Сергиев Посад     МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

СЕРГИЕВ ПОСАД[до 1930 Сергиев, до 1991 Загорск (в память о революционере В. М. Загорском)], город, райцентр в Московской области; железнодорожной станции в 70 км к северо-востоку от Москвы. 115 тыс. жителей. В 1782 из 3 слобод, возникших вокруг Троице - Сергиевой лавры, сложился Сергиевский посад; с 1919 г. Сергиев (утверждён городом в 1925). В 1969 включён в "Золотое кольцо России". В современном Сергиев Посаде: машиностроение, лёгкая промышленность ; НИИ игрушки и художеств. - пром. училище по произвоству игрушки. В Сергиев Посаде находятся Московская духовная академия и семинария.

Историческое ядро города - Троице - Сергиева лавра - крупнейший русского монастырь, основан в сер. 14 в. Сергием Радонежским (лавра с 1744). Монастырь играл важную роль в политической жизни северо-восточная Руси, участвовал в борьбе с монголо - татарским игом (подготовка Куликовской битвы), с польской интервенцией (выдержал 16 - мес. осаду войск Лжедмитрия II в 1608 - 10), способствовал организации первого земского ополчения, затем нар. ополчения К. М. Минина и кн. Д. М. Пожарского. В 14 - 17 вв. велись летописание, переписка и собирание древних книг (основан фонд которых хранится в Рос. гос. б - ке), развивались иконописное дело, художеств, ремёсла. Здесь работали писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек и др., живописцы Андрей Рублёв, Даниил Чёрный и др. За длит, историю монастыря в его ризницу поступили в виде вкладов огромные художеств, ценности (произведения иконописи, ювелирного искусства, шитья и др.).

Архитектурный ансамбль монастыря включает Свыше 50 построек московских, псковских, ярославских мастеров: белокаменный Троицкий собор (1422 - 23) - первое каменное сооружение монастыря, с иконостасом работы А. Рублёва (икона "Троица" в Третьяковской галерея ) и Д. Чёрного, серебряной ракой для гроба Сергия Радонежского (работа русского чеканщиков 16 в.) и серебряной сенью над ним (18 в.); Духовская ц. (1476) со звонницей под барабаном главы; Успенский собор (1559 - 85), созданный при Иване Грозном по типу Успенского собора Московского Кремля в память о покорении Казани и Астрахани (фрески и резной иконостас кон. 17 в.); больничные палаты с ц. Зосимы и Савватия (1635 - 38); надкладезная часовня (кон. 17 в.); трапезная ц. Сергия (1686 - 92); царские чертоги (кон. 17 в.); Смоленская ц. (1745 - 48); митрополичьи покои (16 - 18 вв.); 5 - ярусная колокольня (1740 - 70, арх. И. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский; высоте 88 м). Стены с 11 башнями (16 - 17 вв.) - уникальный памятник русского крепостной архитектуры - построены по образцу московского Китай - города. За южной стеной монастыря - Пятницкая и Введенская церкви (обе - 1547), часовня Пятницкого колодца. На территории Сергиев Посада, застроенного по регулярному плану (1792), сохранились также Красногорская часовня (кон. 18 в.), монастырская гостиница (1823) и конный двор (кон. 18 в.), церкви Рождества Христова (1736), Ильинская (1773), Вознесенская (1779).

В современном Сергиев Посаде: новый обществ. - адм. центр; памятник В. И. Ленину (1925, скульп. С. Д. Меркуров); мемориальный доска на доме, в котором жил философ и учёный П. И. Флоренский.

В экспозиции историческое - художеств. музея - заповедника (на территории лавры; с 1920 музей, с 1940 музей - заповедник) уникальные собрания др. - русского живописи и прикладного искусства 14 - 17 вв., русского искусства 17 - нач. 20 вв., нар. художеств, творчества Российской Федерации и др. В Музее игрушки (основан в 1918 в Москве, переведён в Загорск в 1931) представлены игрушки народов быв. СССР и зарубежных стран (в фондах музея Свыше 30 тыс. экспонатов).

