Маршруты Томской области

14.7.2005

Маршруты Томской области

Одним из самых популярных маршрутов области давно стало посещение Томской писаницы, памятника мирового значения, места уникального по своей зрелищности и гармоничности. Наверное, не случайно, что и все иностранные делегации в Кузбассе в рамках сопутствующих культурных программ в первую очередь приезжают именно сюда. И люди всех стран и национальностей не перестают выражать свое удивление и восхищение этой действительно живой древностью.

Самый знаменитый в Кузбассе музей-заповедник естественной истории включает в себя целый ряд интереснейших экспозиций, которые в настоящее время находятся в стадии реконструкции и строительства. Уже очень скоро здесь можно будет “вживую” проследить всю историю нашего края.

…Когда стоишь перед изображениями, выбитыми рукой древнего художника на поверхности скал несколько тысячелетий назад, то кажется, что история человечества обретает вполне материальный смысл. Язык прошлого, магический и неведомый, наполненный глубоким и таинственным смыслом, как послание из другого мира, волнует и заставляет задумываться о людях, которые его создавали, о вечной связи времен, о единстве прошлого, настоящего и будущего человечества. О том, например, что оставляет “на стеклах вечности” каждая историческая общность людей. И о том, каким сумеем мы сохранить для потомков наше дыхание и тепло. Это место делится своей энергетикой с каждым, кто захочет получить послание из прошлого и обнаружить себя необходимой песчинкой в океане времени. Не случайно поток людей, желающих побывать на Томской писанице, с годами всё увеличивается.

Рисунки и целые сюжетные полотна художников глубокой древности нанесены на каменные глыбы прямо на берегу Томи всего в 30 километрах от Кемерова вниз по течению (а если брать автодорожные ориентиры – то за селом Подъяково в сторону Яшкина).

Этот уникальный музей природы и человеческой истории начал создаваться миллионы лет назад. Вечная борьба воды и камня образовала огромные массивы отшлифованных временем скал. На одной из таких высоких скал и расположилась наша знаменитая “картинная галерея”.

Известно, что первыми обитателями Сибири были люди древнекаменного века, охотники на мамонтов и сибирских носорогов. Их потомки, люди каменного века и эпохи бронзы, оставили на скалах своеобразный “окаменелый эпос” своей жизни, выразительнейшие сказания в рисунках.

Древних людей, которые из поколения в поколение селились именно в этом месте, можно понять. Окружающий ландшафт – пожалуй, наиболее красивое создание природы в среднем течении Томи. На вершинах скал, что тянутся вдоль правого берега, растет могучий густой лес. У подножия скал расстилается галечный пляж. Под лучами солнца огромные камни излучают тепло и демонстрируют богатейшую цветовую палитру всех оттенков серого и желто-коричневого, с зеленовато-синими вкраплениями. В лучах заходящего солнца особенно отчетливо видны мельчайшие детали древних рисунков. Всего их 280. Многие сразу бросаются в глаза, другие, как сложная мозаика, с трудом складываются из линий и трещин. Сцены охоты на лосей, священные птицы, загадочные личины духов выполнены вполне реалистично с большим мастерством и наверняка глубоким смыслом. Увидев их, теперь можешь смело всем говорить, что побывал у истоков зарождения искусства.

Музей, созданный самой природой

Наскальные изображения в Сибири стали называть писаными камнями, или писаницами. Эти места всегда были окружены атмосферой таинственности и религиозного почитания.

Можно представить, какое изумление и священный трепет вызывала Сибирь у первых землепроходцев, простых русских мужиков – “страна полунощная, населенная языцыми разными”. Проникая в глубь неведомых и бескрайних территорий по рекам, не заметить эту писаницу они, конечно, не могли. Именно сибирские “конкистадоры” первыми описали и эту удивительную скалу с рисунками на берегу Томи.

