Кругобайкальская железная дорога

03.9.2005

Кругобайкальская железная дорога

Сто лет прибытия на Байкал первого поезда отмечают на Транссибирской магистрали. Один из ее участков - Кругобайкальская железная дорога - считается шедевром инженерной мысли. После строительства Иркутской ГЭС часть этого пути оказалась на дне водохранилища. А станция Порт Байкал превратилась в тупик. Нынче КБЖД обретает вторую жизнь. Она становится местом паломничества туристов. К юбилею дороги приурочили открытие воссозданного здания старинного вокзала в Порту Байкал. Участники церемонии словно перенеслись на век назад, в начало двадцатого столетия.

ХХ век. Начало. На станцию Порт Байкал пришел первый паровоз. Пассажиры в вагонах - люди, которые имели непосредственное отношение к строительству Кругобайкальской железной дороги: инженеры-путейцы, казаки, рабочие. Возглавляет делегацию пришельцев из прошлого тогдашний министр путей сообщения князь Михаил Хилков: "С огромной радостью и торжеством смею доложить, что работы по сооружению Кругобайкальской железной дороги и конечного ее пункта назначения Порта Байкал завершены".

Артисты Иркутского театра народной драмы воссоздали атмосферу вековой давности. Вместе с ними это сделали и современные работники дороги. В старинных сюртуках с позолоченными пуговицами. "Это специальная форма для встречи поездов на паровозной тяге. Образца 1905 года", - говорит Федор Зубков, начальник станции Порт Байкал.

Вокзал задуман как музей Кругобайскальской железной дороги. Здание вновь построено по оригинальным чертежам 1905 года. "Не надо расценивать это здание как пиар, очередные вложенные средства железной дороги. Я считаю, что мы все должны расценивать это как идеологию того, чего нам порой сегодня не хватает. Идеологию возрождения", - сказал Александр Тишанин, начальник Восточно-Сибирской железной дороги.

После церемонии гости отправились по Кругобайкалке уже на современном поезде "Байкальский экспресс". Томаш и Вацлав - путешественники из Праги. Об истории КБЖД наслышаны.

Кругобайкальская железная дорога - это не 86 километров пути, как принято считать, а 260. Она заканчивается на станции Мысовая, современный город Бабушкин. Сейчас широко известен лишь участок от Слюдянки до Порта Байкал. Между тем, Кругобайкалка была самым сложным железнодорожным строительством Российской империи. Направление для нее царское правительство не могло выбрать в течение 10 лет. Сложные геологические породы, трудности с доставкой материалов. И само производство требовало навыков, которых еще не было у российских мастеров. Однако дорога была построена. И всего за 3,5 года

Три, а то и даже четыре поезда в день тащили на себе паровозы по Кругобайкальской железной дороге в начале прошлого века. Тогда это была единственная ниточка, которая соединяла между собой Дальний Восток с Сибирью и центральные районы России. А уже через 50 лет Кругобайкалка потеряла свое стратегическое значение. Зато в начале XXI века она приобрела совершенно новое, туристическое, которое еще только предстоит развивать.

Туристический бизнес для Кругобайкалки - это перспектива. Для местных жителей он практически золотое дно. Других предприятий в этих местах нет. Обслуживание туристов для многих - единственный источник дохода. Тем более что людям, приезжающим на Байкал, действительно есть на что посмотреть.//Татьяна Алексеева

 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.