Город Сергиев Посад назван в честь св. Сергия, основавшего один из самых значительных и больших по размерам монастырей России. Здесь находятся семинария, наиболее богатая в России библиотека религиозной литературы. В Троице-Сергиевой лавре сосредоточены многие знаменитые иконы, памятники старины и сокровища. В годы советской власти город был переименован в Загорск, в честь революционера Загорского, но в 1991 г. ему было возвращено первоначальное название. Ежегодно многие тысячи паломников приходят сюда поклониться мощам св. Сергия Радонежского. Если въезжать в город со стороны вокзала, то с высоты небольшого холма виден овраг, мост, а затем на переднем плане силуэты двух церквей: Введенской и Пятницкой, а за ними - монастырская стена с башнями. За стеной тесно, как яйца в пасхальной корзинке, стоят монастырские постройки, очень разные по стилю.

Герб города СЕРГИЕВ ПОСАД

В лазоревом щите серебряная зубчатая стена с черными воротами. Серебряную башню с золотым куполом сопровождают два золотых бердыша. Щит увенчан червленой башенной короной о двух зубцах и обрамлен двумя золотыми колосьями, перевитыми червленой лентою. Утвержден 16 июня 1992г. (Ранее утвержден 16 марта 1883г.)

Информация

Расстояние от Москвы: 60 км.
Население: 100 тыс. жителей.
Телефонный код: 254.
Администрация города. Просп. Красной Армии, 169. Тел. 4 42 11.
Городская больница. Угличское ш., 62а. Тел. 2 49 28.
УЗЕЛ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ. Просп. Красной Армии, 127а. Тел. 4 12 57.
Сберегательный банк. Валовая, 27/3. Тел. 2 77 78.

ИСТОРИЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

Ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался в течение нескольких веков, что и объясняет его стилевое разнообразие. Этот монастырь был основан в середине XIV в. будущим святым, Сергием Радонежским, на горе Маковец, окруженной оврагами и двумя речками. Судьба монастыря неразрывно связана с Москвой. Сергий Радонежский, используя свой авторитет, поддерживал Дмитрия Донского, улаживал отношения между князьями. В 1774 г. монастырю пожалован почетный титул лавры. В императорской России было 4 лавры: Троице-Сергиева, Кие-во-Печерская, Александро-Невская в Петербурге и Почаево-Успенская на Волыни. В ХУ-ХУП вв. монастырь стал крупным землевладельцем. Он занимал первое место по своим земельным владениям среди всех русских монастырей. Ежегодно троицкие старцы совершали поездки во все концы Московской Руси: Торжок, Великий Новгород, к берегам Белого моря и в Нижний Новгород на Волгу. Сурово наказывались те, кто осмеливался спорить с ними. Троице-Сергиев монастырь был и крупной военной крепостью. В 1380 г. сюда по призыву Дмитрия Донского со всей Руси стекались силы для решительного боя на Куликовом поле. Прославили монастырь в Куликовской битве два монаха: Пересвет и Ослябя, посланные Сергием в помощь войску Дмитрия Донского и павшие на поле битвы. Иван Грозный всегда имел слабость к монастырю, где он получил крещение. После того как он убил своего сына, он пожаловал монастырю огромные деньги - 5000 рублей - на помин души Ивана. В середине XVI в. по приказу Ивана Грозного деревянная ограда монастыря заменяется каменной со сторожевыми башнями.

В 1608 г. в ходе польско-литовской интервенции пан Ян Сапега подступает к стенам монастыря с внушительным отрядом. В течение 16 месяцев защитники монастыря удерживали значительные силы интервентов и не сдались, теряя зимой ежедневно по 100 человек. После снятия осады монастырь стал одним из центров организации борьбы с интервентами. Из стен лавры во все концы Руси рассылались грамоты с призывом подняться против захватчиков. В ответ на горячий призыв Козьма Минин начал собирать в Нижнем Новгороде народное ополчение.

