Защита для пассажиров

Министерство национальной безопасности США (Department of Homeland Security, МНБ) рассматривает более дешевую альтернативу бортовым системам противоракетной обороны для гражданских авиалайнеров. В качестве таковой рассматриваются системы ПРО гражданских аэропортов, разрабатываемых компаниями Northrop Grumman и Raytheon.

На чиновников МНБ давят авиакомпании, требующие, чтобы стоимость бортовой системы защиты гражданских воздушных судов не превышала 1 млн. долл. Но даже в этом случае расходы на оснащение такой системой всех 6800 авиалайнеров, зарегистрированных в США и совершающих регулярные рейсы, составят 6,8 млрд. долл. Кроме того, аналогичные системы, установленные на военных самолетах, требуют профилактики после 300 часов эксплуатации, тогда как гражданские компании требуют увеличить этот период до 3 тысяч часов как минимум.

По утверждению представителя компании Raytheon Алана Фишера, даже если системой оповещения и защиты от ракетных атак будут оборудованы только 4000 самолетов, то даже в этом случае расходы на ее эксплуатацию в течение 20 лет (продолжительность жизненного цикла усредненного авиалайнера) составят не менее 36 млрд. долл.

Наземное прикрытие прибывающих и убывающих лайнеров непосредственно в аэропортах, по его мнению, обойдется дешевле.

Для решения этой задачи Raytheon предлагает собственную разработку, систему гражданской ПРО Vigilant Eagle. Фактически это один из первых прототипов микроволнового оружия. Принцип действия "Бдительного орла" основан на излучении микроволновых пучков, которые не позволят головкам самонаведения ракет переносных зенитно-ракетных комплексов захватывать и сопровождать цели.

По словам Фишера, стоимость такой системы для прикрытия крупного аэропорта не превышает 25 млн. долл., при этом эксплуатационные расходы за 20 лет не превысят 1,6 млрд. долл.

Примерно столько же – от 25 до 30 млн. долл. – будет стоить система SkyGuard, разрабатываемая Northrop Grumman, говорит представитель компании Боб Бишоп. Технология SkyGuard основана на высокоэнергетическом тактическом лазере THEL, работы по которому шли с 1996 по 2000 годы по заказу американских военных и Министерства обороны Израиля.

По утверждению Бишопа, система способна сбивать как ракеты, так и артиллеристские снаряды, в том числе и при стрельбе залпом. Однако после испытаний генеральные заказчики отказались от перспективной разработки. Израильтяне – из-за высокой цены, армия США – из-за того, что комплекс получился слишком громоздким и малоподвижным.

Однако в случае стационарного размещения последнее обстоятельство не является критическим. Кроме того, SkyGuard более универсален, полагают американские эксперты. Он мог бы защитить атомную станцию от тарана захваченным террористами самолетом или крупный стадион от обстрела самодельными неуправляемыми ракетами.

Однако ни одна из предлагаемых наземных систем не способна защитить американские лайнеры за границей, отмечает Джеймс Карафано, эксперт по безопасности вашингтонского Фонда наследия (Heritage Foundation). «Я полагаю, необходимо совмещение технологий наземной и бортовой защиты», - полагает эксперт.

В ближайшие 18 месяцев Northrop и Raytheon, как ожидается, продемонстрируют МНБ США возможности своих комплексов в "обстановке, приближенной к боевой". При этом будет изучаться степень воздействия микроволнового и лазерного излучения на оборудование аэропортов, элементы конструкции лайнеров и, конечно, на пассажиров.

Для этого Northrop получил финансирование в размере 1,9 млн. долл. для разработки "концепции применения тактического лазера в условиях реального воздушного движения".

Проще говоря, от компании требуют доказательств надежности системы наведения лазера: она должна четко отличать ракету террористов от малоразмерного самолета или вертолета во избежание случайного поражения не представляющей опасности цели. Raytheon получит 4,1 млн. долл. на исследования по электромагнитной совместимости своей «супермикроволновки» с электронным оборудованием аэропорта.

Излучение в момент "выстрела" не должно выводить из строя бортовое оборудование оказавшихся поблизости самолетов и тем более вызывать ложные сигналы на индикаторах диспетчерских радаров.

Как отмечают эксперты, МНБ США всерьез занялось проблемой защиты коммерческих рейсов от поражения средствами ПВО после того, как в ноябре 2002-го неизвестные террористы выпустили две ракеты по израильскому лайнеру, вылетавшему из аэропорта кенийской столицы Момбасы. Хотя обе ракеты не смогли поразить цель, инцидент показал, насколько гражданские суда могут быть уязвимы для такого рода атак.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.