Серпухов     МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

СЕРПУХОВ

Старинный русский город Серпухов, столицу удельного княжества, опорный пункт обороны Московского государства. Очень симпатичный провинциальный город, со своей особой атмосферой и богатой историей. Небольшие дома, тихие улицы, приятные люди - все это создает ощущение умиротворенности и покоя. Церкви, высокие колокольни, валы кремля, несколько зданий XVIII в., окруженных зеленью садов и разноцветными деревянными домиками, создают чудесную панораму русского провинциального города. В последнее время четко обозначилась граница между историческим и деловым центром современной застройки. Серпухов стоит в некотором отдалении от Оки на реке Наре.

Герб города СЕРПУХОВА

В красном щите изображен золотой павлин, стоящий на серебряном округлом подножии. В правой верхней части щита на червленом поле расположен всадник в серебряном одеянии, колющий копьем золотого дракона. Щит увенчан серебряной короной, за щитом изображены два перекрещенных золотых молота, обвитые красной лентой.
Утвержден 6 марта 1883 г.

Информация

Расстояние от Москвы: 99 км.
Население: 150 тыс. жителей.
Телефонный код: 27 (из Москвы), 0967 (из других городов).
Администрация города СЕРПУХОВА. Советская пл., 88. Тел. (27) 72 77 50. Тел. 923 76 74.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА. Форсса, 3. Тел. 72 69 66.
ПОЧТОВЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ. Советская, 89. Тел. 79 02 34, 89; пл. Ленина, 18. Тел. 35 28 03.
Телеграф. Ворошилова, 140. Тел. 72 44 34
СЕРПУХОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СБЕРБАНКА. Московское шоссе, 38. Тел. 72 55 35. (У отделения ряд филиалов по всему городу.)

До Серпухова достаточно часто (более 30 раз в сутки) ходят электропоезда с Курского вокзала. Время в пути примерно 2 ч. На автомобиле вы въезжаете в город по Московскому шоссе, по окончании которого делаете поворот налево и попадаете на 1-ю Московскую улицу. Она приведет вас в центр города, можно даже сказать, на границу старого и современного центра. Если же вы приехали в город на электричке, то от вокзала до центра вы можете доехать на автобусе. Жители города очень отзывчивые люди, и, если вы назовете конечный пункт вашего путешествия, вам с удовольствием подскажут номер маршрута. Внутри города курсируют автобусы по различным направлениям.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ "СЕРПУХОВ". Вокзальная пл. Тел. 75 63 42
АВТОБУСНАЯ СТАНЦИЯ. Пл. Революции. Тел. 35 38 76.

ИСТОРИЯ

Впервые город Серпухов упоминается в 1328 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. За решающее участие в Куликовской битве засадного полка, которым вместе с воеводой Боброком-Волынским командовал серпуховской князь Владимир Андреевич, последний получил прозвание Храбрый. Но всего четыре поколения удельных серпуховских князей правило княжеством - в 1483 г. оно было окончательно присоединено к Москве. Не однажды Серпухов подвергался набегам и разорениям, много раз успешно оборонялся от врагов - татар, литовцев, крымских татар, запорожцев. Недалеко от Серпухова был самый удобный брод через Оку, сюда чаще всего и двигались вражеские полчища, шедшие на Москву. С историей города тесно связана история предпринимательской династии Коншиных. За более чем 200-летнюю историю клан Коншиных вырос от простых купцов до мощных текстильных магнатов. Заняв ведущее положение в городе еще в XVII в. (Тимофей Коншин был тогда управляющим городским посадом), в середине XIX в. семейство Коншиных приобрело особое значение в жизни города. Их бумаготкацкая и ситценабивная фабрика "Старая мыза", расположенная на берегу реки Нары, представляла собой солидное предприятие. За заслуги в развитии русской промышленности род Коншиных в 1882 г. был возведен в потомственное дворянство. Столь много сделавшая для города как в экономическом, так и в культурном плане династия закончила свою историю трагически - часть семьи оказалась на Соловках, часть была рассеяна по всему миру.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Автомобилисты могут припарковать свою машину на площади Революции (около ул. Ворошилова, не доезжая гостиницы), приехавшим на электричке надо всего лишь доехать на автобусе до рынка, чтобы отсюда начать нашу прогулку. От городского рынка спуститесь по Садовой улице и пройдите через парк им. Олега Степанова. Парк тихий, приятный, правда немного запущенный. Вы выйдете к улице Чехова, справа, на углу Театральной улицы, обратите внимание на небольшое обветшалое здание - это городской Драматический театр.

