Индийские каникулы

Индийские каникулы

Путешествуя по Индии, я не могла не заглянуть в город мечты своей юности. Собственно, Ауэрвилль — это и не город в общем понимании, а огромный ботанический сад, в кущах которого прячутся жилые домики


Автор: УСКОВА

Статья: Индийские каникулы

Сайт: АИФ 'Тур'

Индия. Индийские каникулы.


Делийская «барахолка» — это круто
На прибывающего в Индию европейца разом валится все: рикши, будды, обезьяны, слоны. Он словно попадает на другую планету. То же случилось и со мной, ведь сколько туда ни езди — со времен Афанасия Никитина у каждого своя Индия.
Как ни крути, большинство туристов прилетает в Индию через Дели. Миновать этот сумасшедший дом — узел всех дорог — проблематично. Те, кто хочет проникнуться настоящим местным фольклором, отправляются прямиком на Мейн базар, что в New Delhi. Ну, знаете, повидала я всяких восточных базаров, но этот из ряда вон. Даже сами индийцы считают его национальным Crazy House, и такого безобразия не встретишь нигде. Мейн базар — тяжелое испытание для посетивших его впервые.
В узенькую улочку нескончаемым потоком несутся велорикши и моторикши; неприкасаемые индийские коровы флегматично шлепаются в грязь и лежат в сладостной дреме; с трудом сюда просачиваются покупатели и несметное число нищих, дергающих за руки обалдевших иностранцев. В семь вечера — базарный «час пик». Все оглашается таким жутким гвалтом, что через 5 минут забываешь, зачем пришел. Главное — держи кошелек крепче: всеиндийская свалка люмпенов и воришек не дремлет ни секунды. И еще надо умудриться не попасть под копыта праздношатающегося бычка или под колеса грузовичков, которые виртуозно объезжают торговцев.
Но пожить здесь все-таки стоит. Мейн базар кишит дешевыми гостиницами и гестхаузами по цене от 2 до 6 долл. Мы обитали в крошечном отельчике «Шива». Житье с туристкой из Риги нам выходило по 1,5 долл. в день. Тихо, чисто, просто, правда, все удобства внизу. Зато чай за 5 рупий (2 рубля по-нашему) приносили прямо в постель. Это была классная площадка для наблюдения за базарной жизнью. Все как в «Клубе путешественников», только без Сенкевича.
Напротив — лавка с индийскими сари и тканями, и можно было видеть, как какая-нибудь мамаша перелопачивает для любимой дочки пятую сотню метров шелка. У дочки горят глаза, а мать тянет и тянет бесконечную ткань, сидя в ней по уши. При этом отец семейства, устав гонять чаи, философски вздыхает: «Бабы, чего с них взять?» А в соседней забегаловке опять спалили сковородку с луком, и неповторимый аромат нахально лезет в соседние окна. В пекарне топят печку, и шустрые ребята ловко лепят на ее огненных стенах лепешки — чапати. Какой-то монах в оранжевом одеянии выгуливает собачку, а нищие упорно «достают» высокого шведа, не желающего делиться богатством с ближним.
Праздники на базаре отмечают с особым упоением. Некие сикхи организуют грандиозное шествие со слонами, колокольчиками и красавцами-воинами, несущими на острие сабель цветы. Служащие храма раздают всем желающим еду, сладости, и нищие с восторгом воспринимают это как свой личный праздник большой халявы.
Не менее колоритны и европейцы. Мейн базар — Alma Mater всяких хиппи и бледнолицых любителей курнуть травку — здесь они, собственно, и учились хипповать в далекие 60-е прошлого века. Попадаются очень колоритные личности. Невдалеке укуренная в дым бледнолицая мадам в дерюге и с кольцом в носу ведет светскую беседу с семейством хиппи, приехавшим из Европы во главе с дедушкой, показывающим «места былой славы». А «сладких парочек» не счесть — порхают по всему базару или сидят, томно дымя, в едальнях. Но в целом «евробазарцы» — существа безобидные и дружелюбные. В «Шиве» они живут годами, и хозяева отзываются о них как об очень любезных молодых людях. Несмотря на свой вызывающий внешний вид, пьяных дебошей не устраивают, девиц не водят и вообще живут как монахи. К тому же каждый знает по 3–4 языка и всегда рад помочь ближним.