С тех пор за триста лет интерес к нашей писанице только возрастал, её изучение несколько раз проводилось специально приезжающими сюда историками и художниками. Только 30 лет назад группа ученых под руководством Анатолия Ивановича Мартынова (создателя и руководителя кафедры археологии Кемеровского госуниверситета, ныне, бесспорно, “главного археолога Кузбасса” и академика с мировым именем) завершила работу по исследованию Томской писаницы.

В результате был сделан целый ряд сенсационных научных открытий. Стиль петроглифов оказался близок изображениям антропоморфных фигур в Египте, в вавилонском и ассирийском искусстве. Было также доказано единство стиля древнего искусства, а значит – и единство культуры человечества в глубоком прошлом, её изначальных форм. Философская основа изображений также была характерна для всего человечества в древнем мире.

Однако бесценные рисунки, нанесенные на скалу несколько тысяч лет назад, никто не охранял. Они находились на “ничейной” земле и постоянно подвергались природным и антропогенным факторам разрушения. Причем современные люди вредили памятнику истории даже больше, чем природа, постоянно оставляя на реликвии свои имена и рисунки (и, наверное, как им казалось, свой неповторимый след). Мнения о том, как сохранить скалу, были разные. Многие говорили о том, что её буквально надо оградить забором и вообще никого не пускать. Но в итоге, к счастью, все поверили А.И. Мартынову, который неустанно убеждал и власть, и общественность в том, что “нужно не просто пускать, а как можно больше показывать и разъяснять. Это корни нашей истории, частичка нашей Родины, её вчерашний день. А прикосновение к тайнам прошлого способно обогатить человека духовно, сделать его более знающим”.

Был предложен проект создания на Томской писанице необычного музея, неповторимого по своему набору зон показа. Фактически его уже давно начали формировать история и природа. Природа создала красивые скалы на берегу реки и чудесный парковый лес. А люди, наши предки, превратили скалу в святилище.

Разумеется, основу музея составила сама писаница. Дополнить её должна была выставка по истории исследования памятника. Предполагалось также создать павильон показа камней с петроглифами, своего рода всесибирский музей древних петроглифов. Почему именно на Томской писанице? Потому что по своей зрелищности и монолитности это место уникальное, расположенное рядом с автодорогой, на берегу судоходной реки и недалеко от города. В Сибири есть и другие петроглифы (их много на Енисее, на Алтае), но с точки зрения, так сказать, “музейности” они значительно уступают Томской писанице. По доступности, концентрации изображений и сохранности всего интерьера Томская писаница единственная в своём роде. При этом в других местах разрозненные изображения гибнут безвозвратно, и их надо спасать – хотя бы перенеся сюда.

В общем, Мартынов первый заявил о том, что место, где расположена Томская писаница, самой природой предназначено для историко-этнографического музея под открытым небом: “В наш век урбанизации, строительных стандартов всё это просто исчезнет и люди не будут видеть и знать своей истории в должной мере. Так можно потерять свои корни, и не с чем будет сравнивать зримо наш сегодняшний день, нашу жизнь и наши достижения. Вот в чем опасность!” Идея комплексного музея под открытым небом была настолько органична и перспективна, что вполне естественно дополнилась мыслью воскресить рядом с Томской писаницей зону русского деревянного зодчества, которая включала бы в себя рубленую избу переселенцев, двухсвязную избу сибиряка, дом зажиточного крестьянина с надворными постройками (и с показом предметов крестьянского быта внутри), кузницу, лавку, баню. Четвертой музейной зоной должен был стать историко-этнографический комплекс шорцев, телеутов и других южных народов Сибири: жилые и хозяйственные постройки, хозяйственный инвентарь и предметы традиционного быта.

Всё это историческое прошлое будет выглядеть намного убедительнее не в стенах музейного показа, а в естественной природной среде под открытым небом – справедливо утверждали учёные-историки, создатели музея.

