Жучок на пути аэробуса

26.9.2002

Жучок на пути аэробуса

Жучок был маленьким и пах спелыми сливами. Когда лет пять назад французский энтомолог-любитель Фредерик Бурнеф увидел в лесу Берсе целый выводок этих насекомых, то едва сознание не потерял от восторга. Оsmoderma eremita - таково научное название сливового жука - долгое время считался вообще исчезнувшим из списка насекомых, заселяющих Центральную Европу. И тут вдруг такое открытие! Однако сегодня далеко не все жители Франции разделяют восторги энтомологов и других любителей естествознания - крошечные насекомые, появляющиеся на свет на каких-то три месяца, уже который раз становятся причиной громких скандалов вокруг строительства в Пятой республике скоростных автотрасс.

Попросту говоря, занесенный в Красную книгу сливовый жучок срывает дорожные проекты французских строителей. В 1999 году из-за него пришлось отложить возведение автострады А28 между Ле-Маном и Туром в департаменте Сарт, одном из наиболее индустриально развитых регионов Франции. А теперь под угрозой находится и строительство специализированной трассы для перевозки между Бордо и Тулузой фюзеляжей и крыльев знаменитых пассажирских лайнеров Аэробус А380. Строители этой стратегической магистрали предусмотрели, казалось бы, все: особое дорожное покрытие для сверхтяжелых, медлительных конвоев, отсутствие резких поворотов, отдаленность широкой трассы от крупных населенных пунктов. Не предвидели проектировщики только одного: обнаружения энтомологами популяций сливового жучка в рощах, по которым должна пройти магистраль. Но именно этот просчет и стал роковом. Оказывается, в соответствии с подписанной в Берне в 1979 году конвенцией и согласно европейской директиве 92-43, больше известной под названием "Абитат", оsmoderma eremita в силу ее исключительной редкости внесена в Красную книгу. А значит, беспокоить этого жучка и его личинки, живущие на сухих деревьях в течение трех лет, нельзя ни под каким предлогом. Как утверждают биологи, это насекомое совершенно незаменимо для сохранения здорового равновесия в экосистеме. Уничтожить жучка ничего не стоит, он, как выяснилось, очень чувствителен к малейшим изменениям среды обитания. Osmoderma eremita когда-то обитала во многих странах Европы, однако сейчас сохранилась только во Франции. Следовательно, власти Пятой республики несут ответственность перед всеми жителями континента.

Автодорожные компании, вынужденные пока что заморозить строительные работы, придерживаются иного мнения. Они пытаются доказать, что конвои, которые будут транспортировать циклопические фрагменты самолетов на максимально допустимой скорости 20 километров в час и только в ночное время, не побеспокоят насекомых и не нанесут непоправимый ущерб их популяции. Но эти заявления мало интересует французские власти, живущие по европейским директивам, получаемым из Брюсселя. "Это недопустимо. Из-за какого-то скарабея мы несем миллионные убытки!" - возмущаются строители, но ровным счетом ничего не могут поделать со сторонниками замечательного жучка, объединившимися в специальные ассоциации "Берсе" и "Барботан". Ни малейших шансов на победу над экологами, поддержанными европейским законодательством, у автодорожников раньше не было. Тем более что еще свежа в памяти история о том, как в 1998 году из-за орлиного гнезда, оказавшегося на пути прокладки рельсов TGV - сверхскоростного поезда, железнодорожники были вынуждены построить обводную ветку магистрали Париж - Средиземное море.

Впрочем, на чашу весов поставлены не только прибыли автостроительных компаний. Речь идет о судьбе глобального европейского проекта, коим является пассажирский "тяжеловес" Аэробус А380. Создаваемый конструкторами и рабочими из многих стран, этот надежный самолет широко используется различными национальными авиакомпаниями и активно вытесняет с международных рынков американские "Боинги". Этот проект сегодня обеспечивает работой в Европе как минимум 45 тысяч человек, из них 16 тысяч только в Тулузе. Если же будет проложена и трасса для перевозки авиационных составляющих из морского порта Бордо в Тулузу, то возникнет дополнительно две-три тысячи рабочих мест. Поэтому еще не ясно окончательно, какая именно из программ - сохранение сливового жучка или создание надежного европейского самолета - будет признана властями Франции и Евросоюза приоритетной.



Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.