Короли и королевы

Короли и королевы

Недалеко от столицы Мадагаскара, города Антананариву, располагалась династическая столица королей государства Имерина, Амбухиманга. Она была основана на одном из холмов, окружающих Антананариву.


Статья: Короли и королевы

Сайт: Вокруг Света

Недалеко от столицы Мадагаскара, города Антананариву, располагалась династическая столица королей государства Имерина, Амбухиманга. Она была основана на одном из холмов, окружающих Антананариву. Для одного из королей священных возвышенностей было 12, по количеству его жен. Небезызвестный Андрианампуйнемерина, что значит правитель, которого желает вся Имерина, предпочитал тихую Амбухимангу шумному Антананариву. Он превратил это место в резиденцию и центр проведения ритуальных церемоний. Именно поэтому еще 100 лет назад сюда было запрещено подниматься европейцам.


Сейчас здесь небольшая деревенька, которая так же, как и много лет назад, называется Амбухиманга, та, что среди голубых холмов. Дело в том, что в жаркие и безветренные дни эвкалипты и фикусы в изобилии выделяли эфирные масла, которые обволакивали холмы, придавая им голубоватый оттенок.
В деревню можно попасть через крепостные ворота, которые запирались огромным каменным диском диаметром 5 метров. На ночь или в момент нашествия неприятелей 40 слуг при участии всех жителей деревни запечатывали вход многотонным кругом, обороняя этот первый пояс укреплений.
До крепости короли добирались двумя путями. Первый из них назывался Амбавахадитсиомбиомби, что значит там, где не могут пройти волы. Он использовался преимущественно во время коронаций. Через узкий вход монарха несли на носилках. Король должен был балансировать на них. В случае его падения коронация отменялась. Этим царю намекали, что он обязан уважать подданных. Иначе они помогут ему потерять трон.
Перед входом в крепостное сооружение располагалась судная площадь. Суд над провинившимися гражданами вершился с помощью двух куриц, представляющих истца и ответчика. При большом скоплении народа птицам вместе с зерном давали истолченные кусочки ядовитого ореха тангуина. Виновным считался тот, чья курица издыхала первой. В зависимости от того, как долго протекали конвульсии, советники-колдуны подсказывали монарху меру наказания. Позднее, когда власть короля Андрианампуйнемерины окрепла, он начал подвергать испытаниям не кур, а самих ответчиков.
Перед дворцовыми сооружениями располагается внушительных размеров площадь. Сидя на огромном камне, правитель объявлял свои решения, распределял зебу среди вассалов и наблюдал за красочной церемонией подношения подарков. Здесь же жрецами осуществлялась процедура забоя жертвенных быков. Раньше площадь окружали 12 идолов, высеченных из стволов розовых палисандров. Они символизировали холмы, на которых жили тогдашние обитатели центральной области Мадагаскара. Андрианампуйнемерина приложил немалые усилия, чтобы покорить воинственный племена мальгашей. По преданию, идолы-сампи после принятия мальгашами христианства ушли жить в непроходимые леса на востоке острова.
Центральное место в Амбухиманге занимает скромное жилище короля-реформатора. Судя по дому, он был аскетом. Отвесные лестницы и подвесные балюстрады соединяют дом короля с более поздними постройками. В одной из комнат находятся подарки, присланные ему Наполеоном, королевой Викторией, Папой Римским. Обычно европейские монархи разговаривали с Имериной при помощи грубой силы. Но было время, когда с Мадагаскаром обращались как с уважаемым партнером, присылая сюда доверенных лиц и послов.
Из других построек в королевской резиденции следует отметить здание для министров правительства, покои королевы и два бассейна, в которых любили плескаться монарх Имерины и его супруги. Чуть ниже бассейна располагается место, где особы, приближенные к королю, вели поединки с разъяренными быками. Их выводили на площадку узким проходом. Особо отличившиеся в схватках с животными занимали почетное место на каменном троне.
Мальгаши полагают, что в Амбухиманге до сих пор обитает дух умершего Андрианампуйнемерины. Поэтому вся территория комплекса считается священной. Организацию общения с духом короля берут на себя колдуны из народа антаймуру. Раньше в Амбухимангу не пускали простолюдинов, больных и бездетных, чтобы не сглазить монарха. Сейчас сюда со своими проблемами может прийти любой. Мальгаши, одевшись в костюмы национальных цветов, просят дух избавить их от болезней, наделить богатством, излечить от бесплодия. Чтобы просьба дошла до адресата побыстрее, просящие приносят бескровные жертвы каждый день в течение недели. После исполнения всех необходимых обрядов колдунья, сам просящий и дух короля уединяются в доме свиданий. При посредничестве колдуньи здесь и происходит общение страждущих с Андрианампуйнемериной.
