Традиции Эфиопии

Эфиопия – страна древних цивилизаций и имеет культуру и традиции, датирующиеся более чем 3000 лет. Сегодня в Эфиопии насчитывается более 80 этнических групп, с их собственными языками, культурой и традициями. Наши культурологические туры в основном базируются на посещении туземцев долины Омо в южной Эфиопии.  Мы верим, что посещение некоторых уникальных культур поможет людям понять разницу между тем, что действительно важно в жизни и тем, что является  всего лишь «косметикой», что создается только для вида.

До 90-х годов прошлого века о племенах, населяющих долину реки Омо на юго-западе Эфиопии, почти ничего не писали, и мало кто из европейцев их вообще видел. До сих пор нет достоверных данных и о численности племен: специалисты предполагают, что в этой труднодоступной и малоизученной местности обитают от 15 до 20 племенных групп. Все они этнически разные, но ведут похожий образ жизни: женщины обрабатывают землю и растят детей, мужчины пасут скот в речной пойме, старики руководят процессом.

Но, возможно, скоро все изменится — течение реки Омо перекроет каскад плотин мощной гидроэлектростанции. Эфиопская столица наконец получит бесперебойное энергоснабжение, а традиционное скотоводство в долине реки канет в небытие вместе с ее пойменными пастбищами. Наверное, тогда мурси, каро, хамар, сурма и еще полтора десятка племен наденут брюки, смоют с тел традиционные узоры и подадутся в город в поисках заработка. Пока же они ходят «в люди» только чтобы обменять намытый ими в горных речках золотой песок на нужные товары.

Река Омо берет начало в центральной части Эфиопского нагорья, течет на юг и впадает в озеро Рудольф. Это одна из великих рек Африки, на берегах которой издавна селились люди. Именно в долине Омо археологи обнаружили знаменитую Люси – нашу далекую предшественницу, жившую около четырех миллионов лет назад.

Люди здесь всегда помнят, кто они: сурма, хамер, борано, мурси, каро... Одни избегают соседей, другие ведут натуральный обмен и встречаются хотя бы раз в месяц. И все хотят отличаться от других, подчеркивать свою индивидуальность.

Например, люди народа каро. Их всего-то двести человек. Но они прославились благодаря таланту украшать себя эффектными узорами. Каро пользуются природными красками: измельчают мел, железную руду – она дает красный цвет, ищут отложения охры – это желтая краска, и запасаются углями – для иссиня-черных узоров.

Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы – пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок. Или ладони человека. Но в душе каро – минималисты. Им нравится строгий геометрический стиль – полоски, круги, спирали. Чуть ли не каждый день эти бескорыстные художники наносят на тела новый узор. Просто из любви к искусству. Поразить воображение окружающих – для каро вопрос чести.

Женщины каро тоже не лишены артистической жилки. Но украшают они себя по-другому: острым осколком камня делают надрезы на груди и животе и втирают в них золу, чтобы шрамы не зажили бесследно. Зарубцевавшиеся полоски подчеркивают формы тела. Кожа становится «ребристой», но каро считают, что это делает женщин еще красивее.

Мурси – другая группа, издавна живущая в долине – разрисовывают не только себя, но и свой скот. Ни одна корова в деревне мурси не похожа на другую, а стадо напоминает передвижную выставку живых картин. Еще мурси любят выдумывать необычные прически: с помощью воска или жира «лепят» из волос причудливые изваяния и окрашивают их охрой.

Отличительной чертой этого народа являются губные пластинки и долевые тарелочки, которые носят женщины. Небольшой надрез делает нижнюю губу и мочку уха молодых девушек народа мурси подходящими под губные тарелочки. Процесс вставления их между зубами и нижней губой является ритуалом инициации для девушек. В наши дни, под влиянием современного мира, все больше проникающего в традиционные уклады племен, многие девушки отказываются от губных тарелок, считая, этот обычай пережитком прошлого. И действительно, одна из версий возникновения этого обычая - защита женщин племени от продажи в рабство. Тогда это было эффективно, сейчас просто эффектно.

Хамер - это народность, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Они известны по характерным прическам, которые делают женщины, форма прически полностью создается при помощи топленого сала, а затем волосы окрашиваются в красную охру.  Женщины народа хамер - одни из самых тщательно одевающихся женщин в регионе. Люди этого племени так же знамениты своим ритуальным прыжком через быка, церемония, которая определяет, готовы ли молодые мужчины народа хамер совершить своеобразный социальный прыжок от юношества к взрослой жизни и созданию семьи.

Всевозможные манипуляции с собственным телом — такое же важное занятие для аборигенов юго-западной Эфиопии, как и забота о пропитании, если не важнее. Пока мужчины племени пасут стада, они украшают себя узорами или изобретают сложные головные уборы. Женщины, оставшиеся в деревне, в свободное время натирают друг друга медом диких пчел и делают прически. Главное развлечение — танцы: бешено-динамичные, буквально до изнеможения. Высокие прыжки, вращения, наскоки друг на друга, «бодания». Вообще многие танцевальные па имитируют движения животных, особенно близких скотоводам.

Танцы сопровождают все ритуалы, большинство из которых связаны с возрастными испытаниями (инициациями) и приобретением нового социального статуса. Так, смотринам невест и заключению браков у сурма и мурси предшествуют жестокие палочные бои — донга. А у хамар, бешадар, каро и некоторых других племен этой местности практикуется такое испытание, как булджампинг — прыжки, а точнее бег по спинам быков. Сначала от участника ритуала требуется пробежать, не падая, по спинам поставленных в ряд вплотную друг к другу животных, которых в это время удерживают за хвосты соплеменники. Успешно пройдя его, он становится «мажа», то есть может по праву считаться мужчиной и выбрать себе жену.

Важной завершающей частью этого обряда является ритуальное бичевание девушек. Происходит это следующим образом. Доведя себя сначала до экстаза бешеными ритмичными танцами, девушки начинают преследовать прошедших испытание юношей мажа демонстративными сексуальными приставаниями. Те, в свою очередь, отгоняют их и при этом хлещут жесткими, словно прутья, стеблями тростника. Хлещут больно, до крови. Но девицы не ропщут, а, напротив, принимают это как должное, как признак силы и верности. Шрамы, которые остаются от этой порки, затем гордо демонстрируются как своеобразные знаки женской чести.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.