Пассажиры слетелись на скидки

Российский авиарынок замедлил темп падения: по данным Минтранса, в январе снижение пассажиропотока составило около 11%, в то время как в декабре прошлого года достигало 14,5%. Эксперты считают, что показатели первого месяца 2009 года могли улучшить антикризисные программы авиакомпаний, которые в массовом порядке начали снижать цены на билеты: работать без прибыли оказывается выгодней, чем кредитоваться у банков. Однако сами авиаторы ничего хорошего от будущего не ждут.

Перевозки воздушным транспортом в январе сократились на 10-11% к аналогичному периоду прошлого года. Об этом вчера заявил замминистра транспорта Александр Мишарин. Аналогичную цифру (10-12%) назвал заместитель руководителя Росавиации Владимир Черток. В Росавиации отметили, что это предварительные данные. Официальный источник статистики в области воздушного транспорта - Транспортная клиринговая палата - статистику за январь пока не публиковала. В 2008 году гражданская авиация России показала рост перевозок на 10,2%, однако он был неравномерен. До июня показатели росли в среднем на 20-25% в месяц. Но в октябре рост составил всего 0,8%, в ноябре было падение на 6,5%, в декабре - на 14,5%. Таким образом, формально в январе ситуация улучшилась.

Аналитики полагают, что предотвратить резкое снижение пассажиропотока в январе удалось благодаря антикризисным действиям авиакомпаний, которые начали снижать цены на билеты. Традиционно в низкий сезон авиаперевозчики проводят специальные акции и распродажи, а финансово-экономический кризис, негативно сказавшийся на спросе пассажиров, только спровоцировал участников рынка конкурировать друг с другом по цене. "Сейчас авиакомпании предпочитают продавать билеты вперед и с существенными скидками, потому что перевозка пассажиров даже на уровне нулевой рентабельности оказывается дешевле банковских кредитов",- отмечает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его оценкам, без учета спецакций авиакомпаний средняя стоимость авиабилетов снизилась на 10-15%, а по некоторым направлениям - на 20-25%. Кроме того, по его мнению, только сейчас до авиакомпаний доходит позитивный эффект от снижения цен на топливо. "Обычно результаты колебаний цен на керосин проявляются примерно через полгода, поэтому тренд на снижение цен, наметившийся осенью, начинает отражаться на показателях авиатранспорта только сейчас",- говорит Олег Пантелеев.

Однако прогнозы самих авиаперевозчиков неутешительны. В "Аэрофлоте" говорят, что скидками удается стимулировать лишь немногих пассажиров, которые откладывали свои поездки из-за финансовых соображений, но поводов для оптимизма на последующие месяцы нет. "Никакого оживления на рынке не наблюдается, данные предварительного бронирования на март-апрель показывают снижение к прошлому году как минимум на 10%",- рассказывает заместитель гендиректора компании Лев Кошляков. Он добавляет, что скидки имеют эффект только в сочетании с другими мерами, такими как, например, оптимизация маршрутных сетей, сокращение частот и направлений полетов, а также уменьшение провозных емкостей. Источник в другой крупной авиакомпании полагает, что предварительные цифры Минтранса не соответствуют действительности. "Сейчас все гораздо хуже, чем докладывает Минтранс, особенно у чартерных авиакомпаний - зимние программы провалились",- говорит собеседник "Ъ".

Олег Пантелеев соглашается, что экономический кризис только начинает отражаться на покупательной способности пассажиров и наиболее показательные цифры будут по итогам первого квартала. "Однако турфирмы тоже пошли на снижение цен, пытаясь убедить туристов не отказываться от путешествий",- говорит эксперт. Вице-президент "Ланта-Тур вояж" Татьяна Коршунова подтверждает, что туроператорам и авиаперевозчикам удалось договориться о новых ценах еще осенью. "Мы прогнозировали падение спроса и договорились о снижении цен на блоки мест на чартерные рейсы в зависимости от направлений на 15-20%",- рассказывает госпожа Коршунова. Она добавляет, что операторы гостиниц также предложили туристам систему скидок и различные подарки. Татьяна Коршунова заверяет, что спрос на туры "почти стабилизировался": "горящие" путевки остались, однако глубина продаж на туры в страны Юго-Восточной Азии составляет порядка месяца, "что очень неплохо".





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.