Попробуйте подергать дверь, если вам повезет, вы сможете зайти внутрь и полюбоваться интерьером здания, который резко контрастирует с его внешним видом. Продолжим наш маршрут и пойдем вправо по улице Чехова, слева вы увидите однокупольное здание из красного кирпича. Это старообрядческая церковь, построенная по проекту архитектора Р.И.Клейна. Старообрядческая традиция в городе угасла, и в настоящий момент церковь не действует. Немного дальше вы увидите двухэтажное желтое здание Серпуховского историко-художественного музея. Чтобы попасть в него, войдите в небольшую калитку и обойдите здание. Выйдя из музея и спустившись по Малому Высоцкому переулку, вы подойдете к Серпуховскому Высоцкому монастырю (вход в монастырь со стороны Нары). Вы можете зайти на территорию монастыря и посетить Трапезную. С возвышенности у стен монастыря открывается прекрасный вид на реку, кроме того, по левую руку вы разглядите ансамбль Владычного монастыря. Затем двинемся по Калужской улице в сторону центра. Если вы пытаетесь повторить наш пеший маршрут на автомобиле, то Калужскую улицу вам лучше миновать, проезд по ней - дело затруднительное. Начав свой путь по этой улице, вы увидите красную церковь оригинальной формы в крайне запущенном состоянии. Это одна из церквей, построенных в XIX в. по проекту архитектора Клейна, ее не успели освятить, и именно этому священники приписывают ее разрушение. В настоящее время церковь находится в стадии реставрации и принадлежит Высоцкому монастырю.

Дойдя до пересечения Калужской и Красноармейской улиц, сверните направо,- на углу 2-й Московской улицы вы найдете трактир "Русь", прекрасный ресторан, где вас вкусно накормят и предложат свежесваренное пиво. Выйдя из ресторана, вы можете либо вернуться на Калужскую улицу, либо, минуя площадь Ленина, дойти сразу до Советской. Не доходя до церкви Николы Белого, заверните в белые ворота бывшего Распятского монастыря. Много времени это не отнимет, прямо скажем, смотреть там сегодня нечего. На углу Советской и Калужской улиц вы сможете полюбоваться церковью Николы Белого, реставрация которой началась не так давно. Затем спуститесь в сторону реки по Советской улице и у длинного здания из красного кирпича поверните направо. Перейдя малюсенькую речку Серпейку (если вы вообще заметите, что ее перешли), вы попадете на Красную Гору - территорию бывшего кремля. Справа от вас жалкие остатки крепостных стен, ничем не выдающие былого величия серпуховского кремля. Минуя площадку перед памятником павшим в Великой Отечественной войне, вы подойдете к Троицкому собору. Можно заглянуть в сам собор, где сейчас находится филиал Историко-художественного музея. От стен собора открывается вид на здания - образцы промышленного градостроительства ХVII-ХIХ вв.

Серпухов издавна был промышленным городом. Он славился своими парусинными фабриками. Сохранилось несколько старых корпусов таких фабрик. Купцы и промышленники Серпухова строили каменные дома, церкви. От Троицкого собора спустимся вниз, чтобы полюбоваться на три посадские церкви Х\Л1-Х1Х вв. Одна из них действующая, что нетрудно определить по степени ухоженности прилежащей территории. Пройдя затем по улице Володарского, вы свернете направо на 1-ю Московскую улицу. Исторический облик этой улицы практически не изменился, здесь вы увидите массу любопытных строений. В доме №39 расположен Центр фотографической культуры им. Н.П.Андреева. Зайдите туда полюбоваться на чудесные фотографии, это не займет много времени. Улица выведет вас в деловой центр. Отсюда вы сможете легко добраться до гостиницы или стоянки, где вы оставили автомашину (свернув на улицу Ворошилова), или доехать на автобусе до вокзала.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИКРЕМЛЬ И ТРОИЦКИЙ СОБОР. Издавна в городе были сооружены валы и деревянная крепость, а при Иване Грозном вырос и белокаменный кремль. К сожалению, он мало сохранился - лишь два фрагмента стены. По ним да по старым рисункам видно, что это было мощное фортификационное сооружение. В центре кремля высится Троицкий собор. Он выстроен в 1696 г. пятиглавым, но затем сильно перестроен, таким образом, в архитектуре этого здания сочетаются элементы ампира и нарышкинского барокко.

РАСПЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В центре города вы увидите Распятский монастырь. Свернув с Калужской улицы в полуразрушенные ворота, можно подойти к собору Распятия (1719-1751 гг.). Табличка "Охраняется государством" выглядит издевательством на этом запущенном здании, где сейчас располагается общежитие медицинского колледжа. Ни одна деталь интерьера не сохранилась. Уцелела надвратная церковь-колокольня XVIII в., трехъярусная, со строгой центрической композицией.

ПОСАДСКИЕ ЦЕРКВИ

Сохранилось несколько церквей ХVIII-ХIХ вв. Одна из них - Троицкая - является прекрасным образцом русского зодчества середины XVII в. Все эти старинные храмы создают дивный сложнофигурный ансамбль. Одним из центральных памятников ансамбля посадских церквей является Ильинская церковь, построенная в 1748 г. Это сооружение характерно скорее для московской архитектурной школы, и сооружено оно было столичными зодчими. Самая молодая - Успенская церковь, построенная в 1854 г., когда все местные традиции были уже давно позабыты.

ВЫСОЦКИЙ И ВЛАДЫЧНЫЙ МОНАСТЫРИ

Ниже древнего города по обе стороны реки почти одновременно были основаны два монастыря. На правом берегу Владычный, он был основан митрополитом Алексием в 1360 г., на левом - Высоцкий, основанный Сергием Радонежским в 1373 г. Долгое время все монастырские постройки были деревянными, но и тогда монастыри были обнесены крепкими стенами, а с конца XVI в. в них началось каменное строительство, и обители стали мощными крепостями. Ныне вы увидите здесь много разновременных каменных сооружений, большинство перестраивалось, и непросто представить первоначальный замысел зодчих. Много, конечно, утрат и разорений нанесено годами остервенелой борьбы с "опиумом для народа". Едва теплится новая молитвенная жизнь, только-только начинают действовать разграбленные и оскверненные церкви.

Однако Высоцкий монастырь поражает своей чистотой и аккуратностью. Силами церкви и прихожан он был не только восстановлен, но и поддерживается в прекрасном состоянии. Войдя во двор, вы сразу заметите аккуратную территорию и чистые выкрашенные здания и стены. Летом здесь подстрижены газоны, а по периметру растут розы. В ансамбле Высоцкого монастыря выделяются собор Зачатия Богородицы и церковь Николая Чудотворца конца XVI - начала XVII в. К сожалению, попасть туда в настоящее время нельзя. Службы проходят в церкви Покрова Богородицы с трапезной, вход туда свободный (службы проходят ежедневно в 8.00 и в 15.00). Роспись внутри церкви новодел, но вполне качественный и радующий взгляд. В числе прочих икон вы можете взглянуть на "Неупиваемую чашу", которая, по преданию, лечит от пристрастия к алкоголю. Учтите, что порядки в Высоцком монастыре очень строги. Женщина туда может войти только в юбке (достаточно длинной) и платке, вести себя тоже надо очень осмотрительно. Индивидуальный турист не сможет осуществлять на территории монастыря фото- и видеосъемку. Что касается Владычного монастыря, несмотря на то, что он имеет некоторую ценность в архитектурно-историческом плане, мы не советуем вам совершать туда отдельную экскурсию. Во-первых, потому что дорога туда проходит по городской и крайне неживописной местности (кроме того, эта дорога далее никуда не ведет), во-вторых, потому что нынешний вид монастыря производит самое удручающее впечатление. Если только вы не пытливый историк-краевед, будет вполне достаточно насладиться видом на монастырь издали с одного из холмов.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ БЕЛОГО