В XVIII веке король-реформатор перенес столицу из Амбухиманги в Антананариву, "землю тысяч", названную так в память пребывания здесь тысячного войска. Задолго до этого времени все пространство центра острова было покрыто непроходимыми лесами. Первые здешние жители назвали свою страну Бемихисатр - "место, где нужно преодолеть много препятствий", главным из которых был лес. Когда к 1300 г. леса вырубили и сожгли, страну начали именовать Имерина, что значит "место, с которого далеко видно". Народ, соответственно, присвоил себе имя "мерина", или "живущие на верху".
В центре самого высокого из 12 холмов был построен роскошный дворец, еще одна резиденция мадагаскарских королей и королев. 6 ноября 1955 г., при до конца не выясненных обстоятельствах Рува, или дворец, вместе с деревянными гробницами монархов сгорели. Внутри каменных стен находились королевские палаты из дерева. Конструкция поддерживалась сорокаметровой опорой из палисандра. Для того чтобы доставить бревно с востока острова, понадобилось 10 000 рабов.
Вообще, более поздняя история Мадагаскара напоминает эпоху дворцовых переворотов в России. Сын Андрианампуйнемерины, Радама I, обеспечил Имерине выходы к океану. После его смерти, так же, как и после смерти Петра, на престол была возведена женщина, Ранавалуна I, которая была женой и двоюродной сестрой Радамы. Женщины тогда не имели права занимать престол, поэтому Ранавалуна была объявлена лицом мужского пола, и все 12 жен Радамы стали супругами Ранавалуны. Королева также получила право выбирать себе официального любовника. Приемником Ранавалуны стал ее сын Радама II, похожий на нашего Павла I. Радама обожал муштру. Кстати сказать, солдаты задушили его шелковым шнуром. После Радамы на престол взошла его жена Разухерина. Однако править страной стал ее любовник, премьер-министр. Он построил себе отдельные апартаменты. Свой пост любовника-премьер-министра он смог сохранить при Разухерине, Ранавалунах первой, второй и третьей. Последнюю, третью Ранавалуну французы выставили из дворца и сослали на далекий остров Реюньон, началась кровавая история колонизации Мадагаскара. В первые годы своего пребывания французы вырезали четверть местного населения.
Среди других достопримечательностей Антананариву следует отметить туннель, построенный французами в 1937 г., и стелу, возведенную в честь мальгашей, погибших на фронтах Первой мировой войны. Умирать за Францию мальгаши особенно не стремились. Поэтому колониальная администрация силой тащила мужское население острова на бойню в Европу. Стела возвышается на искусственном островке озера Ануси. Раньше в нем было полно рыбы и крокодилов. Частенько пресмыкающиеся выползали на сушу и приставали к прохожим. Со временем прохожим надоели подобные выходки, и они выловили всех крокодилов, а заодно и рыбу.
Еще одной столичной достопримечательностью, которая поражает воображение "вазаха", так называют всех иностранцев, является зума, рынок. "Зума"- слово арабское, обозначающее день недели, а именно пятницу. К этому дню в Антананариву съезжались торговцы со всего Мадагаскара. Со временем слово "зума" утратило свой первоначальный смысл и стало восприниматься в обиходе как "базар". Раньше рынок собирался ежедневно, кроме воскресенья. В интересах чистоты и порядка муниципальные власти решили вернуть зуме его старое значение и устраивать базар только по пятницам. Это было сделано еще и для того, чтобы крестьяне не отрывались от выполнения своих непосредственных обязанностей перед обществом. Сегодня это постановление властей от 1975 г. нарушается и всю неделю в Антананариву - пятница. В погожие дни на площади Аналакели собирается до 25 тысяч торговцев. Это самый большой рынок в Африке. Зума дает возможность всякому вазаху поближе познакомиться с традиционной культурой и самими мальгашами. Народ анатифаси чрезвычайно искусно обрабатывает листья пальмы рафии, изготавливая из них корзины, шляпы и даже рубашки. Бецимисарака издавна занимаются производством добротной мебели и предметов быта из палисандра. Бара, искусные резчики по дереву, выставляют на продажу своих богов, большинство из которых - злые. Бара считают, что дом должны охранять самые злейшие из богов, для того, чтобы духи, которые уступают им по злости, не смели поселиться в вашем жилище. Народ сакалава делает яркие циновки, махафали - роскошные скатерти и верхнюю одежду, танала, "люди лесов", производят национальные музыкальные инструменты, в числе которых особое место занимает валиха. Она также популярна на Мадагаскаре, как гитара в Мексике или гармонь в России. На рынке можно найти все, что угодно. Особой популярностью пользуются минералы: яшма, агат, берилл, разновидности самоцветов, турмалин, полудрагоценные и драгоценные камни. На острове их добывают в огромных количествах.
Мальгаши утверждают, что крупнейший африканский базар появился в Антананариву в XVII веке и с тех пор почти не изменил своих традиций.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.