На катамаране через пять морей. Впереди – кругосветка?

15.8.2010

На катамаране через пять морей. Впереди – кругосветка?

Редакции «ОстроВ» стало известно, что в Луганске есть катамаранщик-экстремал, который, несмотря на пережитую катастрофу в открытом море вблизи Египта, не только не изменил своей страсти, но и, более того, - стал мечтать о кругосветном путешествии. С 54-летним Евгением Коротких мы встретились после его возвращения со всеукраинских соревнований по катамаранному спорту. Луганчанин рассказал, что подобные соревнования - лишь половина его "морской страсти". Большу часть своего времени он предпочитает отдавать дальним путешествиям по Черному, Средиземному, Мраморному, Эгейскому морям. Но и на этом Коротких не останавливается. Сегодня он замахнулся уже и на кругосветное путешествие. Хотя, как говорится, мечтать – не вредно. Однако после беседы с Коротких мы поверили, что его мечта вполне может сбыться.

Вырос на книгах Жюль Верна

Евгений Коротких на сегодняшний день побывал в морских походах всех шести уровней сложности ( из возможных 6-ти -авт.). Он - опытнейший капитан, знаток морского дела. Кубок Украины, который стартовал в Одессе и проходил в течение недели, стал очередным моментом в деле спортивных коммуникаций.

«Для меня было долгом чести поучаствовать и в этом соревновании, - поясняет он. - Какие-то места, призы – это сейчас уже не столь важно, этого всего я уже достиг . Но сегодня важно - ребят поддержать. Им нужен капитан».

Мой собеседник уточняет, что поскольку катамаранный спорт в Украине существует под эгидой Национальной Федерации спортивного туризма Украины, 6-я категория мастерства является прямым допуском к длительным путешествиям. В том числе, и к кругосветным. А это - его главная цель.

Евгений Коротких уточняет, что именно морская страсть оттеснила любовь к горам, скалолазанию и велосипедному спорту.

«Я родился в Узбекистане, - продолжает он свой рассказ. – В горах, на Тянь-Шане. С детства горы манили меня, было необычайно интересно исследовать их, ходить в походы. Детские годы – это еще и книжки Жюль Верна, приключения, авантюризм. Это осталось на всю жизнь».

Однако так случилось, что судьба забросила Евгения Коротких в Луганск. Долго работал электрослесарем на шахте, дескать, мог даже построить "удачную карьеру", например, начальника участка шахты. Но обычная, без приключений жизнь тяготила его. А вот спорт в самых разных его проявлениях всегда был рядом. В 1985 году Коротких самостоятельно организовал соревнования велосипедистов районного масштаба, в которых добровольно участвовали как взрослые, так и самые маленькие дети. Получился настоящий, яркий праздник, который окрестили «Днем здоровья», а чиновники из профильного управления потом получили большой «нагоняй» на совещании, организованном после соревнований. Говорят, ругали за то, что без особых усилий Коротких сделал конкурс вместо чиновников.

В 1994 г. Евгений Коротких возглавил Луганскую областную станцию юных туристов при детском центре. Детей он обучал скалолазанию, а знания закреплялись на практике в настоящих походах в горы.

Воспоминания у него об этом времени самые теплые – по его словам, работа с детьми всегда получалась лучше всего, а, кроме того, в детском центре Коротких проработал до самого его закрытия - более десяти лет.

Отказался от мяса в пользу катамарана

А вот увлечение катамараном потянуло за собой множество «нескучных», нетривиальных привычек. С появлением этой новой страсти пришлось, например, отказаться … от мяса и кулинарных изысков, а также многих «полезных» вещей для дома: почти все свободные деньги теперь стал тратить на увлечение.

Катамараны в Луганске, как поясняет путешественник, - вообще нетипичная вещь. У нас нет не только моря, но и какого-либо достойного водоема для их эксплуатации. Но вышло так, что именно луганские катамаранщики прославились не только в Украине, но и далеко за ее пределами.

