Средства передвижения

Как в древние времена, так и сейчас транспорт играет весьма важную роль в Арктике. Еще до появления европейцев саамы и некоторые народы Сибири приручили северных оленей и использовали их для передвижения. Другие народы Севера жили исключительно охотой. Им приходилось кочевать вслед за промысловыми животными во время их сезонных миграций на суше или на море. На севере Америки собачья упряжка и два типа покрытых кожей лодок (большая лодка умиак и одноместный каяк) использовались как основные средства передвижения во время охоты.

В Евразии в сани чаще запрягали оленей, а не собак. Тысячелетиями люди жили на берегах холодных северных морей, полностью обеспечивая свое существование. Наблюдательные европейские первопроходцы оценили преимущества местных средств передвижения, особенно собачьих упряжек. В настоящее время традиционные транспортные средства используются местным населением в различных регионах по-разному. На Аляске и в Канаде собачья упряжка по большей части уступила место снегоходам, а каяки практически вышли из употребления. Однако в Гренландии летом все еще используют каяки во время охоты на морских млекопитающих.

Разведка полезных ископаемых, а также административная и военная деятельность почти полностью изменили способы передвижения в Арктике. Авиация, от маленьких одномоторных до громадных грузовых и пассажирских реактивных самолетов, обеспечивает надежную связь даже с самыми отдаленными поселениями. Мощные атомные ледоколы позволяют доставлять морским путем товары и топливо в скованные льдом северные порты и соответственно продлевать сроки навигации. Атомные подводные лодки регулярно курсируют под паковыми льдами Арктики.

Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к 4 в. до н.э., когда грек Пифей из Массилии (Марсель) совершил плавание в страну Туле. Она, вероятно, была расположена довольно далеко за Северным Полярным кругом, потому что в день летнего солнцестояния солнце там светило всю ночь. Некоторые ученые отождествляют страну Tулe с Исландией. Возможно, еще в 5 в. н.э. ирландские монахи обследовали Северо-Атлантический регион, включая Фарерские о-ва и Исландию, откуда в конце 9 в. н.э. они были вытеснены скандинавами. Примерно в то же время Оттар из Халогаланда стал первым скандинавским мореплавателем, совершившим плавание на восток и достигшим Белого моря. Выходцы из Норвегии основали поселения в Гренландии в 986 н.э. Археологические находки на восточном побережье о.Элсмир свидетельствуют, что скандинавы достигали Канадской Арктики еще в середине 13 в. По крайней мере за 200 лет до этого они добрались до Шпицбергена, а возможно и до Новой Земли.

Скандинавские поселения в Гренландии были заброшены ок. 1500. Дальнейшие исследования в Арктике были направлены на поиск Северо-Западного и Северо-Восточного проходов с целью выхода на рынки Дальнего Востока. В 1553 Ричард Ченслер обогнул мыс Нордкап и достиг того места, где ныне расположен Архангельск. Через три года Стивен Барроу из Московской компании добрался до Новой Земли. В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596.

Важным стимулом для изучения внутренних районов запада Северной Америки была добыча пушнины; ради этого первопроходцы пытались наладить отношения с аборигенами. Северные районы Евразии исследовались русскими или иностранцами, состоявшими на службе у россиийского правительства. Русские рыбаки и крестьяне вышли к берегам Белого моря и в бассейн Печоры еще в начале 11 в, тогда как торговцы пушниной проникли в Зауралье в 16–17 вв. Там они завладели землями, уже освоенными и заселенными охотниками, рыбаками и оленеводами. В конечном итоге русские колонисты достигли побережья Тихого океана. В 18 в. Россия стала проводить интенсивные научные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди них выделяются Первая (1725–1730) и Вторая (1733–1743) Камчатские экспедиции, которыми руководил Витус Беринг, и Великая Северная экспедиция (1733–1743), во время которой систематически изучалось побережье Сибири. Северо-Восточный проход был впервые пройден в 1878–1879 шведским исследователем бароном Н.А.Э.Норденшельдом на корабле «Вега».

Рейсы из Атлантического океана до р.Енисей совершались торговыми судами еще перед Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е годы.

В 1932 ледокол «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию маршрут от Архангельска до Берингова пролива. В 1934 ледокол «Федор Литке» прошел этот путь в обратном направлении с востока на запад. Впоследствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России. Естественно, что продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась от нескольких недель до четырех месяцев.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.