Стоит на месте древнего белокаменного храма с 1835-1857 гг. Построена в стиле ампир с полукруглой апсидой, купольной ротондой и широким порталом с колоннадой. Всегда считалось, что это сооружение не представляет никакой исторической и архитектурной ценности. Во время войны верхняя часть колокольни по стратегическим соображениям была снесена. Со временем храм пришел в запустение. Однако после визита в Серпухов патриарха Алексия II было принято решение о его реконструкции. Хотя сама реконструкция продвигается крайне медленно, в церкви уже проходят службы. Безусловно, некоторые из многочисленных достопримечательностей Серпухова остались за пределами внимания нашего издания. Вы можете потратить еще некоторое время на осмотр города. Побродите по серпуховским улицам - вас ждет много интересного. Если вы хотите устроить пикник на природе, то лучшее место для этого сосновый бор на окраине города по дороге в Тарусу.

МУЗЕИСЕРПУХОВСКОЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Чехова, 87. Тел. 35 14 00.
Открыт ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца, с 10.00 до 17.00.
Проезд автобусами №3 и №8 до остановки "Музей".
Музей расположен в бывшем жилом особняке, построенном в XIX в. по проекту Р.И.Клейна и принадлежавшем текстильной фабрикантше купчихе А.В.Мараевой. Основой для создания музея послужила коллекция самой Мараевой. В музее представлено собрание икон ХУ1-Х1Х вв. (в основном московской школы), картины русских художников Жуковского, Коровина, Юона, полотна маринистов Айвазовского, Боголюбова, Лагорио, скульптуры С.Т.Коненкова, а также прекрасная коллекция западноевропейской живописи. Обратите внимание на интерьер музея, он очень красив и поддерживается в отличном состоянии. Здесь проводят квалифицированные экскурсии.

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ (филиал Историко-художественно-го музея)

Красная Гора. Троицкий собор. Тел. 72 28 59.
Работает ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца, с 9.00 до 16.30.
Зайдя в Троицкий собор, вы удивитесь уходящим ввысь белым стенам (снаружи здание выглядит менее внушительно) и потрясающей акустике. Экспозиция, расположенная в соборе, посвящена главным образом истории архитектуры Серпухова. Здесь, как и во всех российских музеях, одна проблема - богатые фонды при малых экспозиционных площадях. Обратитесь к сотрудникам, и они с радостью покажут вам свои владения и расскажут все об экспонатах.

ЦЕНТР ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ. Н.П.АНДРЕЕВА.

1-я Московская, 39
Экспозиция на втором этаже небольшого дома посвящена жизни и творчеству замечательного фотохудожника Николая Платоновича Андреева (1882-1947). Даже если вас не интересует чисто биографический аспект, все равно зайдите сюда, чтобы полюбоваться на потрясающие работы мастера фотографии. Существует ряд проектов по превращению Центра фотографической культуры в многопрофильную культурную организацию.

Город Серпухов расположен в 100 км к югу от Москвы. Он впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты под 1339 г., но, вероятно, был основан еще в домонгольское время. В начале XIV столетия Московское княжество отобрало у Рязани левобережье Оки от Коломны на востоке до устья Протвы на Западе. Владетели Москвы стали использовать Серпуховское городище для обороны своих границ. Серпухов был крайней южной порубежной крепостью. Название получил от речки Серпейки, впадающей в Нару - приток Оки. Расположенный в 8 км от устья Протвы и в 3 км от Оки, он защищал Москву и с запада - от литовцев, и с юга - от рязанцев. С трех сторон город окружали pp. Hapa, Мешалка и Серпейка. Между ними на высоком холме и располагалась небольшая крепостца, при которой позднее образовался город. Вначале старое городище на Красной горе окружал земляной вал. В 1374 г. Владимир Храбрый обнес крепость дубовыми стенами. С юга по р. Наре ее прикрыли Владычный (1360 г.) и Высоцкий (1373 г.) монастыри, защищенные деревянными оградами. Они стали передовыми форпостами Серпухова, прикрывая дорогу к нему с юга. Монастыри и город, образовав своеобразный треугольник, создали мощный заслон на пути татарских орд. Основанный на правом берегу Нары Владычный монастырь превратился в XVI в. в крепость и был снабжен оружием.

