"Самый счастливый парень на свете"

05.3.2005

"Самый счастливый парень на свете"

Американский миллионер совершил первый в истории кругосветный одиночный перелет без дозаправки

В пятницу на американском аэродроме Salina в штате Канзас завершился кругосветный перелет миллионера и искателя приключений 60-летнего Стива Фоссета. Пилотируя самолет Virgin Atlantic Global Flyer, ему удалось совершить, казалось бы, невозможное - впервые в истории облететь земной шар на одноместном самолете без остановок и дозаправок за 67 часов. Несмотря на технические проблемы, возникшие в ходе полета, Фоссет все же добрался до места вылета и теперь называет себя «самым счастливым парнем на свете».

\'Вообще-то я планирую выжить\'

За плечами 60-летнего миллионера - 100 мировых рекордов в разных видах приключений. 60 из них до сих пор не побиты.

В их числе такие престижные рекорды, как самое быстрое кругосветное путешествие под парусом (на катамаране Shayenne в 2004 году американец обошел вокруг земного шара за 58 дней, 9 часов, 32 минуты и 45 секунд) и одиночный кругосветный полет на воздушном шаре. Кроме того, в 1985 году он пересек вплавь Ла-Манш за 13,5 часа, в 1992-м проехал 1874 км в гонках Iditarod на собачьих упряжках на Аляске, а в 1993 и 1996 годах участвовал в автомобильных гонках «24 часа Ле-Мана». К числу достижений Фоссета также относятся два национальных рекорда, установленных на лыжных гонках на соревнованиях в Аспене в феврале 1998 и 2000 годов. 7 февраля 2000 года миллионер установил мировой рекорд, облетев земной шар на двухмоторном самолете Cessna за 41 час 13 минут 26 секунд, таким образом улучшив прежний рекорд на 5 часов. 10 декабря 2001 года Фоссет установил мировой рекорд по пересечению пролива Ла-Манш под парусом, пройдя пролив на собственном катамаране Playstation с командой из 11 человек за 6 часов 21 минуту и 54 секунды со средней скоростью 40 км/час.

...Однажды Фоссет попал в весьма неприятную ситуацию. Воздушный шар, на котором он в 6-й раз пытался совершить кругосветное путешествие (искателю приключений удалось это сделать только с 7-й попытки в 2002 году), в районе Австралии оказался в зоне штормовых ветров и на скорости 322 км/ч приземлился на поверхность Кораллового моря. Когда миллионера эвакуировали спасатели, он объявил им: «Сегодня я первый раз в жизни был близок к гибели». И тут же добавил: «Но вообще-то я планирую выжить».

\'Просто будет очень страшно\'

Мысль облететь вокруг земного шара за 80 часов пришла в голову Фоссету в прошлом году. Цифра 80, разумеется, появилась по аналогии с героем Жюля Верна, который объехал Землю за 80 дней.

Вылет с аэродрома Salina состоялся во вторник. Накануне пилот и сотрудники технической службы компании по разработке частных космических программ Scaled Composites, создавшей и обслуживающей самолет, признались, что самым сложным в полете Фоссета станет момент отрыва от земли.

Дело в том, что решающим достижением в кругосветном безостановочном полете следует считать отсутствие дозаправок. Специальный одномоторный летательный аппарат, разработанный специалистами Scaled Composites, получил название Virgin Atlantic Global Flyer (VAGF) по имени официального спонсора полета - медиагруппы Virgin Records. Размах крыльев этого оригинального воздушного судна составляет 35 м, при этом машина достигает 11,7 м в длину и 3,6 м в высоту. Двигатель Williams FJ44-3 ATW обладает тягой в 10 200 Нм и способен нести самолет, вес которого с полными баками составляет 10 тонн и всего 1,5 тонны с пустыми, на высоте 14 км с крейсерской скоростью 470 км/ч.

С лета 2004 года судно испытывали над пустыней Мохаве в штате Калифорния. Тестовые полеты VAGF прошел успешно, но при этом ни разу не испытывался с полными баками. Поэтому перед стартом Фоссета на взлетно-посадочной полосе (ВПП) на аэродроме Salina, длина которой превышает необходимые для разгона самолета такой массы и такой мощности 3,5 км, в минувший вторник царила довольно напряженная атмосфера.

«Может, я сам по себе слишком нервный человек?» - задавался вопросом пилот Стив Фоссет в ходе предполетной пресс-конференции и сам же отвечал: «Нет, просто будет очень страшно взлетать на VAGF, когда он станет таким тяжелым».

Несмотря на опасения Фоссета, в минувший вторник в 5 утра по Гринвичу VAGF благополучно оторвался от ВПП аэродрома Salina, набрал нужную высоту и лег на курс. Однако уже спустя 2-3 часа после взлета система навигации выключилась и Фоссету пришлось лететь «вслепую», по координатам, задаваемым диспетчерами с земли. К счастью, через некоторое время навигация была вновь восстановлена.

В среду установление рекорда вновь оказалось под угрозой срыва. Фоссет внезапно обнаружил, что VAGF стремительно теряет топливо. К тому моменту как искатель приключений узнал об этом, самолет уже лишился 1,2 тонны горючего, а система автоматической диагностики двигателя не смогла определить причину утечки. До четверга, то есть завершающего дня полета, миллионер не знал, сможет ли он дотянуть не только до Salina, но и вообще до Америки. Уверенность вернулась к Фоссету только в четверг: его самолет находился в районе Японии, когда из центра управления полетами Scaled Composites сообщили о том, что в этой географической зоне сложились довольно благоприятные метеорологические условия и скорость попутного ветра достигла от 185 до 240 км/ч. Узнав об этом, Фоссет прокричал в рацию: «А ну-ка сделаем это!» Периодически планируя на воздушных потоках с выключенным двигателем, американец все же дотянул до Salina, где благополучно произвел посадку. Итоговое время в пути составило 67 часов, а пройденное расстояние равнялось немногим более 37 тысяч километров.

Первыми словами, которые Фоссет произнес сразу после того, как открылась крышка кокпита, стал возглас: «Какой славный день!» Выбравшись из кабины, 60-летний рекордсмен триумфально вскинул руки вверх и объявил: «Я самый счастливый парень на свете!» Как уже потом рассказывал сам пилот, за все время полета он спал всего несколько минут. Но спать ему еще долго не хотелось и после приземления.

Что такое Scaled Composites

Компанию по разработке частных космических программ Scaled Composites возглавляют энтузиасты авиации и аэронавтики Барт Рутан и Пол Аллен. Но если последний известен прежде всего как талантливый финансист, стоявший у истоков основания корпорации Microsoft, то Барт Рутан - это в первую очередь конструктор, гений которого не подвергается сомнению.

Рутану, в частности, принадлежит идея создания первого в истории человечества частного космического корабля SpaceShipOne, который 21 июня 2004 года совершил исторический полет на околоземную орбиту. Благодаря тому полету Scaled Composites получила приз фонда X-Prize Foundation, который занимается поощрением «альтернативных транспортных программ», в размере 10 млн. долларов, что составило ровно половину от расходов Рутана и Аллена на запуск SpaceShipOne.

VAGF стал вторым по счету детищем Рутана в области авиастроения. Первым самолетом, который конструктор создал для кругосветного путешествия, стал двухместный Voyager, удачно совершивший полет вокруг земного шара в 1986 году. Машину, на которой беспрецедентный рекорд установил американский миллионер Фоссет, Барт Рутан в шутку называет «летательным топливным баком». В самом деле VAGF потребляет примерно столько же топлива, сколько средний грузовой автомобиль, - около 35 литров на 100 километров.

 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.