Падуя: питомник наук и чудес

Падуя: питомник наук и чудес

С кафедры местного университета читали лекции Данте, Петрарка, и Галилей


Автор: БЕЛЯЕВА

Статья: Падуя: питомник наук и чудес

Сайт: АИФ 'Тур'

Падуя: питомник наук и чудес


С кафедры местного университета читали лекции Данте, Петрарка, и Галилей
Мы оказались в Падуе проездом, почти случайно. Три часа назад экскурсионный автобус увез нашу группу из Милана, впереди согласно стандартному маршруту была Венеция, и короткая остановка в небольшом, провинциальном городке казалась чем-то, второстепенным.
- Сеньоры! - в недоумении воздела руки к небесам наша восторженная гид Лореданна. Неужели столь утомительна была дорога, что вы сможете проехать мимо этого знаменитого университетского городка, в котором читал лекции сам великий Галилео? К тому же, - понизила она певучий голос, - здесь похоронен Святой Антонио - известный чудотворец, наша легенда...
Увы, к стыду своему, мы не знали тогда, что значит для Италии и итальянцев Святой Антонио, но вконец разочаровать Лореданну и пренебречь Галилеем - это уже слишком!
Мы въехали в город в час сиесты, когда пустеют улицы, закрываются все лавочки и кафе, расходятся отдохнуть по домам горожане, и на центральной площади Валле, окруженной глубоким рвом и статуями знаменитых падаунцев, остаются лишь любознательные туристы да тучные прожорливые голуби. С часу дня до половины четвертого - мертвое время. Такова традиция. Летом в эти самые знойные часы, когда на улице под сорок градусов жары, итальянцы находят спасение от нее в своих квартирах с плотно закрытыми деревянными ставнями на окнах и прохладными мраморными полами. И хотя в иной сезон особенной необходимости бросать все дела в разгар рабочего дня и отправляться домой нет, этой приятной привычке - мирно подремать часок-другой после обеда - стараются не изменять круглый год.
- Только не думайте, что мы чересчур ленивы, - смеется, читая наши мысли, Лореданна. - Раньше итальянцы, как и многие русские сейчас, должны были вкалывать от зари до зари, чтобы прокормить свои семьи и побольше заработать. Зато теперь мы можем позволить себе такой ритм жизни.
От площади Валле лучами разбегаются в разные стороны узкие средневековые улочки, вымощенные неровной брусчаткой. Гулять по ним в сиесту - милое дело. Не приходится вздрагивать от воя сирен, поминутно оглядываться из-за отсутствия тротуаров и в страхе прижиматься к стенам домов, уворачиваясь от проносящихся на приличной скорости мотоциклистов. Город мирно дремлет, и лишь сотни припаркованных всюду велосипедов и мопедов, напоминают, что их владельцы где-то неподалеку.
Возраст Падуи точно не установлен. Принято считать, что в VI веке до нашей эры на ее месте уже была рыбацкая деревушка, и достоверно известно, что пять столетий спустя здесь родился Тит Ливий. Этот факт весьма приятен нынешним падуанцам, землякам древнеримского историка, поскольку взаимоотношения с Историей во всей Италии, равно как и в отдельно взятом городе, довольно тесные, можно сказать, добрососедские. Здесь совершенно иной отсчет времени и иное к нему отношение. О событиях пятисотлетней давности вам расскажут в таких подробностях и с такой привязкой к местности, будто они произошли вчера.
Так, в центре Падуи, напротив Пьяцца дель Санто, любой падуанец укажет вам дом, в котором в середине XV века жил Донателло, когда собственноручно отливал в бронзе громадную конную статую венецианского воина - кондотьера Эразмо да Нарни - украшение площади и ваял рельефный алтарь в базилике св. Антонио. С тех пор дом, не говоря о статуе и базилике, стоит себе на том же месте, в нем по-прежнему живут горожане, а из окошка Донателло теперь любуется площадью и бронзовым венецианцем кудрявый черноглазый мальчуган.
Церковь св. Антонио или базилику Дель Санто, стремятся увидеть паломники и туристы со всего мира. И дело не только в том, что она, как памятник архитектуры, величественна и прекрасна и что украшают ее фрески, живописные и скульптурные шедевры известных мастеров Средневековья... Базилика построена над останками канонизированного проповедника и чудотворца Антонио Падуанского, скончавшегося семь с половиной веков назад. Согласно преданию, Антонио прославился зажигательным красноречием, которое привлекало на его проповеди верующих со всей Италии. К тому же он обладал даром исцеления, который, как выясняется, сохраняют и по сей день его останки.
В левой части храма, у могилы Антонио, величественную красоту католического собора нарушает довольно необычный пейзаж: десятки золотых разновеликих сердечек на атласных лентах, какие-то записочки, фотографии детей и взрослых - то явно тяжелобольных, а то розовощеких и довольных жизнью - аккуратно и плотно развешены на стене. "Так поступают итальянцы, - ловит наши удивленные взгляды Лореданна, - которые хотят попросить помощи у Антонио или отблагодарить его за избавление от недуга". Мы удивляемся еще больше, и Лореданна принимается читать записки и подписи под фотографиями. Вот мужчина, который после автомобильной аварии был прикован к инвалидной коляске и чудесным образом вновь смог ходить, поклонившись святому месту... Вот девчушка, страдающая от рождения тяжелой болезнью и молящая о выздоровлении... Вот супруги, которым не дано было иметь детей, с младенцем на руках... Хотите верьте, хотите нет, но похоже, страждущие исцеления люди стремятся в базилику Дель Санто не без оснований.