Заслуживает большего

Музей-заповедник “Томская писаница”, историко-культурный и природный комплексный музей открытого типа, был создан в феврале 1988 года и занял площадь 140 гектаров лесопарковой зоны на правом берегу Томи. Постепенно выстраивались и экспозиционные зоны, и уже не четыре, как предполагалось ранее. Пятой зоной стал музей минеральных ресурсов края (угли, рудные и нерудные минералы), причём все образцы не были оторваны от природной среды и должны были демонстрировать природное минералогическое богатство Кузбасса. А в последние годы возникла ещё и детская зона исторической сказки и эпоса народов Сибири, а также так называемая тропа познания природы. На этом увлекательном маршруте дети знакомятся с огромным разнообразием древесных и кустарниковых растений и трав, которые гармонично сосуществуют в парковом лесу Писаных скал уже много веков.

Сейчас можно смело утверждать, что созданный в Кузбассе памятник мировой истории и культуры имеет уникальную структуру, а подобных музеев наскальной живописи под открытым небом в России пока вообще просто нет. Правда, теперь наш опыт активно перенимают другие регионы, пытаясь создать на своей территории нечто подобное и необходимое современникам и потомкам.

В 2001 году музей-заповедник “Томская писаница” получил грант президента России как общественно значимый проект. При этом следует заметить, что формирование всех экспозиционных зон у нас по-прежнему находится лишь на начальной стадии. Многие музейные экспонаты требуют реконструкции и обновления, поскольку пребывают в ветхом состоянии (шорская деревня например). Ряд других экспозиций, созданных почти два десятилетия назад, оформлены невзрачно, с применением устаревших материалов.

А потому Анатолий Иванович в нашем разговоре о будущем музея совершенно справедливо замечает:

– Мы добились того, что наш музей теперь хорошо знают и в стране, и за рубежом. Каждый год его посещают сотни весьма представительных делегаций, в том числе иностранных. Но всё, что пока было сделано, сделано на общественных началах. У наших ученых – прогрессивные идеи. У наших сотрудников – умелые руки и желание работать. Мы показали обществу, что можно сделать. Но теперь требуется финансовая поддержка для сохранения и дальнейшего развития музея. Тем более что все иностранные представители научного мира утверждают, что этот редкостный памятник истории заслуживает гораздо более достойного оформления, отношения и содержания.

Сова – символ мудрости. Увы, несовременной

Три года назад Министерство культуры РФ по просьбе кузбасских историков оказало поддержку памятнику федерального значения, и Государственным научно-исследовательским институтом реставрации был разработан проект восстановления древнего святилища “Томская писаница” (так как, по мнению учёных института, скалы с петроглифами находятся в “аварийном состоянии”). Даже снимки 60-х годов прошлого века наглядно показывают значительные утраты: разрушение самих скал и стирание рисунков. И вот уже несколько лет подряд московские реставраторы приезжают к нам бороться с антропогенным и природным разрушением реликвии.

…В этот раз нам представилась уникальная возможность взобраться по лесам, возведенным для проведения реставрационных работ, и увидеть верхнюю часть скал с рисунками, которые раньше оставались недоступными для обычного “экскурсионного” осмотра. Как свидетельствуют научные исследования, эти петроглифы примерно на тысячу лет древнее, чем внизу. А потому стилистически и композиционно отличаются от нижних. Именно здесь, на самой высокой скале, и находится знаменитое изображение совы, ставшей символом Томской писаницы. Почему не лоси (которые здесь наиболее часто встречаются, так как именно это животное считалось прародителем у живших здесь народов) или прочие изображенные священные звери и таинственные личины? Дело в том, что наша писаница – единственная, где вообще есть изображение совы. А потому среди 280 петроглифов именно этот рисунок выбрали в качестве фирменного знака музея.