Здесь нужно пояснить, что вообще из себя представляет катамаран. Это надувная, легкая лодка, в основе которой - надувные резиновые баллоны. «Она не пригодна для использования в открытом море и при путешествиях на большие расстояния, - уточняет Евгений. - Но именно луганчане, живущие вдали от моря, придумали, как усовершенствовать катамаран для того, чтобы на нем можно было отправляться в дальние морские путешествия». Этими энтузиастами была группа луганских байдарочников, всерьез занявшихся этим видом спорта. Катамараны они решили усовершенствовать до быстроходных парусных судов.

«Собирали их самостоятельно: подбирали в магазинах или делали на заказ отдельные элементы будущего судна, проектировали, соединяли, шили паруса, приклеивали детали, и, конечно, испытывали судно целиком», - рассказывает Коротких.

Безусловно, проектировали не просто так: у всех членов команды есть инженерные знания, понимание, как правильно конструировать катамаран. Но удивительно то, что все основные познания в морском деле у этих отчаянных моряков были приобретены через собственный опыт! Уже позже, имея за плечами морские походы, луганские экстремальщики стали подкреплять практические знания теорией и получили образование. А сначала ведь плавали благодаря знаниям из книг плюс - благодаря … собственной интуиции. В итоге луганчане смогли сконструировать новый тип катамарана – быстроходное парусное судно, способное пройти сотни, тысячи километров по морю. Такое, на котором можно было отправиться в плавание в другую страну. Это произошло в начале 90-х, а уже в 1994 году луганчане совершили первый дальний поход на таком катамаране.

«Крэйзи Кэп!». Или первый раз по морю в Турцию

Луганчане начали с малого: первый поход на усовершенствованном катамаране был от Севастополя до Мариуполя – через два моря. Но уже тогда бывалые местные моряки, встречая на мариупольском берегу «нищих» путешественников, удивлялись дерзорсти луганчан. «Как вы проплыли на таком катамаране два моря?», - удивлялись они.

Но после «разминочных» походов внутри Украины последовали маршруты посерьезнее. Команда во главе с Евгением Коротких отправилась на своем катамаране в Турцию. К этому событию готовились с полной ответственностью, стартовали с одесского побережья, перед чем на машине перевозили катамаран из Луганска. У моря команда собрала свое транспортное средство, сделала все необходимые проверки, - и вперед, в путь ! Следующим был поход через 5 морей – до Египта.

«Еще когда я дошел до Турции в первом походе, помню, как нас встречали на своем берегу турки. Смотрят на наш катамаран растерянно, видят парус, резиновые баллоны, никакого мотора. Не могут понять, как на таком судне можно было доплыть из Украины до Турции. Покрутили пальцем у виска: «Крэйзи Кэп!». Когда стал отвечать на их вопросы, реакция поменялась, они уже восклицали: «Биг Кэп!».

... Но одним из наиболее длительных, сложных и впечатляющих путешествий для Евгения Коротких было плавание за пять морей в Египет в 2008-м году. Это путешествие едва не закончилось трагедией.

Как рассказывает нам собеседник, путешествие, сопровождавшееся красотами природы, переменчивостью погоды и недобрыми предчувствиями, запомнилось путешественнику надолго. Сложности начались почти сразу, как бы предупреждая – оставайтесь дома! Но самое сложное ждало Коротких на обратном пути: он был вынужден возвращаться один.

«У меня тогда сильно болела мама, и мне передали сообщение, что она боится меня не дождаться, - рассказывает Евгений Коротких. - Мне нужно было прервать путешествие и срочно возвращаться домой. А поскольку денег на билет не было, да и времени тоже, решил плыть на катамаране».

Не изменил страсти даже после кораблекрушения

Что происходило потом – лучше Коротких никто не расскажет. Вот что он написал в своем «Отчете путешественника», который постоянно пишет и по возвращении передает в Национальную Федерацию спортивного туризма Украины. (Эти отчеты также являются своего рода допуском к получении новой категории сложности походов - авт.):

«…Меня ждали дома, особенно мать. Она в таком возрасте и состоянии, что боится не попрощаться со мной. И очень просит возвращаться поскорее. И я решил идти до Турции, там оставить катамаран и самолетом добираться домой.

