Из Петрозаводска – на северный полюс

10.4.2005

Из Петрозаводска – на северный полюс

Проект создания дрейфующих арктических станций, разработанный в клубе «Полярный Одиссей», получил поддержку ведущих ученых России, изучающих проблемы Севера.

За три десятка лет существования знаменитого петрозаводского клуба путешественников и исследователей «Полярный Одиссей», этот проект, получивший название «Российские полярные одиссеи», несмотря на осуществленные ранее такие экспедиции, как походы на Святую Землю, Аляску, Шпицберген, должен стать самым грандиозным и, вдобавок, наукоемким.

Зачем человеку полюс?

Вершину планеты люди начали штурмовать в конце XIX века, хотя по Арктике с незапамятных времен плавали русские поморы на своих кочах, уникальных деревянных судах, которые благодаря яйцевидной форме днища, в случае сжатия льдов просто выжимались на них.Этот принцип использовал в 1893 году норвежский исследователь Ф.Нансен, построив свое судно «Фрам», которое, вмерзнув в арктический лед, продрейфовало в Северном ледовитом океане в течение трех лет.

Но заветной цели – полюса - Нансен не достиг. Зато после этого плавания знаменитый норвежец выдвинул идею организации полярных дрейфующих научных станций.

Впервые этот проект был осуществлен в СССР в 1937 году, когда на льдину вблизи Северного полюса была высажена четверка полярников, которой руководил Иван Папанин. На своей примитивной станции «Северный полюс- 1» они дрейфовали в течение года, проводя различные научные эксперименты по изучению метеорологических условий Арктики, подводных течений океана. В это же время, в ледовый плен попал ледокольный пароход «Седов», который продрейфовал более 800 дней и стал первым судном - научной станцией.

С 30-х годов дрейфующие на льдах советские «СП» стали постоянным атрибутом Арктики. СССР занял лидирующее место в мире по изучению высоких широт. Но с развалом Союза программа была свернута. Причин много: недостаток финансирования, ненадежность станций, расположенных на льдинах для людей и оборудования. Зачастую, в случае разлома льдины, едва удавалось эвакуировать персонал, теряя дорогостоящие приборы. А в то же время мониторинг экосистемы северного бассейна, изучение дна океана, его природных запасов человечеству необходимы.

Проект ХХI века

10 лет назад президент клуба «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев встретился с популярным сейчас путешественником Федором Конюховым. Тот предложил: построй мне судно наподобие поморского коча, и я пару лет отдохну, дрейфуя в вечном безмолвии… Дмитриев призадумался и строить полярное судно для отдыха не стал. Все эти годы он был буквально одержим идеей, которая воплотилась в проект создания современной плавучей дрейфующей станции: корабля, который бы мог создать комфорт для экипажа, условия для научной работы, обеспечить долгое автономное плавание и, конечно, безопасность.

Проект разрабатывался мучительно долго, таких судов мир еще не видел, хотя все идеи «лежали на поверхности». Их надо было только свести в единое целое. Виктор Дмитриев разрабатывал разные варианты корабля, но все же остановился на деревянном корпусе, более эластичном при сжатии льдами, но в то же время укрепленном металлическими конструкциями, то есть на создании композитного судна.

Есть и другие преимущества: дерево даст большую грузоподъемность, теплоизоляцию в условиях 40-градусных морозов, снижение магнитности корпуса, что благотворно отразится на научных экспериментах, да и просто обеспечит комфорт.

Чудо корабль

Его корпус будет традиционно яйцевидным. Поражает толщина деревянной обшивки – 500 миллиметров, плюс стальная ледовая защита. Все это делает корабль неуязвимым для сжатия льда. Главная палуба закрывается специальной оболочкой, создающей условия для нормальной работы экипажа, и препятствующей нарастанию снега. Погрузка и выгрузка грузов, техники, из которой при необходимости можно оборудовать аэродром, будет производиться через носовую и кормовую аппарели.

Внутри центральной части судна расположится шахта, которая позволит опускать под воду различные научные приборы, включая мини-батискаф. Можно будет вести видео-съемку на глубине до 4000 метров. На палубе возвысятся две ветро-электростанции, питающие корабль и его электродвигатели энергией. Движение и жизнеобеспечение будут обеспечивать пять дизелей. А это значит, что, в отличие от обычных СП, станция нового поколения сможет самостоятельно передвигаться в полыньях. Остается добавить, что длина судна – 40 метров, ширина –13, а осадка - 2,5 метра. По расчетам его создателей, автономность плавания для экипажа в 20 человек может составить не менее трех лет.

Валентина Пивненко: будем помогать

Естественно, что этот проект потребует немалых затрат. К реализации идеи подключилась депутат Государственной Думы от Карелии Валентина Пивненко. Она давно уже является горячим сторонником программ «Полярного Одиссея», и когда узнала об арктических планах, тут же подключила свой «административный ресурс». Валентина Николаевна созвонилась с вице-спикером Думы Артуром Чилингаровым, известным полярником, Героем России. Его этот проект заинтересовал, и совместными усилиями он был включен в повестку заседания морской коллегии при правительстве России. Так что есть реальная надежда, что наши «одиссеи» войдут в федеральную программу освоения арктического бассейна. Не исключено участие иностранных инвесторов: проект планируется представить на международной выставке ЭКСПО-2005, которая пройдет в японском городе Нагано.

P.S. Когда верстался номер, В. Дмитриеву пришло письмо из канцелярии Святейшего Патриарха Алексия Второго с его благословлением: «Решение о создании программы «Российские полярные одиссеи» заслуживает поддержки. Господь да благословит труды ваши». 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.