30 лет в ледовом плавании

19.8.2005

30 лет в ледовом плавании

Всем, кто хотя бы раз побывал в полярных широтах (как в северных, так и в южных), имя Михаила Сомова хорошо известно. Ветераны арктических и антарктических экспедиций помнят полярного исследователя. Еще в далеком 1938 году молодой специалист-гидрометеоролог принял участие в первом походе судов по Северному морскому пути. И с тех пор "заболел" Арктикой. Высокие широты стали местом его работы, научной лабораторией. В составе экспедиций он бывал на Северном полюсе, на островах Северного Ледовитого океана, на ледокольных пароходах. Во время войны Михаил Сомов занимался ледовой разведкой - составлял карты, облегчающие плавание караванов судов. В 1950 году океанограф Сомов возглавил дрейфующую научную станцию "Северный полюс-2". А в 1955-м, когда впервые в истории советские научные суда "Обь" и "Лена" отправились к берегам Антарктиды, руководителем экспедиции был назначен доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.

В 1973 году Михаила Михайловича не стало. Академия наук обратилась в правительство с просьбой увековечить имя ученого. Научно-экспедиционное судно, построенное в Херсоне, получило название "Михаил Сомов". Однотипные дизель- электроходы усиленного ледового класса серии "Амгуэма" специально проектировались для плавания во льдах. При мощности двигателя 8200 лошадиных сил, при толщине носовой части 44 сантиметра "Михаил Сомов" легко мог преодолевать метровый лед. Вместимость - до полутора сотен человек, экипаж и экспедиция. 8 июля 1975 года на нем в торжественной обстановке был поднят Флаг Союза ССР. В сентябре того же года дизель-электроход прибыл в Ленинград, где его передали судовладельцу - НИИ Арктики и Антарктики.

В порту приписки "Михаилу Сомову" приходилось бывать не часто. Место его работы - полярные воды. 21 раз ему довелось участвовать в антарктических экспедициях. В 1982 году на судне прошло переоборудование: замена дизелей, укрепление корпуса, модернизация лабораторий. В 1985 году весь мир узнал о его ледовом дрейфе возле берегов шестого континента. Зажатый между обломками айсберга, "Михаил Сомов" не раз рисковал быть раздавленным и затонуть. Экипаж не покинул судно, сумел вы- браться из ледового плена. Вернувшись в родной порт, многие моряки получили правительственные награды. НЭС "Михаил Сомов" было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

На постоянное "место жительства" - на Север - дизель-электроход пришел в 2000 году. По решению главного управления гидрометео-службы судно было передано Северному управлению ГМС, портом приписки его стал Архангельск. В том же году впервые после двадцатилетнего перерыва на борту "Михаила Сомова" в Арктику отправилась научная экспедиция. С той поры плавание во льдах Карского и Баренцева морей с научными работниками институтов стало регулярным. Выполняет научное судно и грузовые рейсы. Но главной его задачей остается снабжение полярных метеостанций всем необходимым. Ежегодно в конце лета "Михаил Сомов", приняв в трюмы контейнеры с продуктами, пакеты стройматериалов, бочки с дизельным топливом, отправляется к островам арк-тических морей. И потому нынешние полярники, как и полвека назад их предшественники, тоже знакомы с "Михаилом Сомовым".

Дизель-электроход, как считает экипаж, унаследовал беспокойный характер первопроходца и душу полярного исследователя. И даже свое тридцатилетие "Михаил Сомов" встретил в море, у берегов Новой Земли. Для любого другого судна этот возраст считался бы критическим, "дядя Миша" (так его называют моряки) остается крепким, сильным и надежным. Это, конечно же, заслуга людей, которые работают на судне. Руководство СУГМС приняло решение перенести празднование дня рождения НЭС "Михаил Сомов" на август, на день его возвращения из рейса. В торжественной обстановке капитану судна Юрию Настеко будет вручен знак "Почетный работник гидрометеослужбы", старшему электромеханику Олегу Уханову - почетная грамота "Росгидромета". Как написано в приказе, "За успешную работу по обеспечению полярных станций Баренцева и Карского морей".

 



Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.