Авиакомпании берут пассажиров в заложники


Последние дни аэропорты страны превратились в общежитие для тысяч пассажиров: самолеты альянса AiRUnion не могут выполнять намеченные рейсы - их отказываются обслуживать из-за долгов авиакомпаний.

Ни один сезон не обходится без масштабных задержек авиарейсов. Самым масштабным был канун 2007 года - тогда около 30 тысяч человек на всех основных туристических направлениях пострадали от "пробок". Это было вызвано тем, что воодушевленные большим спросом на период новогодних каникул туроператоры зафрахтовали слишком много самолетов. Авиакомпании, погнавшись за прибылью и не заботясь о запасных бортах, максимально задействовали весь авиапарк. Поэтому даже незначительная задержка или поломка вызывала череду проблем во всей чартерной цепочке. На срок более четырех часов тогда было задержано около 60 рейсов. Самое большое опоздание составило 36 часов - сложности возникли у авиакомпании S7. Существенно опаздывали самолеты "Трансаэро", "Домодедовских авиалиний", "Красноярских авиалиний", "Атлант-Союза", "ВИМ-авиа" и "Оренбургских авиалиний".

Несколько спокойнее начался 2008 год: в начале января было несколько задержек рейсов, однако на этот раз по причине погодных условий - на Черноморском побережье бушевала снежная буря. Однако продолжение года было не таким безмятежным. С 30 мая по 1 июня этого года целая серия задержек - 11 рейсов на срок 3-6 часов - была у авиакомпании "ВИМ-авиа", из-за чего Росавиация приняла решение об отказе этому перевозчику в выполнении любых дополнительных чартерных рейсов. В конце мая из-за проблем с поставками топлива аэропорт Внуково вовремя не смогли покинуть около 800 туристов с билетами авиакомпании "Атлант-Союз". За лето 2008 года было несколько существенных задержек самолетов "Трансаэро": из-за различных проблем с Боингами-747 задерживались рейсы из Бургаса и Барселоны.

Однако кризис, который разразился сейчас, в конце августа, принципиально отличается от всего, что происходило до этого. Если до сих пор большинство трудностей были вызваны внутренними проблемами авиакомпаний (старая техника, отсутствие запасных бортов), то теперь перевозчики столкнулись и с внешним фактором - ростом цен на энергоносители.

Проблемы у авиакомпаний альянса AiRUnion начались с 11 августа, рейсы эпизодически задерживались в разных аэропортах из-за отказа обслуживать самолеты. 21 августа деятельность авиаперевозчиков была блокирована полностью. В московском Домодедово скопились пассажиры уже с двух десятков задержанных рейсов. Несколько тысяч людей ждали вылета в аэропортах по всей стране. По словам пресс-секретаря "Красноярских авиалиний" Людмилы Ганжуровой, кризис вызван ростом цен на нефть: часть билетов была продана по тарифам, не учитывающим повышение стоимости авиатоплива, и потому вся выручка уходит на погашение текущих платежей. После очередного "грянувшего грома" руководство отрасли, по заявлению директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Владимира Тасуна, обещает ужесточить правила воздушных перевозок. Глава Росавиации Евгений Бачурин объявил, что ведомство запрещает AiRUnion продавать билеты на все рейсы на зимний период. Под гарантии госкорпорации "Ростехнологии", которая должна в скором времени стать владельцем AiRUnion, удалось договориться о поставках керосина. Это разрешило проблему лишь до выходных. 26 августа в Домодедово опять "поселились" около тысячи туристов, рейсы которых были перенесены на сутки (при этом гарантию вылета даже через 24 часа никто не давал).

