Лось на дороге

13.4.2005

Лось на дороге

При типичном столкновении с лосем автомобиль поражает ноги животного, заставляя его разбивать ветровое стекло, сокрушать крышу и, довольно часто – приземляться в салоне. Каждый 75-й сбивший лося человек гибнет. Чтобы спасти и людей, и животных, приходится придумывать всё новые способы, используя самые высокие и "низкие" технологии.

Столкновения автомобилистов с американскими лосями (Moose или Alces alces) стали на Аляске, севере Новой Англии, северо-западных областях Канады и в некоторых других местах настолько распространённым явлением, что для него уже придумали термин MVC (Moose-vehicle collisions).

В одном только штате Массачусетс в течение 2004 года под колёса попали 52 американских лося, то есть – за последние 4 года зафиксировано шестикратное увеличение количества таких инцидентов.

Уже несколько десятилетий власти, защитники животных и транспортники пытаются исправить ситуацию, но, чаще всего, безрезультатно – предупредительные знаки, кампании по привлечению внимания публики, типа наклеек на бампер "Затормозите ради американского лося" ("Brake for Moose") – не срабатывают.

В настоящее время по всей Америке проводятся различные эксперименты, включая перепроектирование дорог, использование высокотехнологических лазерных и инфракрасных устройств, разработанных для исследования космоса и систем противоракетной обороны.

"Мы ищем новые способы воздействия на водителей так же, как и новые методы управления животными, – рассказывает биолог из управления транспорта штата Мэн (MaineDOT) Джон Перри (John Perry). – Но когда в деле замешаны американские лоси, легче управлять водителем".

И вот почему. Лоси, в отличие от оленей и медведей (при столкновении с ними гибнет каждый 5-тысячный человек), отказываются пользоваться приспособлениями, созданными ради их же безопасности, к примеру, специальными тоннелями под шоссе, сделанными из гигантских труб.

Лосю, видите ли, нужен особенный переход шириной больше 30 метров. Такие переходы, как и ограждения – высота забора должна составлять около 2,5 метров – являются весьма дорогостоящими.

О других способах ниже, а сейчас – вкратце о причинах MVC. Прежде всего, необходимо отметить, что американские лоси ненавидят глубокий снег, а любят гулять по очищенным участкам, каковыми являются автотрассы. Также их привлекает соль, которая собирается у обочины.

Наиболее активны лоси в тёмное время суток – между сумерками и рассветом. При этом заметить их на проезжей части очень трудно – шерсть не отражает свет фар. Кстати, света этих фар лоси не боятся, они не будут убегать от приближающихся транспортных средств.

И вообще – поведение американского лося непредсказуемо: он запросто может выскочить перед автомобилем в последний момент. Водителю может показаться, что перед ним стволы деревьев ("Я ещё подумал, откуда взялись деревья на дороге?"), тогда как это – ноги животного.

Большое количество столкновений случается весной, когда годовалые американские лоси "отмечают" сезон спаривания. Бегущий в поисках партнёрши лось не будет останавливаться, чтобы пропустить машину.

Между тем, традиционные предупредительные знаки водители игнорируют через несколько месяцев с момента установки. Знаки, к тому же, безо всякой очевидной цели воруют.

Но, например, в том же штате Мэн идею с дорожными знаками не оставили и пробуют привлечь внимание автомобилистов тем, что знаки эти подсвечиваются именно в тот момент, когда рядом проезжает машина.

Для этого используется целое разнообразие устройств, включая инфракрасные лучи, микроволновое радио, датчики, "ощущающие" колебания почвы, и тому подобное.

В основном эти все системы отправляют команду "осветить знак", когда животное пересекает луч, или его присутствие "заметит" сенсор на дороге.

Такие системы датчиков были опробованы в 29 местах по всему миру, включая девять штатов Америки, Канаду и Швейцарию. В некоторых случаях светящиеся по приказу сенсоров знаки снизили количество столкновений с крупными животными на 80%. Не исключено, что это один из лучших способов предотвращения MVC, но ему ещё предстоит долгосрочная проверка.

А в Мэн пытаются применять и "низко-технологические стратегии", засыпая некоторые участки дорог камнями среднего размера.

В этом случае есть надежда, что "шаткая земля" под ногами заставит американского лося идти медленнее, что даст водителям больше времени, чтобы объехать животное или затормозить. В этом пока и заключается перепроектирование дорог.

В других штатах биологи пробовали отслеживать небольшие стада лосей с помощью "радио-ошейников", чтобы узнать их привычки и маршруты. Но "воротники" ещё не проработали достаточно долго, чтобы точно оценить их эффективность.

Короче говоря, универсальных способов для предотвращения MVC человечество ещё не придумало. Некоторые эксперты уповают на прогресс в автомобилестроении. Дескать, "умный" транспорт "увидит" лося издалека (такие системы действительно появляются).

Однако столкновения на автодорогах – лишь часть проблемы. Ещё ведь есть дороги железные. Худший из всех год в этом отношении – период с 1989 по 1990 годы. Тогда на железных дорогах Аляски погибло 722 лося. От 500 до 1 тысячи лосей в аналогичных инцидентах на ж/д умирает каждый год.

Чтобы предотвратить столкновения, к примеру, перед поездами запускают дрезину, которая должна отпугивать животных. Эффективность так же под вопросом.

"Один из ключевых факторов, делающих столкновение с американским лосем плохой идеей – его вес и высота. Лось весит примерно столько же, сколько половина автомобиля среднего размера, его живот находится на одной линии с ветровым стеклом. Поэтому, когда лось поражён, весь его вес внезапно устремляется к голове водителя", – цитата отсюда.

В общем, получается, что лось и человек не могут ни разъехаться, ни разойтись. Животными в данном случае управлять если и возможно, то очень и очень непросто. Человеком, по идее, и впрямь легче.

У лозунга "Затормозите ради американского лося" есть продолжение – "Это может спасти вашу жизнь". Так оно, в общем-то, и есть. 70% из тех водителей и пассажиров, кто не погиб в результате столкновения, получили повреждения головы и лица, 26% имеют серьёзные проблемы с позвоночником.

 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.