Высоцкий монастырь на высоком левом берегу Нары вплоть до XVII столетия выполнял роль форпоста на южной границе Московского государства. Его крепостные стены с четырьмя угловыми башнями, стоявшими на белокаменных цоколях, соорудили в 1647 г. на вклад царя Алексея Михайловича. Они имели машикули, три яруса боя, увенчивались зубцами и завершались шатрами.

Назревала решающая схватка со степняками, и создание Серпуховского опорного пункта было своевременным. Серпуховская дружина храбро сражалась на Куликовом поле. Тохтамыш, Едигей, литовский князь Свидригайло вновь и вновь сжигали город. В 1427 г. его опустошила эпидемия чумы, и почти все серпуховские князья умерли. В 1456 г. Василий II заключил серпуховского князя Василия Ярославича в тюрьму, а его удел присоединил к Московскому княжеству.

Серпухов занял одно из ключевых мест в формирующейся системе обороны Москвы по Оке. По указу Ивана Грозного расположенный на угрожаемом направлении город был превращен в мощную крепость. Центром его стал каменный кремль, построенный на высокой Красной горе при впадении в Нару речки Серпейки. Он занял место прежней деревянной крепости и был полностью сложен из массивных белокаменных известняковых плит, добывавшихся в местных каменоломнях. Облицевали кремль такими же хорошо обтесанными блоками, что отличало его от других крепостей того времени, построенных из кирпича. В плане близкий к треугольнику, Серпуховский кремль со стенами протяженностью 933 м имел 5 башен и 3 полубашни.

Стены кремля повторяли очертания холма и достигали в высоту 8,5, а в ширину - 3,5 м. Отличавшиеся толщиной, но не слишком высокие, они напоминали укрепления московского Китай-города. Широкий боевой ход давал возможность размещать на стенах пушки и пищали.

Оригинально был решен въезд в кремль: он представлял собой захаб, попасть в который можно было, миновав проездную башню деревянного острога.

Чтобы войти в сам кремль, необходимо было из захаба пройти через Г-образный проход Большой проезжей башни.

Небольшая круглая Никольская башня с восточной стороны кремля имела деревянный тайник, который вел к колодцу у Серпейки.

Одновременно с постройкой каменного кремля посад и торг окружили деревянным острогом. Он состоял изо рва, частокола и надолб. Их общая протяженность превышала 1000 м. Острог имел 3 проездные башни (Нарскую, Серпеечную и Егорьевскую), а также 8 глухих.

К середине XVII в. относится сооружение еще одного острога, прикрывшего на юго-востоке Подол. Это так называемый Новоприимочный острог, который также имел 11 башен. Он исключал возможность обстрела кремля с Воскресенской и Афанасьевской гор.

После строительства в 1556 г. каменного кремля Серпухов стал вторым после Коломны важнейшим звеном береговой обороны, а в 1580-е гг. - ее главным центральным пунктом.

Через броды около Серпухова проходили татарские военные шляхи. Обычным делом для татарских ханов было ходить "осмотреть берега Оки", т. е. грабить и разорять русскую землю. Поэтому жителям Серпухова приходилось заботиться об укреплении берегов "пояса пресвятой Богородицы", так называли реку. С наступлением весны в городе размещался Главный полк, а за Оку в степь высылался Сторожевой.

Треугольник Серпухов - Коломна - Москва имел огромную стратегическую важность. Именно здесь пролегал кратчайший для татар путь к столице богатого, непокорного и опасного Московского княжества. И крепость с честью выполнила возложенную на нее задачу.

Выстояла она и в годы Смутного времени. Польские интервенты так и не смогли ее взять. К концу XVII в. она потеряла стратегическое значение, обветшала и была позже разобрана.