…А утром третьего дня ветер усилился до 5-6 баллов. Волны увеличились до 2-3м. Катамаран, по-прежнему, шел постоянным курсом. Но самое удивительное и потрясающие, катамаран не прямо шел, он маневрировал! Как это получалось, кто им управлял, не знаю, но видел, как он приостанавливался, чтобы пропустить гребень, приводился на волну, уваливался с волны на курс. Я как-то решил взяться за румпель и сразу получил такой удар от гребня, что перелетел на другой борт.

Волны быстро увеличиваются в размерах.

Вокруг обрушиваются мощные гребни. Вначале, я со страхом следил за ними, готовый схватиться за руль. Но потом, увидев, что катамаран (или кто там, не знаю) самостоятельно справляется и тем более намного профессиональней, я успокоился и даже начал разговаривать с «Рулевым». После обеда ветер усилился до 6-7 баллов. А вечером появились волны, не трех- и даже не четырехметровые, а огромные. Они закрывали полнеба. Я с ужасом смотрел на них и с облегчением, видя, как катамаран спокойно их проходит.

Наступила ночь. С полностью зарифленным гротом (4 кв.м), катамаран несется в темноту. Вокруг на фоне неба движутся «горы». Вверху шипят гребни. Меня поднимают куда-то высоко, потом куда-то падаю. Стало тревожно на душе, я опять вспомнил о клочкебумажки и взмолился: «О Боже!...». Внутри раздался спокойный Голос: «Не бойся, Бог не оставит тебя в беде…». Осматриваюсь вокруг. Бушует шторм. Я поверил, но тут вмешался Разум: «Вспомни пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай»» и я достал фальшфейера, стал готовиться.

Вдруг в глубине меня раздался Голос и такой суровый: «Ты не поверил Богу!». И вдруг сильный удар потряс катамаран. Он подпрыгнул, потом резко встал как вкопанный. Я и все вещи сорвались с места, полетели в нос. Слышу как под катамараном или катамаран над чем-то проходит и скребется.

C ужасом вижу, как нос левого баллона обмякает. Я сдергиваю парус, хватаю насос и перелетаю к баллону, пытаюсь качать. Сбоку вырывается воздух, запихиваю кусок и снова качаю. Воздух вырывается вновь. Я уже весь мокрый от пота и воды качаю соседнюю секцию, как вдруг удар молнией мысль «Правый баллон». Я перелетел на правый борт, а там …. с ужасом и страхом вижу – баллон, спущенный по всей длине, загнанный ударом гребня под катамаран, и стрингера в воде.

Хватаю все вещи с этого борта и выбрасываю за борт, пытаюсь добраться до соска. Не получается. Тогда с канистр выливаю воду, пытаюсь засунуть под катамаран. Бушует ветер, гребни волн вырывают их у меня из рук. Вдруг очередной гребень ударом выбивает стрингеры. Бегло бросил взглядом вокруг. Вокруг темень, бушует море, метровые гребни разбивают катамаран. Сколько он еще может продержаться? Я уже его не спасу.

Вокруг темень и ни огонька. Я один на сотни миль. На меня находит ужас, я понимаю мне не выжить, но я хочу ЖИТЬ! Обращаюсь к Богу и включаю радиостанцию. И полетел в эфир мой призыв. Хоть гребни прокатываются по палубе, катамаран еще держался и я кричу в микрофон. А там только шорох эфира. Пусто, я один. Я слушаю эфир и вдруг слышу английскую речь, диалог. Я вклиниваюсь своим призывом. И … речь умолкает. Никто не отвечает.

Я переключаю диапазоны. И вновь слышу разговор. И вновь кричу и опять тишина. Что это? Я теряю надежду, но и жить-то хочу. Я опять переключился на шестнадцатый канал и уже кричу на все море. И вдруг слышу какой-то далекий голос. И слышу … вызывают меня. И мысль пронизывает: «Я спасен».

Я сразу кричу свои координаты, мне что-то говорят, я не могу понять и с ужасом кричу : «Мужики, а можно по-русски!» И вдруг: «Конечно!». Радости еще не было, но затеплила надежда. Они ответили, что будут возле меня через 50 минут. Я понял, буду жить, но для этого мне надо продержаться эти 50 минут. Бороться за свою жизнь. Как в старину моряки перед смертью одевали все чистое, так и я достал чистую цивильную одежду. Меня и всю одежду обдало волной. Я одевал мокрую одежду на голое тело, руки дрожали, ноги дрожали и не было холода. Оделся, упаковался в спасжилет. Привязал к себе четыре фальшфейера.