Московские реставраторы Алексей Кочанович и Вячеслав Нетунаев с особым пиететом относятся к нашей сове. Томская писаница не первый памятник петроглифов, который они восстанавливают. Однако сов им действительно нигде видеть не приходилось. Лось, повернувший назад голову, также их впечатляет: в такой сложной позе это животное, кажется, никто больше из наших далеких предков не изображал. Нравятся реставраторам и “пришельцы” с тремя рогами на голове: они их веселят и даже заставляют выдать целый ряд версий об этих странных существах. Совсем другие эмоции у профессионалов вызывает наскальная “живопись”, нанесенная нашими современниками прямо поверх древних и бесценных по своей исторической значимости изображений. “Вот она, крайняя степень падения нравов”, – комментируют они наличие на поверхности скал различных имён и дат – в том числе и совсем свежих, нынешнего года. Досаду москвичей понять легко: сами они работают в любую погоду (“приходится и в ливень”), сантиметр за сантиметром снимая верхний слой, чтобы нивелировать, свести на нет природный и антропогенный факторы разрушения. При этом известный археолог Эмма Николаевна Агеева, научный руководитель проекта реставрации, утверждает, что по сравнению с человеком природа действует гораздо мягче:

– Вандализм так называемых “туристов” – это основной вид разрушения памятника. Как специалистов и просто как нормальных людей нас шокирует отношение посетителей к этой реликвии истории. Неужели они не понимают, что рубят сук, на котором сидят? Так можно и вовсе лишиться памятника. Приехав в этом году, поверх петроглифов мы обнаружили изображение голой женщины. Немало потрудились, чтобы она исчезла. Вот так люди перечёркивают свою историю. Нам понадобится еще не один год, чтобы убрать все “автографы” современников и восстановить натуральную патину, так называемый “пустынный загар” скал.

Будут и Спас, и Рождество, и Воскресение!

Директор музея-заповедника “Томская писаница” Валерий Александрович Каплунов тоже озабочен уровнем культуры бывающих здесь посетителей, которые наносят серьёзный вред всему окружающему.

Как писал Пушкин, “дикость, подлость и невежество не уважать прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим”. Наш современник академик Лихачев вторил ему: “Пора нам, наконец, прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти и своей культуре”. Однако, как мы смогли убедиться воочию, люди прикасаются к камням нашей истории по-разному.

И всё-таки именно благодаря созданию и существованию таких музеев-комплексов, как “Томская писаница”, наше отношение к прошлому будет неумолимо меняться в лучшую сторону – в этом уверены все сотрудники музея (а всех, кто здесь работает, можно назвать настоящими специалистами и энтузиастами; наверное, это даже своего рода подвиг – много лет подряд воскрешать из мрака забвения и равнодушия картины прошлого, делать их реальными и доступными для всех).

– Принятая в прошлом году “Программа комплексного развития государственного музея-заповедника “Томская писаница” осуществляется не так быстро, как хотелось бы, однако вполне планомерно, – рассказывает В.А. Каплунов. – Идут регулярные реставрационные работы. В стадии создания находится архитектурно-этнографический комплекс “Русское волостное село”. Недавно, на Троицу, была открыта Казачья крепость. Скоро будут воссозданы заимка первопоселенца XVII века, жилой и хозяйственный комплекс сибирского крестьянина-хлебопашца XVIII века. Вообще предполагается выстроить целую улицу сибирского села: трактир XIX века, сельскую церковь, действующую кузницу и двор гончара. Музей включен в несколько федеральных и областных программ. А потому мы с надеждой и вполне оптимистично смотрим в будущее. Конечно, нужны немалые инвестиции, прежде всего в восстановление музейных экспозиций, в строительство туристических, стилизованных под старину кемпингов и кафе, которые бы стали достойным продолжением (а может быть, и украшением) общего музейного ансамбля. Однако я думаю, что со временем и частные инвесторы поймут, насколько им выгодно сотрудничать с музейным бизнесом и делать вложения в эту крайне перспективную с точки зрения развития массового туризма территорию уникальной лесопарковой зоны, одного из красивейших природных памятников Кузбасса.

…Уже сейчас в музее регулярно проводятся фольклорные праздники, собирающие много народу: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала, Спас. В последние годы летом и в сентябре в выходные посещаемость музея достигает нескольких сотен человек в день. Таким образом можно сделать вполне реальный прогноз, что с расширением экспозиций и созданием достойной туристической инфраструктуры интерес к нашему знаменитому музейному комплексу будет только возрастать. А значит, будет возрастать и наше уважение к прошедшему, и наше самоуважение. 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.