Население Серпухова и окрестностей издревле занималось производством железа и кузнечным делом, а в петровское время - выработкой парусины для молодого русского флота. Сохранились корпуса парусных фабрик И. А. Серикова, Г. Т. Тишкина и других промышленников. К середине XIX в. город стал самым крупным текстильным центром Московской губернии.

Из архитектурных памятников второй половины XVIII-XIX в. представляют интерес торговые ряды, гостиный двор, городская усадьба графини М. Ф. Соллогуб. На древней Красной горе уцелели небольшие фрагменты восточного участка кремлевской стены. Здесь находится Троицкий собор 1696 г., построенный в стиле барокко. К нему пристроена шатровая колокольня с двумя приделами в стиле ампир. Вблизи бывшего кремля высится целый ансамбль церквей: Ильинская "что на торгу" 1748 г. с трехъярусной колокольней, Троицкая 1714 г. с пятью главами и стройной шатровой колокольней и Успенская 1854 г.

В 1702 г. была возведена Сретенская церковь, в 1857 г. -церковь Николы Белого с массивной купольной ротондой -яркий образец храма в стиле московского ампира.

В бывшем доме фабрикантши А. В. Мараевой размещается замечательный историко-художественный музей, в котором хранятся подлинные работы многих выдающихся русских художников (Д. Г. Левицкого, И. И. Левитана, Ф. С. Рокотова, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, И. К. Айвазовского, М. В. Васнецова, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова и других), полотна итальянских, испанских, французских, голландских и фламандских живописцев XV-XVIII вв., редкие старинные иконы. Музей обладает множеством скульптур выдающегося русского скульптора С. Т. Коненкова. В экспозиции музея представлены предметы западноевропейского прикладного искусства и скульптуры, среди которых коллекция изделий из фаянса и фарфора.

Город украшают памятники А. С. Пушкину, А. П. Чехову, Л. Н. Толстому. Установленный в центральной части города памятник советскому воину-победителю является авторской моделью знаменитого монумента Е. В. Вучетича в берлинском Трептов-парке.

В основанном в честь Владычицы Богородицы (отсюда - Владычный) на правом берегу Нары вблизи Оки Владычном Введенском Серпуховском монастыре в мае 1995 г. вновь возобновлена монашеская жизнь.

Архитектурный ансамбль обители составляют пятиглавый белокаменный Введенский собор, построенный BXVI-XVII вв., с приделом Трех Святителей, шатровый Георгиевский храм 1593 г. с трапезной палатой и звонницей; надвратный храм во имя Федота Анкирского 1599 г., переосвященный в честь Спаса Нерукотворного; церковь во имя Святого Алексея XVII в.; кирпичный жилой корпус XVI-XVII вв.; постояльский корпус в стиле ампир 1834 г; крепостные стены с четырьмя угловыми башнями XVI-XIX вв.

Владычный монастырь известен тем, что в нем еще в 1362 г. были выстроены каменный собор и трапезная. Эти древнейшие здания не сохранились. Летом 1598 г. у Серпухова состоялась грандиозная демонстрация мощи Московского государства, когда по приказу Бориса Годунова для отражения нашествия крымских татар здесь собралась огромная русская рать численностью 200 тысяч человек.

Монастырь оказался в центре расположения русских полков. После переговоров хан отказался от военных действий. В ознаменование бескровной победы Борис Годунов пожаловал монастырю крупные средства, на которые был построен собор, возведены надвратная церковь и шатровая церковь с трапезной, каменная крепостная стена с башнями и каменный жилой корпус. Так сформировался архитектурный ансамбль монастыря, почти полностью сохранившийся до наших дней. В 1861 г. его территория была расширена и возведена новая ограда на 10 м дальше прежней. При этом часть древних стен была разобрана, а часть оказалась внутри монастыря.

В 1695 г. в Серпухове был основан Новорождественский монастырь, позже переименованный в Распятский. Он просуществовал недолго и был упразднен в 1764 г. Сохранился собор Распятия 1719г. Проект храма не был реализован полностью в связи со смертью заказчицы княгини Н. М. Гагариной. Его отличительная особенность - граненый купол со шпилем.