Для европейцев здесь что хошь: Интернет, видеокассеты, прямая связь с любым городом мира с посекундной оплатой — в общем, все блага цивилизации, и практически отсутствует уголовщина. Правда, если вас вдруг занесет сюда в начале марта на праздник Холи, будьте осторожны. В недавнем прошлом это была веселая традиция — красить всех желающих растительными красками, которые легко смыть. В последнее же время народ под маркой Холи стал хулиганить напропалую. Причем красит не только людей, но и животных: кошек, собак, коров — все, что шевелится. Но хуже всего, что под шумок воришки запросто могут очистить ваши карманы да еще и облапать, если вы белокожая иностранка. Знакомые индийцы посоветовали нам пересидеть этот праздник дома. Ну а мы благоразумно решили не тратить время зря и отправились отдышаться от всего этого гвалта подальше от Дели.
Особенности национального туалета
О пользе мытья рук нам известно с детства. Но в России об этом как-то забывают, и зачастую без особых последствий для ее граждан: то ли у нас зараза поздно просыпается после длинной зимовки, то ли мы проспиртовались так, но к нам она пристает не так быстро и не с такой силой, как в южных странах. В Индии, к примеру, любая инфекция достанет вас в течение часа. Всякие амебы и инфузории бегают за белыми людьми со страшной скоростью. Поэтому, приехав сюда, в первую очередь освойте мудрый восточный… туалет. Европеец там ищет бумагу, а надо смотреть, где крантик и ковшик. Интимные места здесь моют, не только принимая душ, но каждый раз, как сходят по-большому или по-маленькому. С детства родители учат детей этим немудреным гигиеническим приемам. Потому и геморрои у них, говорят, на нуле. Восточные люди в ужас приходят от европейской антисанитарии, даже в стерильной Германии.
Если в поездке по Индии вас одолел понос — у тамошних фармацевтов есть спецтаблетки для иностранцев Dependal-М. Жуткая гадость. Вымывает все в течение недели. Для женщин-путешественниц это особое испытание, т. к. присесть негде — общественные сортиры только для мужиков. У них дамы должны дома сидеть, а не по улицам шляться. Но уж если такое случилось с иностранкой — особенно не комплексуйте. В восточных традициях — кутать женщин по самые ушки, но их естественные надобности воспринимаются с пониманием. Если приспичило, идите в ближайший отель, или офис, или еще какое присутственное место и культурно объясняйте ситуацию. Лучше мужчине. Вам дадут мальчика, который и проводит вас до места. Это вам не Москва, чтоб пустырь искать. Белая леди без внимания не останется. И чем шикарнее отель — тем лучше: больше ковшиков, душистого мыла и туалетной бумаги. А потом — никаких насмешек вслед. Можно взять карточку отеля, чайку попить, поблагодарить людей. Они почти счастливы еще одного туриста заманить посмотреть свой отель. Может, вы у них остановитесь или друзьям расскажете, какие там душевные хозяева.
Мы зачастую видим в представителях третьего мира грязных и неустроенных азиатов и понятия не имеем о высочайшей культуре личной гигиены Востока. Эти люди ежедневно встают в 3 часа, чтобы сделать омовение, поэтому им и баня особенно не нужна.
Напоследок несколько советов. Не надо пить любую сырую воду, фруктовые соки, и тогда все будет в порядке. Чай здесь продают по 2–5 рупий (1–2 рубля) на каждом углу. Только учтите: молоко они кипятят с заваркой, так что, если у вас крепкий желудок, смело пейте этот чай.
Вторая проблема — индийская еда. Она очень вкусная. Но перца и специй столько, что впору лезть на стенку после обеда. Если вы уже не в силах есть эту огненную еду, просите чапати — лепешки без всего или рис — no spic! — без специй.
Но все же главное — мойте руки, господа, это Индия!
Ауэрвилль — город Солнца на берегу океана
Приверженцев индуистских учений в России не счесть, и Индия для них — как Мекка для мусульманина. Особо продвинутые сначала едут туда «на разведку», а потом и остаются насовсем. Философско-религиозные колонии — ашрамы — в Индии на все вкусы и оттенки, но самая знаменитая — своего рода город Солнца — Ауэрвилль. Чего только о ней не написано и не напридумано. Не вдаваясь особо в споры, коротко скажу: поселение сие основано в 1968 г. индийским философом Шри Ауэрбиндо, который отличался праздничным восприятием жизни и призывал к единению всех людей вне зависимости от религий и социального положения.
