Цены – не самолет, взлетели – не посадишь

Когда вы покупаете авиабилет, 25—30% ваших денег уходят на авиационное топливо. За последний месяц его цена увеличилась на 15—20%. По прогнозам Минтранса, в ближайшее время стоимость авиабилетов увеличится почти на треть.

Такого роста цен не было даже во время топливного кризиса 2004—2005 годов, когда за полтора года стоимость керосина выросла в два-три раза. Началось все с повышения цен на нефть и нефтепродукты. Во всем мире оно шло с октября, но, по мнению Евгения Островского, гендиректора торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов", цены на российском рынке обычно меняются на месяц позже мировых.

Главный предвестник повышения цен — дефицит авиатоплива. По словам Анастасии Матюшиной, директора по связям с общественностью компании "Аэрофьюэлз" (крупного оператора заправочных комплексов), российским нефтяным компаниям выгоднее делать дорогое дизельное топливо и отправлять его на экспорт. Производить дешевый керосин для внутреннего рынка им неинтересно. Итог: керосина не хватает, цены на него растут, авиакомпании поднимают цены.

По словам Островского, запасы топлива на исходе, некоторые из аэропортов вообще на грани закрытия.

В московских аэропортах тонна керосина обойдется авиакомпаниям в 24—25 тысяч рублей вместо 20—21 тысячи, которую они платили еще месяц назад.

По мнению Евгения Островского, проблема еще и в том, что на рынке авиационного топлива работает всего несколько крупных компаний. Как говорит Анастасия Матюшина, в аэропортах, где есть несколько топливно-заправочных комплексов, керосин всегда стоит на 15% ниже, чем там, где царит монополия. Как рассказал "Новой" помощник гендиректора аэропорта Махачкалы Иосиф Лихман, цены в аэропорту удалось удержать на прежнем уровне, только создав собственную службу заправки и продавая топливо по себестоимости.

По этим же причинам повышение цен на внутренних рейсах будет больше, чем на международных, где перевозчикам приходится оглядываться на иностранных конкурентов. Хотя зарубежные авиакомпании заправляются по тем же ценам, большинство самолетов у них новее и топлива потребляет меньше.

Авиакомпании: десять лет такого не было
"Какие авиакомпании подняли цены? Да все, — возмущается Сергей Бураков, начальник отдела авиаперевозок турфирмы "Нева", — "Трансаэро", KrasAir, "Атлант-Союз", "Кавминводыавиа", "Авиалинии-400"… За десять лет работы такого не помню. Вакханалия, по-другому не назовешь".

Сами авиакомпании о росте цен говорят осторожно. В S7 и Utair "Новой" заявили, что еще не поняли масштаб проблемы и не просчитали новые тарифы. Дискаунтер SkyExpress обещает сохранить цены, наверстывая за счет объема продаж. В "Атлант-Союзе", специализирующемся на чартерных перевозках, сообщают, что с начала ноября цены на топливо выросли на 22%, на билеты — на 10%.

По словам пресс-секретаря "Трансаэро" Сергея Быхала, с 15 декабря билеты компании подорожают на 2—12%, но только для "оптовиков" — туроператоров, выкупающих блоки мест. Цену для обычных пассажиров авиакомпания пока не изменит. Хотя, по словам Быхала, сохраняя прежние цены, "Трансаэро" уже потеряло около ста миллионов рублей.

Туроператоры: паника и потери
Повышение цен ударило не только по пассажирам, но и по турбизнесу. Большинство новогодних туров уже проданы, и теперь у турфирм есть два выхода: нести убытки или требовать с клиентов доплаты.

На сайте крупного туроператора Tez Tour вывешен список доплат для пассажиров, не успевших расплатиться за свои путевки. Цифры приличные: от 20 евро за перелет S7 в Турцию до 135 евро за Таиланд с "Аэрофлотом". Туроператоры опасаются, что клиенты просто расторгнут договоры. На туристическом рынке паника: Ассоциация туроператоров России уже объявила, что из-за финансовых потерь мелкие компании просто разорятся.

"Если турист готов потратить $700 на тур в Хургаду, это не значит, что он безропотно заплатит $850" — говорит директор по связям с общественностью компании "Атлант-Союз" Георгий Баутин. — Нам уже пришлось отменить несколько чартерных рейсов в Египет. А ведь прошел только первый виток повышения цен".

По словам Сергея Буракова, в последнее время цены на билеты растут каждые 15—20 дней на 2—15% в зависимости от направления. Предъявлять счета пассажирам турфирма не стала, поэтому прибыль от новогодних туров ушла на покрытие разницы в цене. А суммы солидные: например, если раньше улететь чартером в Таиланд можно было за $600, то теперь цены начинаются с $700.

Впрочем, Сергей Шпилько, президент Российского союза тур­индустрии, вообще вспоминает случаи, когда авиакомпании намеренно называли туроператорам заниженные цены. А когда контракт был заключен и туры распроданы, объявляли уже другие суммы и требовали доплат.

Прогноз: к январю привыкнем
По прогнозу Евгения Островского ("Топливное обеспечение аэропортов"), в декабре цены вырастут еще на 10% и к январю стабилизируются. Нефтяные компании опомнятся, керосина появится в избытке, но цены не снизятся: такого на рынке не бывает. Как объясняют в "Атлант-Союзе", после каникул летать пассажирам придется уже по новым ценам. Да и самим авиакомпаниям придется непросто: резко поднимешь цены — потеряешь клиентов.

"По нашим подсчетам, — уверена Анастасия Матюшина ("Аэрофьюэлз"), — при этом уровне цен за 2008 год только десятке крупнейших авиакомпаний придется заплатить за топливо дополнительные 15—18 млрд рублей, отдавать которые они не рассчитывали".





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.