В монастыре жили и работали образованнейшие люди далекого прошлого: Епи-фаний Премудрый - писатель XV в., Максим Грек - ученый-монах, в XVI в. вызванный Василием III с Балканского полуострова для перевода богослужебных книг с греческого на русский; Авраамий Палицын, описавший осаду монастыря и другие события Смутного времени; Арсений Суханов, в середине XVII в. посланный за книгами на православный Восток и привезший оттуда модель Иерусалимского храма, и др. Огромные богатства позволяли монастырю приглашать для его застройки и украшения лучших зодчих и живописцев.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА. Тел. 453 56, 413 58. Вход в действующие церкви лавры бесплатный. Музеи открыты ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00. Фотосъемка внутри храмов запрещена. Святые ворота ведут в монастырь. Напротив Пятницкой башни, стоящей у речки, сохранились 2 церкви небольшого монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы (1547 г.) и церковь св. Параскевы Пятницы (середина XVII в.). Сильно поврежденные снарядами польской артиллерии, эти церкви составляли Пятницкий монастырь на Подоле. Когда же монастырь был упразднен (1660 г.), вокруг церквей была поставлена ограда и 4 кельи для тех монахов из лавры, "которые не следуют обету послушания, а ездят развлекаться в Москву, ходят по кабакам и, напившись, спят прямо на мостовой". Одиннадцать монастырских башен имеют каждая свое название: в южной стене - Луковая и Водяная с выходом к реке. В западной - Пивная башня, огромная, несуразная, многократно перестроенная, имевшая ледник в погребе. На северо-западном углу - Плотничья башня XVII в., суровая, мрачная. Сторожевые башни - Каличья, Звонковая, Уточья. В основании Сушильной башни был подземный ход к реке. Мы войдем через главные парадные Красные, они же Святые ворота, над которыми в конце XVII в. богатыми промышленниками Строгановыми выстроена церковь Иоанна Предтечи.

ТРОИЦКИЙ СОБОР. Пройдем по главной левой аллее к самому древнему храму Троице-Сергиевой лавры, Троицкому собору, построенному в 1422-1423 гг. над гробом св. Сергия Радонежского его преемником игуменом Никоном. Собор является одним из немногих сохранившихся так называемых раннемосковских храмов. Собор невелик, выстроен из белого камня - тщательно отесанного известняка. Его фасады делятся лопатками на три части, заканчивающиеся киле-видными закомарами. Над окнами, кроме открытого северного фасада и восточного с тремя апсидами, проходит небольшой узорчатый архитектурный пояс, состоящий из трех полос орнамента. Два других фасада укрыты боковыми пристройками. Собор одноглавый. Внутри собора - святыни земли Русской: мощи св. Сергия направо от иконостаса, прекрасная фресковая живопись XVII в. и, наконец, иконы, среди которых копия знаменитой "Троицы" Андрея Рублева, написанной именно для этого собора. На западе пристроена крытая галерея-паперть. Почти напротив Троицкого собора расположена Духовская церковь, построенная в 1476-1477 гг. псковскими мастерами. Церковь по своей архитектуре представляет уникальный памятник русского зодчества: барабан купола стоит на каменных столбах открытой звонницы.

УСПЕНСКИЙ СОБОР. В центре архитектурного ансамбля лавры находится пятиглавый Успенский собор, построенный в 1559-1585 гг. и повторяющий по своему типу Успенский собор Московского Кремля. Центральный купол позолочен, а 4 боковых покрашены в голубой цвет и украшены звездами. Внутри собора сохранился деревянный резной иконостас XVII в., в иконостасе есть иконы знаменитого иконописца XVII в. Симона Ушакова. В росписях преобладают сине-фиолетовые тона. Внутри собора - захоронения старцев и настоятелей монастыря. У входа в собор, по правую сторону, видна надкладезная часовня конца XVII в., выстроенная в стиле нарышкинского барокко. Налево от входа в собор в тени столетних лип - семейное погребение Годуновых.

СЕРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. С другой стороны аллеи нарядное здание трапезной с Сергиевской церковью (1686-1692 гг.). Двухэтажная, с гульбищем на столбах и арках, с крыльцом-галереей, крышу которого поддерживают арки и "древоподобные" витые, как бы оплетенные виноградом, колонны, со стенами, украшенными белокаменными резными наличниками окон, фризом в виде раковин и поверхностью стен, расписанной "в шахмат". Внутри огромный зал, перекрытый очень большим для своего времени сводом. В церкви, отделенной от зала красивой кованой решеткой, живописный иконостас с художественной резьбой и пол из агатовидной яшмы - предмет удивления туристов.

ЦАРСКИЕ ЧЕРТОГИ И БОЛЬНИЧНЫЕ ПАЛАТЫ. XVII в. представлен в ла вре еще двумя зданиями: Царскими чертогами (конец XVII в.) и Больничными палатами с церковью Зосимы и Савватия (1635-1637 гг.). Царские чертоги - простое по форме здание с хорошими деталями декора фасадов. Внутри - подлинно сказочная печь из разноцветных изразцов и другая, более поздняя, начала XVIII в.,- из синих изразцов. В столовой и спальне чертогов лепные плафоны середины XVIII в. работы художника-скульптора Каменского, представляющие большую ценность. Больничные палаты, один из первых в России госпиталей, и шатровая церковь Зосимы и Савватия долго были закрыты стеной жилого дома.

МИХЕЕВСКАЯ И СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКВИ. От середины XVIII в. дошла до нас маленькая восьмиугольная Михеевская церковь (1734 г.), как бы поставленная для контраста с величественной, большой трапезной, и небольшая, очень пропорциональная, отлично прорисованная в деталях барочная церковь Смоленской Божией Матери (1746-1748 гг.). Ее построил основатель первой архитектурной школы Дмитрий Ухтомский. Он же автор колокольни лавры.

МУЗЕИ ЛАВРЫ. В Троице-Сергиевой лавре все уцелело. Сейчас в ее музеях десятки тысяч экспонатов, в том числе множество собранного в годы советской власти. Музейные коллекции занимают Ризницу, Наместнические покои, Больничные палаты и другие здания ХУИ-Х1Х вв. в западной части монастыря. В мировой истории искусств древнерусская иконопись - исключительное явление, нигде никогда не повторявшееся. Восемьсот лет - с X по XVIII в. - в ней применялась одна техника живописи, одни материалы, доска липового (реже елового) дерева, паволока - льняная ткань на осетровом клею, левкас - грунтовка из мела с различными добавками, краски, разведенные на сыром яйце, олифа, которой покрывали вместо лака законченную живопись. В тесных рамках правил русские художники умели создавать поразительные живописно-праздничные произведения. В музее лавры следует отметить иконы: "Никола Мирли-кийский" первой половины XIV в. ростовской школы, "Богоматерь Одигитрия" ("путеводительница") конца XIV в., "Богоматерь Иерусалимская" начала XV в. Достойна внимания икона "Никола с избранными святыми" конца XVI в.

Прекрасные образцы лицевого и орнаментального шитья XV и XVI вв.: пелена "Избранные святые и праздники" и покров "Распятие". Роскошна индития - покрывало на церковный престол "Предста царица" годуновских мастерских, 1601 г. Чудесны изделия из благородных металлов, шестьсот лет маленькой серебряной литой иконке "Георгий". На обороте - композиция "Никита, избивающий беса". Иконку-складень "Распятие с предстоящими и Праздники" вырезал в 1456 г. и оправил в золото троицкий мастер Амвросий, создававший для монастыря сложные многофигурные композиции.

МУЗЕЙ ЖИВОЙ СЕРГИЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Пр. Красной Армии, 173а. Тел. (254) 4 21 26. Очень любопытный музей, представляющий коллекцию изделий народных промыслов, главным образом резной игрушки, которой славятся местные мастера (см. "Народное искусство Подмосковья").

Маршрут похода: Сергиев Посад - Смена - Торбеево озеро - Березняки - ст. 76 км.
Проезд от Ярославского вокзала.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.