Автобусы на Мальте — AtlasMap.ru

Автобусы на Мальте

Автобусы на Мальте

Может быть и не стоило бы писать очередной рассказ про иноземный транспорт — мало ли, как живут там, где нас нет… Но внезапно произошедшая в этой небольшой транспортной системе революция оказалась настолько серьёзна, что об этом, пожалуй, стоит рассказать. Фактически, вся старая транспортная сеть страны в один момент была стёрта разом, как будто большим ластиком, и создана заново «с чистого листа».

Статья: Автобусы на Мальте

Сайт:

Мальтийские автобусы знамениты во всем мире. Пожалуй, это единственное место, где в превосходном состоянии, но не в музее, а в регулярной эксплуатации сохранялось такое количество разнообразных автобусов 50-х..60-х годов, преимущественно старых английских марок. И так уж получилось, что постепенно мальтийские автобусы стали одной из главных туристических достопримечательностей острова. Если войти в любую сувенирную лавку, но не меньше трети всей сувенирной продукции окажется посвящено теме «Malta Bus» — майки, кружки, полотенца, копилки, точилки… всего не перечесть. И на всём — улыбающаяся жёлтая морда.

3 июля 2011 года их не стало.
Нет, магниты, кружки и точилки всё ещё желтеют стройными рядами на сувенирных прилавках, а вот жёлтых автобусов на дорогах больше нет. Ни одного. С 3 июля 2011 года по контракту, заключенному с правительством Мальты сроком на 10 лет, на мальтийские дороги вышли сине-зеленые автобусы британской транспортной компании «Arriva».
Что же привело к такому неожиданному решению?

9-метровый King Long XMQ6900JВо-первых, надо учитывать, что все традиционные Malta Bus были, в нашем понимании, маршрутками. Несмотря на то, что они работали под крылом единой управляющей компании «ATP», которая устанавливала тарифы, маршруты, расписания и т.д. — практически все автобусы находились в собственности у работавших на них водителей, которые подряжались на работу на том или ином маршруте. Поэтому у транспорта в целом присутствовали сугубо маршруточные особенности. Например, если в течение дня система работала достаточно надежно, то, несмотря на официальное окончание работы в 23.00 или даже в 23.30, в реальности на многих маршрутах уже после 19.00 вероятность дождаться автобуса резко стремилась к нулю, отдавая припозднившихся туристов в алчные лапы местных такси. Население частенько жаловалось на обсчёт, на постоянное «сдачи нэт» (к слову говоря, тарифы были как будто специально заточены под «сдачи нэт» — стандартный тариф составлял 0,47 Евро, на особо длинных маршрутах — 0,58 Евро, и на экспрессах — 1,16 Евро). Проездные формально как бы существовали, но тарифы на них были установлены заградительные. Например, безлимит на 1 день продавался за 3,49 Евро — это примерно 7,5 разовых билетов. Периодически возникали претензии и по техническому состоянию самих автобусов.
Во-вторых, «ATP» сидела на бюджетных дотациях, чего властям уже давно не нравилось и они очень желали, чтобы общественный транспорт у них полностью самоокупался.
Кроме того, с «ATP» так и не удалось договориться об организации проезда льготников и механизму компенсации за их проезд.

12-метровый King Long XMQ6127JПоэтому в конце концов от услуг «ATP» было решено отказаться, и в ноябре 2010 года был заключен контракт с британской компанией «Arriva», согласно которому она должна была построить на острове транспортную сеть «с нуля»: закупить новые автобусы, поставить новые остановки, придумать новую маршрутную сеть. Да-да, все маршруты тоже стали другими. Конечно, в некоторых местах они повторяют старые, просто из соображений географии и здравого смысла, но даже и в этом случае они получили новые номера.
Всего было закуплено 265 автобусов (и это взамен отставленных 508 единиц, правда здесь можно предположить, что эта потеря компенсируется сменной работой водителей).
Теперь основу парка составили 174 китайских автобусов King Long.
49 единиц 9-метровых XMQ6900J и 125 единиц 12-метровых XMQ6127J все они однодверные полунизкопольные в максимально набитой сиденьями планировке, скажем, в 12-метровом — 38 посадочных мест.

12-метровый King Long XMQ6127JДля возможности размещения инвалидной коляски часть сидушек сделана откидными. Двигатель Euro V, естественно, во всех машинах работает кондиционер. На мой взгляд — избыточно мощный…
Кроме того, из Лондона было передано 58 подержанных низкопольных сочленёнников Mercedes Citaro Gs.
Эти уже в традиционной для Европы многодверно-городской компоновке, и кондиционер так себе — больше шумит. Впрочем, и его на подъемах при движении с полной нагрузкой приходится отключать — не хватает мощности.
Из экзотики — 10 британских 9-метровых автобусов Optare Solo и ещё несколько машин той же марки с гибридным двигателем

Optare с гибридным двигателемДва 7-метровых микроавтобуса BlueBird, купленных специально для одного городского маршрута номер 133 по Валлетте, где широкий автобус пролезть просто не в состоянии.
Ну и завершает зоопарк примерно два десятка турецких автобусов Temsa, также переданных из Лондона.
В отличие от всех остальных моделей, эти автобусы не оборудованы кондиционером, а только принудительной потолочной вентиляцией, что в условиях субтропического климата делает поездку не слишком комфортной. Впрочем, есть вероятность, что через какое-то время они вернутся обратно в Лондон.
Все старые остановки по всей стране были разом снесены и расставлены новые, вот такого вида.