Помогала Шри Ауэрбиндо мама — дочь богатого турецкого банкира, в молодости жившая в Париже. На берегу Индийского океана был куплен участок земли и засажен разного рода редкими растениями, пальмами и цветами. Первыми явились осуществлять на практике идею всеобщего братства и равенства хиппи. Местное население — тамилы — не могли поверить, что эти патлатые и прокуренные граждане смогут сделать что-нибудь путное. Тем не менее народ из разных стран стал подтягиваться и селиться здесь, в том числе и русские. Некий барон русского происхождения из Америки и ныне живет там. Это самый старый из ауэрвилльцев, ему 95 лет, но Дмитрий Сергеевич до сих пор преисполнен жизнерадостного отношения к жизни и не пропускает ни одного ауэрвилльского мероприятия, где присутствует на правах патриарха и почетного гражданина.
Путешествуя по Индии, я не могла не заглянуть в город мечты своей юности. Собственно, Ауэрвилль — это и не город в общем понимании, а огромный ботанический сад, в кущах которого прячутся жилые домики. Он занимает территорию в 23 кв. км и разбит на множество ашрамов, каждый из которых осуществляет свою программу на добытые в Международном сообществе гранты. Более или менее однородна французская колония, остальные сильно перемешаны. Чисто русского поселения нет, зато есть странноприимный кемпинг Wilde Waves (Дикие волны) для ненадолго заскочивших на этот сказочный берег океана. Организовала и присматривает за ним симпатичная одесситка Таня. За символические деньги здесь можно пожить в прикольном доме под соломенной крышей. Место уникальное. Судите сами: экстерьер — как в рекламе «Баунти», но говорят по-русски, причем с неповторимым одесским акцентом. Вокруг ананасы, финики и прочая экзотика круглый год. Тебя здесь любят наравне с ребятами из Парижа или Нью-Йорка. Как говорят в Одессе: «Чтоб я так жил!»
Таня — единственная из наших, добившаяся такого заметного положения в Ауэрвилле. Она на равных правах еще с одним партнером руководит важным для своего ашрама делом. Правила в колонии достаточно жесткие. Ауэрвилль — не благотворительная организация на облаках, сюда приходят реальные люди из реального мира, полного противоречий. Надо работать, чтобы иметь деньги и осуществлять программы в пользу своего ашрама. Тяжелее всего людям с индивидуалистской философией, потому как главное условие большинства ашрамов — все заработанное идет на общие нужды и ни в коем случае налево. Если ты согласен с этими условиями, тебе выделяется земля под строительство дома, оплачиваются питание и прочие нужды. Раньше ашрамы бесплатно обеспечивали жильем и много еще чем, но в последнее время приезжает столько желающих, что это стало невозможным. Большую помощь в знакомстве с Ауэрвиллем мне оказал Борис. В прошлом житель Иркутска, биолог, сотрудник Академии наук. Приехал сюда почти без копейки денег и помог спасти от полного сползания в овраг старый дом. В нем его и поселили. Вообще, пути попадания в Ауэрвилль неисповедимы. К примеру, Светлана — москвичка с двумя детьми — попала туда после эмиграции в Германию. Там они с мужем целенаправленно зарабатывали деньги на переезд в Ауэрвилль. В конце концов при переезде много чего потеряли, но себя там обрели. Обратно не тянет, отвыкли от русской слякоти и холода, да и хамить разучились — за это Ауэрвиллю уже спасибо.
Неизгладимое впечатление на меня произвело приготовление совместной трапезы в ашраме, придерживающемся философии раздельного питания. Процесс сей не из простых. Готовится все быстро, за 20 мин., а вот моется и чистится… 3,5 часа. И я там была и все это скребла и мыла. Самая строгая санэпидемстанция в преддверии холеры вселенского масштаба не в состоянии была бы так обработать овощи и фрукты. Помидоры, к примеру, сначала мыли мылом со щеткой, полоскали в семи водах, потом в питьевой воде два раза. Все было очень вкусно и, учитывая индийский климат, целесообразно. Ашрам ежедневно кормит 50 человек и избавляет многие семьи от хлопот с кухней.
Давать какие-либо советы тем, кто собирается туда, не имею права, была всего три дня и, как говорят, сами ауэрвилльцы — место сие больше напоминает виртуальную реальность. Понять ее нельзя, можно только прочувствовать. Могу лишь предположить, если мы когда-нибудь в России научимся жить по-ауэрвилльски, помогая и любя друг друга, тогда и эмиграция по философскому признаку нам не понадобится.
О том, как наш корреспондент перебиралась через пакистанскую границу и раскачивала персидские минареты, читайте в ближайшем номере.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.