Туристам обещают от 50 до 100 млн рублей

Несколько крупных российских туроператоров близки к банкротству. В случае, если банкротства избежать не удастся, история, произошедшая с клиентами "Детура", повторится. Как считают участники пресс-конференции "Уроки "Детура": опыт, последствия, перспективы", спасти туристов может лишь срочное увеличение финансовых гарантий туроператоров.

После одного из самых громких скандалов минувшего сезона, виновником которого стал обанкротившийся туроператор "Детур", "кинувший" в Турции сотни своих клиентов, власти и участники туристического рынка заявили о пробелах в существующем законодательстве, потенциальных угрозах и предложили варианты урегулирования ситуации. Поводом для начала обсуждения существующих на туррынке проблем стало заявление компании "Росно" о том, что страховых выплат на всех обманутых клиентов "Детура" не хватит. По мнению главы департамента министерства по спорту, туризму и молодежной политике Надежды Назиной, вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимира Канторовича, президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александра Коваля и заместителя генерального директора компании "Росно" Дмитрия Попова, принявших участие в пресс-конференции, закон о турдеятельности, который устанавливает размер финансовых гарантий туроператора, необходимо совершенствовать.

Прежде всего, по словам участников пресс-конференции, фингарантии должны быть существенно увеличены – до 50 или даже 100 млн рублей.

В противном случае не исключено, что российским туристам придется иметь дело еще с одним "Детуром". Как заявил первый заместитель гендиректора страховой компании "Росно" Дмитрий Попов, сейчас на туристическом рынке России есть несколько крупных операторов, близких к банкротству. В связи с этим "Росно" надеется, что поправки по увеличению страховых гарантий вступят в силу как можно скорее, а лимит этих гарантий будет существенно повышен, подчеркнул Попов.

Инициатором увеличения суммы фингарантий выступили министерство по спорту, туризму и молодежной политике и Всероссийский союз страховщиков.

"После случая с "Детуром" возникла острая необходимость увеличить сумму страховой гарантии с существующих 10 млн рублей не менее чем до 50 млн, хотя сейчас я все больше склоняюсь к 100 млн", – заявил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. В настоящее время именно ВСС готовит изменения в действующий закон об основах туристической деятельности. Вынести его на обсуждение планируется в сентябре.

Участники туристического рынка к готовящимся изменениям относятся неоднозначно: если представители крупного турбизнеса инициативы страховщиков и власти поддерживают, то в Российском союзе туриндустрии уверены, что предложенное увеличение фингарантий - это зачистка рынка.

Руководитель компании "Капитал Тур" (входит в первую десятку крупнейших туристических компаний по итогам 2007 года) Инна Бельтюкова идею увеличения суммы фингарантий поддержала. По ее мнению, в конечном итоге это стабилизирует рынок. Что касается малого бизнеса, то туристическая отрасль занимается оказанием оптовых услуг и по своей сути не является малым бизнесом, считает руководитель "Капитал Тура".

У Валерия Чумакова, генерального директора компании "Тур Лэнд", которая как раз и относится к представителям малого и среднего бизнеса, другое мнение на этот счет:

Увеличение суммы фингарантий неизбежно приведет к повышению цен на путевки в пределах 10-20% и монополизации рынка, заявил гендиректор "Тур Лэнда".

С ним согласна и Ирина Тюрина из Российского союза туриндустрии (РСТ). По мнению представителей РСТ, увеличивать сумму фингарантий нужно дифференцировано, исходя из показателей туркомпаний.
"Гарантированная уравниловка, то есть сумма фингарантий, установленная для всех фирм независимо от объемов бизнеса, привела к ожидаемому результату. Как заявляет РОСНО, 10 млн рублей не хватит, чтобы компенсировать убытки всем обманутым клиентам "Детура", – пояснила Ирина Тюрина. – Сейчас лоббисты закона предлагают механически увеличить сумму фингарантий для всех до 100 млн. рублей, не скрывая при этом, что сопутствующая такому решению "зачистка" рынка им только на руку. РСТ считает, что необходимо дифференцировать финансовую ответственность туроператоров в зависимости от реального объема ответственности туроператора перед его клиентами".

Впрочем, по мнению Дмитрия Давыденко, руководителя Клуба защиты прав туриста, фингарантии – это вообще неэффективный инструмент для защиты туристов.

"Ростуризм два года занимался никому не нужным законом, который изначально был пролоббирован, – заявил Давыденко. - И 100 млн рублей все равно не спасут ситуацию. "Детур" не самая большая компания. Вы представляете, что будет, если с рынка исчезнет один из лидеров рынка, к примеру? Крупный туроператор отправляет в среднем в месяц порядка 70 тысяч туристов. Что будет, если все они не смогут в один прекрасный момент вылететь? Наш туррынок просто встанет".

По мнению Давыденко, для защиты туристов необходимо не увеличивать фингарантии, а создавать общий фонд, с помощью которого при возникновении нештатных ситуаций можно было бы оперативно оказывать помощь туристам: перечислять средства за неоплаченные туроператором места в гостиницах, перелеты и т. д. "Я очень надеюсь, что соответствующий комитет в Госдуме не поддержит изменения, касающиеся закона о турдеятельности, которые осенью будут вноситься на рассмотрение", – подчеркнул глава Клуба защиты прав туриста.





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.