йозефа Кролля (Joseph Kroll). В 1837-м Йозеф открыл в Бреслау, столице Силезии (Breslau, Silesia) ‘Зимний Сад Кролля’ (‘Kroll Winter Garden’). Заведение пользовалось большим успехом; именно здесь власти Бреслау развлекали прусского короля Фридриха Вильгельма IV (Frederick William IV), посетившего Бреслау еще в 1841-м. Королю ‘Зимний Сад Кролля’ пришелся по вкусу – он даже захотел создать что-то похожее в Берлине.

19-го августа 1842-го берлинские власти окончательно определились с местом расположения оперного театра; было решено, что Кроллю дадут право пользоваться землей бесплатно – взамен на обещание вернуть участок (полностью очищенным от сторонних построек) в случае провала затеянного проекта. Участок Йозефу выделили довольно бесперспективный – фактически, он представлял собой огромную песочницу, местные жители не именовали это место иначе, как ‘Сахара’ (Sahara).
Планы нового театра разработал придворный архитектор Фридрих Людвиг Персиус (Friedrich Ludwig Persius) – столь известный архитектор был призван в очередной раз показать важность нового театра для Фридриха Вильгельма. Строительство заняло всего 10 месяцев; театр был открыт 15-го февраля 1844-го. На открытии 40 официантов обслуживали 500 гостей, уютно расположившихся в трех крупных залах, 13 частных ложах и 14 крупных кабинетах. Кролль-опера выгодно выделялась на фоне других оперных театров целым рядом инноваций; самыми заметными были новомодное газовое освещение и непривычный для культурных заведений того времени зал для курящих.
За первый же год Кролль сумел добиться от своей оперы весьма и весьма выдающихся результатов. Поначалу гостей привлекали постоянные выставки, концерты и балы; роскошные декорации привлекали весьма и весьма состоятельных горожан. К сожалению, в дальнейшем Йозеф разочаровался в новом заведении – вся его уникальность не была в состоянии обеспечить достаточный приток посетителей. На смертном ложе Кролль признался, что уже жалеет о том, что король когда-то предложил ему этот проект.
Кролль-опера перешла по наследству старшей очереди Йозефа, Августе (Auguste). Некоторое время женщина довольно успешно руководила отцовской оперой – и даже провела ряд важных расширений; увы, в дальнейшем удача её покинула.
В феврале 1851-го в театре произошел страшный пожар; впрочем, всего через год заведение было открыто вновь. Августа привлекла к работе в театре ряд новых комиков; ставились на его сцене и серьезные постановки – вроде произведений Рихарда Вагнера (Richard Wagner). Увы, все эти меры так и не смогли сделать оперу прибыльной.
Ничуть не больше везло и следующим владельцам театра; в конечном итоге оперу выкупила королевская театральная компания Пруссии. В качестве обычного, ни на что особо не претендующего заведения, Кролль-опера просуществовала еще несколько лет; вскоре, однако, император Вильгельм (Emperor Wilhelm) решил открыть на месте старого театра новый роскошный концертный зал.
В 1914-м старое здание снесли; увы, после начала Первой мировой строительство нового здания пришлось приостановить. Закончить строительство удалось лишь 1-го января 1924-го; вскоре во главе театра встал Отто Клемперер (Otto Klemperer). Увы, его новаторский подход к музыке пришелся не по вкусу целому ряду консерваторов; тяжелая политическая ситуация в Веймарской республике (Weimar Republic) вынудила администрацию в конечном итоге закрыть оперу.
Некоторое время в здании бывшей оперы заседал рейхстаг; позже, однако, и политики потеряли к зданию интерес. Уже после войны здесь какое-то время работал ресторан; долго, однако, он не продержался – сейчас от Кролль-оперы осталась лишь огромная лужайка.