Россия – родина кикиморы

30.5.2002

Россия – родина кикиморы

По оценке Всемирной туристической организации, Россия способна принимать до 40 млн туристов в год. Между тем наших граждан за рубеж отправляется куда больше, чем иностранных туристов приезжает к нам. В прошлом году выезжало 4,2 млн человек, а нашу страну посетило всего 2,4 млн человек.

В развитых туристических странах чиновники утверждают, что турист приносит доход всегда, даже когда выезжает из страны. Граждане оставляют в собственной стране деньги, уплаченные за авиабилеты, дорожные чемоданы, проявку пленок, печать фотографий и многое другое, что принято называть сопутствующими расходами. Они-то и обеспечивают так называемый мультипликативный эффект туризма.

"В 80% стран мира туризм входит в пятерку главных экспортных статей, а почти в 40% стран - это одна из ведущих статей дохода, - говорит помощник представителя Всемирной туристической организации в Европе Андрей Шлевков. - Доход от туризма в размере свыше 1 млрд долл. в год получают около сорока стран. Даже Ирландия, которая, по сути, представляет собой большую лужайку. Но и ей экологический туризм приносит 3 млрд долл. в год".

У нас доходы от туризма фактически не подсчитываются. Есть устаревшая инструкция ЦБ, в которой утверждается, что среднестатистический турист в России тратит 31 долл. в день. В Минэкономразвития добавляют, что в среднем турист проводит в стране 6,5 дня. Если ориентироваться на эти цифры, то получается, что иностранцы, приезжавшие к нам на отдых в 2000 г., потратили в России примерно 523,5 млн долл. Неужели так мало? Скажем, в том же году Венгрия получила от туризма 2,47 млрд долл., Чехия - 3,6 млрд долл., Польша - 6,1 млрд долл. На самом деле иностранный турист тратит в нашей стране не менее 120 долл. в день. И это по самым скромным подсчетам. Если исходить из этой цифры, то получается, что в 2000 г. иностранные отдыхающие оставили в России более 2,02 млрд долл. Вероятно, эти цифры ближе к истине, только все равно маловато. Недавно власти задумались, как заработать на туризме. Правительство разработало и утвердило в апреле концепцию развития туризма до 2005 г. Согласно документу необходимо решить две задачи: восстановить или создать заново инфраструктуру туризма в регионах и сформировать положительный имидж России как туристической державы.

"Москва безопаснее для иностранцев, чем Мадрид, - утверждает Андрей Шлевков, по долгу службы проживающий там в последнее время. - Но имидж у Москвы гораздо хуже".

В 2002 г. федеральный бюджет впервые выделяет деньги на туризм (в общей сложности более 50 млн руб.). Все они пойдут "на имидж", то есть на рекламу в различных формах на основных европейских и японском языках. Тем временем регионы России находятся в напряженном поиске национального своеобразия. Буквально на днях в Калининградской области, на Куршской косе открылся Музей русских суеверий, экспонатами которого стали кикиморы, домовые, лешие, ведьмы, бабки-ежки - всего более 70 деревянных фигурок. В начале 2000 г. эти же персонажи, только из воска, поселились в Угличе, в частном Музее мифов и суеверий. В Москве мифология и литература соединились в Доме сказок, расположенном в 8-м павильоне ВВЦ, где, как гласит реклама, с кикиморой можно познакомиться лично. А Великий Устюг и Архангельск ведут серьезную борьбу между собой за право называться родиной Деда Мороза. Эти недорогие (по сравнению, например, с реставрацией исторических городов) способы заманить интуриста еще пока немногочисленны. Образцом нам здесь служит Запад - далекий и близкий. О чем рассказывали по возвращении из турпоездки по Литве? Сначала - о Музее чертей, а потом - о башне Гедиминаса.



Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.