Большинству пассажиров неважно, как именно и кто поможет им вернуться в свои города. Проблемы возникли у тысяч людей, которые, приобретя за немалые деньги билеты, не смогли вовремя вернуться домой и выйти после отпуска на работу. Как же ведут себя стороны, отношения между которыми вызвали этот транспортный коллапс? Вместо того, чтобы обратиться в суд и решать свои разногласия цивилизованными методами, они, фактически, начинают "военные действия": берут несколько десятков тысяч заложников, заперев их порой даже без воды и еды в аэропортах России, попутно "вымогая" у государства "выкуп" в виде нескольких десятков тысяч тонн топлива. Следуя подобной логике и таким правилам игры, пассажиры должны были бы захватывать любого приблизившегося к ним сотрудника авиакомпании и требовать немедленный вылет. К счастью, туристы намерены всего лишь идти в суд. Удовлетворение их исков - немалые расходы, которые также лягут на альянс, помимо выплаты долгов за горючее, возвращения денег за неиспользованные авиабилеты, расходов на еду и гостиницы (некоторым пассажирам все-таки повезло, и им удалось отстоять свои права на питание и кров). И это при том, что в целом на сегодняшний день у авиакомпаний альянса образовалась задолженность более 1 млрд долларов. После запрета на продажу билетов на зиму авиакомпания, по-видимому, не сможет принять участие в зимних чартерных программах, договоры о которых подписываются туроператорами именно сейчас, а, следовательно, непонятно, из каких средств будет расплачиваться с кредиторами.

Во вторник премьер-министр РФ Владимир Путин поручил с 26 августа по 14 сентября выделять топливо из государственного резерва. По мнению аналитика по машиностроению и транспорту ИК "Велес Капитал" Марины Иркли, "этот шаг должен урегулировать ситуацию с перевозками пассажиров в краткосрочной перспективе, однако в разрезе более далеких горизонтов это, конечно, не решит основной проблемы". Очевидно, следующий виток кризиса нас ждет в середине сентября: екатеринбургский аэропорт Кольцово уже заявил о намерении с 15 сентября прекратить обслуживание самолетов "Красноярских авиалиний", если задолженность не будет погашена. Как рассказала Марина Иркли, "если посмотреть в ретроспективе, авиаотрасль в целом убыточна. Существуют определенные спады и падения, длящиеся 3-4 года. Авиакомпании сталкиваются с проблемой устаревания авиапарка. Российские лайнеры менее топливоэффективные, нежели зарубежные аналоги. Для обновления авиапарка многие перевозчики заказывают новые лайнеры в период подъема отрасли. Сроки поставки лайнеров составляют от 3 до 5 лет, то есть как раз в период спада. В результате может происходить недозагруженность самолетов, простои судов, компаниям приходится демпинговать. Все эти факторы негативно сказываются на финансах авиаперевозчиков. Обычно во времена спада, который, по всем признакам намечается с этого года, выживают крупные авиакомпании. На мой взгляд, такие перевозчики как "Аэрофлот", "Сибирь", "Трансаэро" справятся с кризисом, жертвуя временным снижением показателей рентабельности". По мнению эксперта, "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" в 2005 году создали альянс AiRUnion, который, заручившись господдержкой, по идее, должен помочь компаниям справиться с кризисом, а официальная позиция властей такова, что правительство не заинтересовано в банкротстве альянса.

Кризисы - в принципе нормальное явление для экономики. Зарубежные авиакомпании на фоне роста цен на топливо тоже сейчас показывают в основном убытки. Они пытаются сокращать расходы, объединяться в крупные альянсы, но выжить удается далеко не всем. Но у них как-то банкротства происходят плавно и от этого не страдают люди: нет новостей о том, что где-нибудь в Америке не могут вылететь пассажиры разорившейся авиакомпании - там принято выполнять обязательства перед клиентами. Недостатки менеджмента наших авиакомпаний, неумение предвидеть ситуацию и боязнь принимать быстрые решения, к сожалению, проявляются как раз в разгар туристического сезона, в период больших туристических потоков. Вот и приходится людям вместо отпуска сидеть в аэропортах в качестве заложников авиакомпаний...





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.