Связал все канистры, пустые бочки вместе, вроде плота. Потом взял маленький бочонок и стал складывать свои вещи по важности. Положил документы, деньги, фотоаппарат, видеокамеру. Привязал линь и карабин. Дальше упаковал ноутбук в гермомешок и тоже привязал линь и карабин. В следующую бочку сложил одежду, компаса, бинокль, карты и прочее. И тоже привязал линь и карабин. В перерывах подкачивал левый баллон.

Так и не заметил, как прошло время и в эфире зазвучал голос: «Мы рядом, включите свет». Я оглянулся, точно, вижу огонь. Включаю фонарик и слышу: «Мы вас видим». Большое судно зависло с наветренной стороны. Кинули конец, я подвязал к катамарану, катамаран потянули к судну, а у меня проскочила мысль: «А все ли я сделал, не поспешил ли звать на помощь» и оглянулся. По правой стороне катамарана гуляют волны, стрингера в воде. С борта танкера летит веревочный трап, мне кричат: «Быстрее». Я пристегиваю к себе карабины, к которым линями закреплены маленький бочонок и ноутбук. Хватаюсь за трап и слышу команду: «Рубить концы».

Поднимаюсь по трапу, меня подхватывают, втягивают, а за мной мои вещи. Я на палубе. Меня хлопают по плечу, спрашивают: «Все нормально, врач нужен?» А я оборачиваюсь и вижу, как мой катамаран медленно отходит от нас и накреняется на правую сторону. На него обрушивается гребень, он вздрагивает. Я чувствую его боль, хочу помочь… и прощаюсь с ним».

Эта история чудесного спасения потерпевшего кораблекрушение «Робинзона» - не из книги, а из жизни луганчанина Коротких. Еще намного более увлекательно было слушать ее во время интервью. А закончилась она еще более необычно. Сначала капитан греческого корабля, поднявшего на борт путешественника, боялся, что хозяин накажет за «самоуправство» и будут неприятности. Но хозяин решил «попиариться» на этой теме, и распространил информацию, что принадлежащий ему корабль…спас человека в открытом море.

Поэтому, когда корабль, направлявшийся на Кипр, прибыл на землю, луганчанина встречали журналисты, по его словам, - «как в кино». Десятки телекамер, микрофоны, диктофоны, толпа людей у корабля…

«Я сначала не понял, что они тут делают. А потом дошло: это же они меня встречают!», - вспоминает он.

История закончилась счастливо: пробыв еще немного на Кипре, ему помогли с билетом на самолет, и он добрался домой. Мать дождалась сына.

Манящая кругосветка

Подобных ситуаций «на грани» было еще несколько в жизни Евгения Коротких. Но, как сам он признается, - на страсти к путешествиям по морю это никак не отразилось. Даже наоборот: с годами ему хочется в море все больше и больше. Причем, те походы, которые он уже осилил, не так интересны. Мечтая о кругосветном путешествии, сегодня он уже наполовину спланировал маршрут, а собрать команду, по его словам , - не составит труда (постоянные друзья по походам у него есть в Харькове, Стаханове. Это – опытные, отчаянные путешественники). Сложности заключаются в средствах. Сейчас Евгений Коротких – пенсионер. Доход – это его пенсия, иногда добавляются суммы от случайных заработков.

Кругосветное путешествие на катамаране предполагает конструирование и дальнейшее испытание еще более усовершенствованного катамарана. Нужно самостоятельно, по крупицам собирать детали. Что-то покупать в специализированных магазинах, а что-то днем с огнем не сыщещь, и придется делать на заказ. По подсчетам Коротких, на создание нового катамарана нужно порядка 10 тысяч долларов. И он начал этим заниматься. Правда, дело движется медленно. И пока «кругосветка» остается отдаленной перспективой, путешественник планирует аккумулировать свою неуемную энергию в велосипедное турне в Среднюю Азию. Начать его он планирует уже следующим летом, а уже сейчас он объявил подготовку к нему. И ищет единомышленников, чтобы готовиться вместе. Елена Старых // ОстроВ







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.