Салоники

Салоники

Салоники, или Фессало́ники (греч. Θεσσαλονίκη) — второй по величине город Греции с населением вместе с пригородными территориями более 1 104 460 человек (данные 2011 г.).


Статья: Салоники

Сайт: Википедия

В окрестностях Салоник расположено большое количество небольших населённых пунктов, которые летом являются местом туризма, а зимой — обычными аграрными деревнями.


В Салониках расположены Университет Аристотеля — крупнейший университет на Балканах, аэропорт Македония и крупный морской порт, по своему экономическому значению занимающий второе место после Пирея.
История города
Античный период
Город Салоники был основан царём Македонии Кассандром в 315 г. до н. э.. Женой царя Кассандра была сводная сестра Александра Великого — Фессалоника, именем которой царь назвал новый город, объединив в него 26 более мелких поселений, существовавших в то время вдоль берегов залива Термаикос. Именно тогда город и приобрёл свой эллинистический характер, сохранявшийся в общих чертах до конца XV века. В 146 г. до н. э. захвачен римлянами.
Византийская империя
С образованием Византийской империи, Салоники оказываются в очень выгодном геополитическом положении — на пересечении дорог из Константинополя в Рим и из Афин в Причерноморье. После захвата арабами Антиохии и Александрии Салоники стали вторым по величине и значению городом империи. Параллельно происходила диверсификация национального состава города: здесь поселилось множество южных славян, романоязычных валахов, иммигрировавших с северных горных районов, позднее цыган. Местными уроженцами были святой великомученик Димитрий Солунский (ум. 306 г.) и святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (IX в.) — просветители славян.
В VII веке готы и славяне несколько раз тщетно пытались взять его. В 904 году Салониками овладели сарацины и 22 000 жителей были проданы в рабство. В 995 году городом ненадолго овладели болгары. В 1185 году город был взят и разграблен норманнами.
С 1206 года Салоники столица латинского государства — Фессалоникского королевства, являвшегося частью Латинской империи. В 1224 году город был отвоёван у латинян царём Эпира Феодором I Дукой, а в 1246 год взят никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем.
С 1342 года по 1349 год в городе правили зилоты.
В 1347 году в сан архиепископа Солунского был возведен святитель Григорий Палама (ум. 1359).
С 1383 по 1387 год жители под руководством Мануила Второго героически оборонялись от осаждающих город турок, но в 1387 г. город сдался.
В 1387—1402 гг. город принадлежал туркам, после поражения турок от Тимура был возвращен Византии. В 1423 году власть в полуразорённом городе была передана венецианцам, стремящимся контролировать Средиземноморье и его торгово-экономический сектор.
Турки вновь осаждали город с 1426 г. по 1430 г., в 1430 году город был окончательно захвачен турками.
Греческая элита переживает полный моральный и психологический упадок, греки массово переходят в ислам, их жизнь и быт ориентализируется, а сам город становится частью Османской империи.
Османская империя
Жизнь в городе во времена расцвета Османской империи претерпела ещё большие изменения, равно как и его этно-религиозный состав. Во времена Византийской империи, этот греко-славянский город насчитывал свыше 200 тысяч жителей и являлся вторым после Константинополя христианским центром империи. В конце XIX века от былого греческого могущества не осталось и следа: более половины населения теперь составляли испанские евреи, а основным языком города стал ладино. Греческое население теперь составляло лишь около пятой части всего населения города и было оттеснено на обочину его жизни. Значительная часть греков была уничтожена в ходе военных конфликтов средневековья. Многие были проданы в рабство мусульманам в Анатолию, где они ассимилировались. Большая часть греческой знати и среднего класса перешла в ислам и усвоила турецкий язык. Но многие простые греки так и не смирились с турецким владычеством и ушли жить в горы. В городе значительно разросся и мусульманский квартал, в котором проживали в основном турки и отуреченные народы, уроженцем которого был и знаменитый Ататюрк. С началом всегреческого восстания в мае 1821 года турки демонстративно казнили в городе около 3 000 греков (см. Мелетий I Китрский). Антигреческий террор продолжался с 1821 по 1823 гг. К моменту освобождения города греческими силами в 1912 году греки составляли не более 20 % населения города.
Реэллинизация
В самом начале Освободительной войны Греции, в 1821 г., восставшие греки, которыми руководил Стаматиос Капсас, попытались с боем взять Салоники, но безуспешно. Город был отвоёван греками лишь в ходе Балканских войн 1912—1913 гг. Впоследствии, в результате геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны (Холокост) и оттока турецкого населения Салоники вновь стал практически полностью греческим городом. Внешний вид города значительно изменился после страшного пожара в августе 1917 года, оставившего без крыши над головой более 70 000 жителей.