Каждый год в июне, когда отмечается день почитаемого всеми итальянцами святого, в Падую приезжают паломники со всего мира, чтобы увидеть останки чудотворца. Мы не верили своим глазам, когда воочию рассматривали эти реликвии храма - забальзамированные фрагменты тела Антонио, которыми с 1232 года украшен алтарь (такова традиция!) и которые до сих пор обладают чудодейственными свойствами! Итак, свидетельствую: нёбо Антонио по-прежнему розовое, зубы белые, а язык, хоть и почернел, но (как утверждают служители собора) остается мягким.
Родина одного из старейших европейских университетов и крупный научный и культурный центр Средневековья - в этом качестве Падуя известна с 1222 года. Именно тогда сюда перебралась группа ученых и профессоров из первого в Европе Болонского университета и основала здесь еще один "наук питомник", как называл его в "Укрощении строптивой" Вильям Шекспир.
Дворец дель Бо, в котором разместился Падуанский университет в конце XVI века, исправно служит делу образования и поныне. Если что и выдает его возраст, так это типичная средневековая архитектура: толстенные стены, высокие сводчатые потолки, арочные проемы, винтовые лестницы и, конечно, традиционный внутренний дворик - небольшой оазис света и тепла, удаленный от шумной улицы, создающий в душе ощущение полного покоя и уединения. По периметру он, словно в назидание нынешним студентам, украшен мраморными медальонами с изображениями знаменитых на весь мир выпускников и преподавателей вуза за всю его почти 800-летнюю историю. Известно, что в нем читали лекции Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Галилео Галилей, учились Николай Коперник, Лудовико Ариосто, Карло Гольдони. Здесь же чьей-то заботливой рукой установлены лет четыреста назад массивные каменные скамейки - сиди, школяр, в минуту отдыха и размышляй о времени и о себе в окружении кумиров. Мы с удовольствием присели на прохладные каменные глыбы, которые в разные времена шлифовали складками одежды будущие признанные гении, и покорно выслушали рассказ нашего неутомимого гида. Оказывается, за внешне неказистыми стенами дворца дель Бо и поныне бережно сохраняются аудитории, слышавшие голос Галилея, а в одной из них уцелела даже деревянная кафедра, на которой во время урока раскладывал свои записи великий ученый.
На полуслове рассказ проницательной Лореданны прервался, и, глядя на наши разморенные относительным комфортом поникшие тела, она проворно поднялась и провозгласила последнюю цель нашей прогулки: Пьяцца дель Эрбе, где ежедневно располагается живописный овощной базар. Мы удовлетворенно закивали головами и покорно двинулись за ней.
Неожиданно тишину, обволакивавшую улицу, нарушили громкое веселое пение, звон бубенчиков и игра на дудке. По мостовой, приплясывая, шла довольно озорная процессия, которую возглавляла девушка в белом открытом платье с лавровым венком на шее.
Лореданна отреагировала мгновенно: вытряхнула из кошелька несколько монет и, пропев что-то в лад весельчакам, швырнула деньги в моментально подставленную шляпу. Мы, не понимая, в чем дело, попытались проделать то же самое, но были не столь проворны, и монеты наши летели на мостовую прямо под ноги приплясывающих шутников.
- Посмотрите сюда, - сказала нам Лореданна.
Мы остолбенели, увидев огромный плакат на стене университета.
На нем была карикатурно, в чем мать родила, изображена проходившая только что мимо особа. В одной руке она зачем-то держала книгу, а в другой, что уж совсем необъяснимо, - обыкновенную химическую колбу. Вокруг было множество надписей и уточняющих штрихов, о смысле которых легко догадаться и без знания какого бы то ни было иностранного языка.
- Ах, эти студенты! - от души веселилась Лореданна над незатейливым итальянским юмором. - Знаете, что написано на этом фривольном плакате? Здесь сказано, что недавно виденная вами особа приглашает всех желающих на публичную защиту своего диплома, только и всего!
Вот он, непереводимый итальянский фольклор! Выяснилось, что плакат несколько устарел, защита уже состоялась и теперь, девушка, по традиции, собирает поздравления горожан и зарабатывает голыми коленками символические деньги на то, чтобы отметить вечером с друзьями это радостное событие в знаменитом месте встреч падуанской интеллигенции - старинном кафе Педрокки. Не исключено, что у виновницы предстоящего торжества и без этого небольшого спектакля нашлись бы средства, чтобы угостить своих друзей неизменной бутылочкой "Кьянти", но тогда это не был бы настоящий студенческий праздник.
Едва поспевая за умницей Лореданной, мы вырулили наконец из лабиринта узких улочек к площади Эрбе - этой фруктово-овощной мекке провинции Венето. Еще минут пятнадцать, и, держа в охапках объемные пакеты со всевозможной виноградно-спаржевой снедью, жуя инжир и печеные каштаны, мы неторопливо грузились в автобус. И искренне благодарили Лореданну за нашу незапланированную остановку в совсем нетуристском, но таком итальянском городке Падуя.
Достопримечательности Падуи
Капелла Дельи Скровеньи (1305г.) - здесь стоит посмотреть серию из 36 недавно отреставрированных фресок работы Джотто.
Палаццо делла Раджоне (или Салона, как его называют в Паде) - его крыша сделана в форме корпуса корабля (1218 год). Верхний этаж представляет собой зал с фресками на астрологические и библейские темы. Внизу - старейший в Европе торговый центр.
Кафе Педрокки - одно из самых легендарных, знаменитых и приятных мест в городе. Здесь с 1831 года традиционно встречаются артисты, литераторы, студенты и преподаватели.
Ботанический сад - старейший в Европе, основан в 1545 году, располагает богатейшей коллекцией редких и экзотических растений. Прекрасное место отдыха и прогулок.
Пароход "Буркьелло" - с апреля по октябрь на нем можно совершить однодневное путешествие в Венецию. Оригинальный и запоминающийся маршрут.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.