Туристы с задержанных авиарейсов получат компенсации

Лето еще не наступило, а туристический рынок уже лихорадит. В среду в аэропорту "Внуково" были задержаны вылеты чартеров в Турцию и Египет. Соответственно туристы, чей отдых в этих странах закончился, не смогли вовремя вернуться этими самолетами в Москву. В четверг пассажиры все-таки улетели. Теперь пострадавших туристов интересуют вопросы компенсации, а туристов потенциальных - гарантии на будущее.

Причина задержек - пустые топливные баки самолетов, выполняющих чартерные рейсы. Авиаторы предупредили об этом своих партнеров-туроператоров во вторник вечером. Те проинформировали своих турагентов, которые продают путевки. А те обзвонить всех туристов - примерно 2500 человек - не успели физически. Тем более что среди них много "транзитников" из других городов. Около 80% пассажиров летят на курорты через Москву и Петербург, даже если приходится делать крюк. Так и дешевле, и больше выбор рейсов. Этот дисбаланс уже сказывается на пропускной способности московских аэропортов: зимой самолеты подолгу ждут противогололедной обработки, а в горячий сезон кружат над аэродромом в очереди на посадку или часами ждут на полосе взлета.

А вчера еще и пересохли баки. Пока менеджмент авиакомпании "Атлант-Союз" (все задержанные самолеты из ее парка, в основном это Ил-86, рассчитанные на 300 человек) договаривался с аэропортом и продавцами керосина, пассажиры довольствовались ограниченным вниманием. "Мы отдых купили, а не напряг!" - возмущались они.

- Когда мы были измучены пятичасовой задержкой, я совершенно случайно узнала, что нас хотят покормить, - рассказала Татьяна Петрова, летевшая в Анталью с внучкой. - Но в представительстве авиакомпании нам пришлось буквально выпрашивать еду.

Были проблемы и с размещением в гостиницах иногородних туристов - мест на всех не хватало. Причем большинство пострадавших пассажиров - мамы с детьми. В результате московский аэропорт почти на сутки превратился в ночлежку. Хотя представители авиакомпании не раз официально заявляли, что "пассажиры обеспечиваются питанием, а при необходимости размещением".

Тем временем каждый участник этого конфликта кивает на другого. Пресс-секретарь "Атлант-Союза" Георгий Баутин заявил, что керосин был оплачен заранее, но компания "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) сорвала поставки. Глава ТОАП Евгений Островский сообщил, что керосин задержала железная дорога из-за переброски своих цистерн в рамках корпоративной реорганизации. Замглавы пресс-службы РЖД Елена Кулакова рассказала "Известиям", что дефицит вызван несвоевременной подачей заявок на перевозку топлива в мае.

- С июньскими поставками все в порядке, и ситуация не должна повториться, - обещает она. - Если, конечно, следующие заявки будут приходить вовремя.

Кстати, в ту же среду лишние 3-4 часа в зале ожидания провели пассажиры, вылетающие из "Домодедово". Правда, пресс-служба аэропорта утверждает, что с топливом это не связано.

Нехватка керосина еще больше запутала отягощенные конкуренцией отношения между столичными аэропортами. Руководство "Шереметьево" в официальном пресс-релизе заявило, что "в рамках сотрудничества с аэропортами Московского авиационного узла... "Шереметьево" оказал содействие аэропорту "Внуково", предоставив 1500 тонн авиатоплива для нормализации ситуации". Правда, представители "Внуково" поспешно передали информагентствам, что "... для заправки 28 мая воздушных судов авиакомпании "Атлант-Союз" авиатопливо из аэропортов "Домодедово" и "Шереметьево" не привлекалось". Похоже, экстренная матпомощь от "Шереметьево" досталась другим перевозчикам.

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии: "Степень вины оценят суды"

"Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" говорит о том, что ответственность за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта несет туркомпания, если перевозка входит в стоимость турпутевки. В то же время, по Воздушному кодексу, если виновата авиакомпания, отвечать будет она. В итоге получается, что за задержку рейса ответственность должна нести авиакомпания, а за сокращение времени отдыха клиента, произошедшего из-за задержки рейса, - туроператор. В подобных случаях суды оценивают степень участия авиакомпании и туроператора в решении возникшей проблемы - в организации питания и размещения, оперативном информировании туристов и во многом другом. Кстати сказать, многие туроператоры - заказчики задержанных рейсов авиакомпании "Атлант-Союз" заявили, что готовы компенсировать туристам потерянное в аэропорту время - например, дополнительными экскурсиями или даже продлением тура".

Дмитрий Лесняк, юрист общества защиты прав потребителей "Общественный контроль": "Доставайте справки и сохраняйте чеки"

"Если пассажиру предстоит ожидать вылета в течение восьми часов днем или шести часов ночью, авиакомпания обязана обеспечить его размещение и проживание в гостинице. Однако практика показывает, что, например, в зоне досмотра или таможенного контроля разыскать представителей авиакомпании сложно и приходится только рассчитывать на то, что они сами решат проблемы пассажиров.

В случае задержки рейса следует получить в администрации аэропорта справку - с этим обычно проблем нет. Этот документ будет необходим, если затем, в течение последующих 25 дней, придется обращаться в суд. По закону авиакомпании должны компенсировать время задержки из расчета 25 рублей в час ожидания, но не более половины стоимости билета. Кроме того, если пассажир не был обеспечен бесплатным горячим питанием и самостоятельно приобретал еду и напитки или проживал в гостинице за свой счет в то время, как жильем его должна была обеспечить авиакомпания, он обязательно должен сохранять все чеки - эти убытки могут быть компенсированы. Можно также попытаться получить и компенсацию морального вреда, но обычно это чисто символические деньги".

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.