В годы Второй мировой войны город был оккупирован немецкими войсками. В 1943 году Германия готовилась передать город под контроль союзной ей Болгарии, чтобы высвободить войска для отправки на Восточный фронт, но не решилась на этот шаг после массовых протестов по всей Греции и опасаясь всплеска и без того массового партизанского движения. Город был освобожден Греческой Народно-освободительной Армией — ЭЛАС 27 октября 1944 года, в день памяти Димитрия Солунского, святого покровителя города.
Славянское меньшинство
В районе Салоник и в соседних сельских регионах области Македония ещё с конца VIII века (Великое переселение народов) сложилась значительная община так называемых солунских славян или македонских славян, которым близки современные болгары и македонцы. По переписи 1951 года во всём регионе Македония и, в основном, в западных номах — Флорина и Касториа — проживало свыше 41 тыс. носителей южнославянской речи. 24 мая 2008 года в День славянской письменности глава неканонической Македонской православной церкви митрополит Стефан официально упрекнул правительство Греции в проведении политики эллинизации местных славян. Это заявление вызвало официальный протест Афин.
На языке местного славянского населения, так же, как и в болгарском и македонском языках, город Салоники называется Солун.
Транспорт
Международный аэропорт «Македония» расположен 12 км южнее города. Кроме международных и местных авиалиний аэропорт обслуживает чартерные рейсы с сотнями тысяч туристов прибывающих на отдых в близлежащий п-ов Халкидики.
Салоники — крупнейший железнодорожный узел Греции. Кроме грузовых железнодорожных перевозок, Салоники связаны пассажирским сообщением с Афинами и с Белградом, Константинополем, Бухарестом, Софией и Скопье.
Пригородные поезда связывают Салоники с городами Лариса и Эдесса. Автобусным сообщением город связан со всеми городами Северной и Центральной Греции.
В Салониках с 2006 года строится метро. Ожидаемый пуск в эксплуатацию − 2014 год.
Сеть велосипедных треков 12 км, в основном в прибрежной части города.
Новая горизонтальная автострада европейского значения «Эгнатия Одос», идущая как и древняя римская «Via Egnatia» от Адриатического-Ионического морей к Босфору, проходит чуть севернее города и пересекается здесь с вертикальной автодорожной осью Афины-Белград. Морские паромные перевозки связывают Салоники с северными островами Греческого архипелага.
Благодаря своему географическому положению и своему порту Салоники на протяжении своей истории были всегда в первой пятерке важнейших городов трех империй. В годы холодной войны и раздела Европы, когда Греция сохраняла традиционные дружественные греко-сербские отношения только с Югославией, значение города как регионального коммерческого и транспортного центра было ограничено. С вступлением соседних стран в единое с Грецией экономическое пространство, ожидается что Салоники снова станут региональным центром.
Достопримечательности
Салоники богаты памятниками раннехристианского и византийского зодчества, которые внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К таковым относится:
Базилика Святого Димитрия, построенная между 313—323 годами и перестроенная после пожара в 629—634 годах. Главной реликвией храма является рака с мощами великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя города, и шесть сохранившихся после страшного пожара 1917 года мозаик VII века, переживших период иконоборчества.
Триумфальная арка императора Галерия и позднеримская церковь святого Георгия — Ротонда Святого Георгия), созданная в гробнице этого императора (Арка и гробница Галерия). Одни из древнейших сооружений в городе, являются частями дворца или погребального комплекса императора Галерия. В ротонде сохранились мозаики конца IV века.
Церковь Святой Софии — наиболее сохранившийся в мире храмовый комплекс иконоборческого времени, построенная в период между 690 и 730 годами.
Церковь Святых апостолов (1312—15) — яркий памятник зодчества эпохи Палеологов.
Базилика Ахиропиитос — одна из древнейших сохранившихся до нашего времени раннехристианских базилик (середина V века).
Церковь Святого Пантелеимона — крестообразная однонефная церковь, относящаяся к началу эпохи Палеологов (XIII век).
Монастырь Латому с сохранившейся церковью Святого Давида, построенной в конце V — начале VI веков.
Церковь Святого Николая Орфаноса — соборный храм не сохранившегося монастыря Влатадов (начало XIV века).
Церковь «Панагия Халкеон» — крестокупольная церковь, посвящённая Богородице (первая половина XI века).

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.