Архитектурный ансамбль Богородицкого Высоцкого монастыря состоит из сооружений разных лет. Некоторые из них за долгое время своего существования подвергались серьезным перестройкам.

Главный храм монастыря - Зачатьевский. Он был построен в 1381 г. и дошел до наших дней с некоторыми изменениями. Основной объем здания имеет кубическую форму, алтарная апсида граненая. Собор окружает крытая двухэтажная галерея. В конце XVI в. шлемовидные купола храма заменили на луковичные, кровлю перестроили (она стала четырехскатной) растесали окна. На втором этаже собора разместилась ризница, на третьем устроили церковь, посвященную Сергию Радонежскому. Нижний ярус опоясывающей храм галереи служил усыпальницей: здесь погребали известных и заслуженных горожан.

Зачатьевский собор XVIIв. был дополнен двумя приделами: Никольским и Рождества Богородицы. В 1740 г. Никольский придел на вклад графа М. Г. Головина перестроили в самостоятельную Никольскую церковь. Придел же Рождества Богородицы существовал уже в XVI столетии (дата его перестройки неизвестна). В 1387 г. первый игумен монастыря Афанасий, будучи в Константинополе, прислал оттуда семь икон с изображениями Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Иконы, знаменовавшие конечный этап развития византийской живописи, известны как Высоцкий чин. Вероятно, они повлияли на Андрея Рублева, создавшего свой Звенигородский чин.

Трапезная с Покровской церковью, построенная в 1380-1381 гг., не сохранилась. От этого первоначального здания ныне существует только небольшой фрагмент подвального помещения. Новое здание трапезной палаты с Покровской церковью построили после разорения монастыря Девлет-Ги-реем. Трапезная представляла собой просторную одностолпную палату и имела высокий подклет, где разместились различные хозяйственные службы. К северной части трапезной примыкали различные служебные помещения, а с востока -Покровская церковь. Первоначально она имела шатер. В конце XVII в. на средства Нарышкиных и других знатных вкладчиков церковь была перестроена в стиле московского барокко: основной объем в форме четверика венчали кокошники, а единственная глава располагалась на граненом барабане. Барабан и фасады украсили разноцветные керамические изразцы (часть их имела изображения двуглавого орла - государственного герба России). В 1834-1835 гг.

Покровскую церковь еще раз перестроили: она приобрела фронтоны и купол. В 1872-1878 гг. возведен придел Похвалы Богоматери (он был перенесен туда из больничной церкви после того, как здание больничных палат разобрали).

Южнее Зачатьевского собора находится церковь, посвященная Сергию Радонежскому. Точное время ее возведения неизвестно, но установлено, что в начале XVII в. она уже существовала. Церковь многократно перестраивалась. Сегодня это храм двухэтажный: в подклете - Никольская церковь, на втором этаже - церковь Сергия Радонежского и ризница.

В 1840 г. ансамбль Высоцкого монастыря украсился трехъярусной надвратной колокольней - одним из самых ярких сооружений обители. Во втором ярусе колокольни устроен храм во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Венчают колокольню пять колоколов и часы.

В 1896 г. рядом с монастырем, несколько восточнее, был построен Всехсвятский храм. Вкладчиком выступил Серпуховский промышленник-меценат Н. Н. Коншин, архитектурный проект разработал и осуществил Р. И. Клейн. Высокое здание построено из кирпича, в византийском стиле. В нижней части находилась усыпальница Коншиных, в верхней - собственно церковь.

Большая часть монастырских крепостных стен была разобрана во второй половине XX в. Сохранились лишь три их участка и юго-восточная башня. В 1971 г. восстановлена юго-западная башня.

Высоцкий монастырь всегда славился богатством. Многие видные люди завещали похоронить себя на монастырском кладбище. Здесь нашли свой покой первый государственный канцлер России Г. И. Головкин, сподвижники Петра I адмиралы И. М. Головин и Ф. И. Сеймов.

Монастырь известен чудотворной иконой "Неупиваемая чаша", помогающей воздерживаться от пьянства и возвращающей здоровье.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.