Микроавтобус BlueBirdВпрочем, во многих местах обходятся просто табличкой с номерами маршрутов на столбе. Таблички все тоже стандартного образца — вот такого:
В верхней строке — город, в котором мы в настоящий момент находимся (это важно, потому что большинство городов в центральной части уже давно срослись в единую агломерацию и часто непонятно, где ты), под ним — собственно название остановки.
Далее в квадратиках — номера проходящих здесь маршрутов и их конечная. Цвета обозначают примерные направления маршрутов и совпадают с обозначением этих маршрутов на общей схеме, которую можно бесплатно взять на центральном терминале и некоторых крупных остановках.

TemsaБольшинство маршрутов начинается от центрального терминала перед въездом в Валлетту и звездой расходятся по всему острову. Такие маршруты имеют двухзначные номера. При этом, номера собраны «по кустам». Например маршруты 11, 12 и 13 — все идут по южному побережью. Но 11 — самый дальний, 12 — оборачивается примерно посередине, а 13 — самый короткий и частоходящий. Аналогично во 2-м, 3-м десятке и далее. Номера одного десятка могут в конце расходиться по разным посёлкам, но все равно основную часть маршрута идут совместно.
Схема куста маршрутов наклеена снаружи на борта автобусов.
Сотые номера — это местные маршруты, крутящиеся в окрестностях одного населённого пункта. Обычно они довольно редко ходят и на них ставят самые маленькие автобусы. Двухсотые — транзитные, связывают два разных города, не заходя в Валлетту. Трёхсотые номера — автобусы на острове Гозо. Буквой Х обозначены маршруты, идущие в аэропорт.
Буквой N — ночные маршруты, которые ходят после 23:00. Сетка ночных маршрутов почти не совпадает с дневной. Дело в том, что дневные маршруты расходятся из столицы, но ночью там делать нечего — все спят. Ночные же маршруты звездой расходятся из Сент-Джулиана — «тусовочного» центра острова, где сосредоточено большинство дискотек и ночных клубов.
Здесь у каждого маршрута — своё место и своя схема.
Все остановки — по требованию. Причём, нужно именно голосовать — простое нахождение на остановке требованием не считается. Впрочем, если водитель считает, что его автобус полон (то есть заняты все сидячие места плюс несколько человек стоит в проходе) он может и не остановиться, как ни голосуй. Правда, это и раньше так было.
На многих остановках установлены автоматы по продаже билетов, но популярностью они не пользуются — все покупают билет у водителя.
Сами билеты печатаются на термоленте и выглядят крайне невзрачно. Вот для примера билеты на 1 и на 7 дней.
Чем же расплатились мальтийцы за все эти новшества? Расплатились, как ни банально, деньгами.
«Arriva» подошла к вопросу ценообразования в классических британских традициях: «общественный транспорт должен стоить не дорого, а очень дорого». В результате с 3 июля 2011 года стоимость проезда в автобусе выросла с 0,47 Евро до 2,20 Евро, то есть почти в пять(!) раз. Правда теперь билет допускает пересадку в течение 2 часов. Однако за 2,60 Евро можно купить суточный билет, а за 12 Евро — билет на неделю. Для местных жителей предусмотрены скидки. Для них разовый билет обойдется в 1,30 Евро, суточный — 1,50 и недельный — 6,50 Евро. Скидки реализованы через оплату транспортной картой, при этом саму карту могут получить только резиденты, потому что еёномер привязан к номеру удостоверения личности — Malta ID card. Также для резидентов доступны проездные на 1 и 3 месяца. Детям и пенсионерам предусмотрена ещё большая скидка — для них билет стоит 0,3/0,5/2,3 Евро соответственно.
Билеты продает водитель при входе в автобус. Действующий проездной достаточно просто показать. Посадка идет небыстро, но на юге вообще живут неторопливо. Например, в порядке вещей ситуация, когда выходящий пассажир спросит водителя, как ему добраться до какого-то места, тот будет долго и подробно рассказывать, а весь автобус спокойно сидеть и ждать.
В Citaro иногда открывают для посадки все двери. У задней двери в салоне тоже висит маленький билетный автомат.
Штраф за безбилетный проезд — 10 Евро, но контролёры редки.
Так лучше стало или хуже? На местных форумах до сих пор не утихают споры. Конечно, всем неравнодушным к транспорту людям было обидно потерять такую самобытную транспортную систему, заменить её на безликий евростандарт. Но победили льготники. Они наконец получили давно обещанную скидку на проезд.