Храм неба

Храм неба

Древние китайцы знали, что среди людей живет множество духов. Как добрых, так и злых. Причем, если не заручиться их благосклонностью, навредить могли и те и другие.


Статья: Храм неба

Сайт: Вокруг Света

Древние китайцы знали, что среди людей живет множество духов. Как добрых, так и злых. Причем, если не заручиться их благосклонностью, навредить могли и те и другие. Задача завоевать снисходительное отношение этих нематериальных существ была не из легких, ведь их количество выходило за все разумные рамки. Только здоровье человека зависело от тридцати шести тысяч духов.


Процесс их задабривания был предельно прост - им приносили жертвы. Причем человек, согласно своему социальному статусу, мог приносить жертвы только строго определенным духам. Крестьяне, например, - духам домашнего очага или предков, аристократия - духам рек и гор. Родственники императора - духам Луны или Солнца. Верховным божествам - Небу и Земле - жертвы приносил сам император.
Строительство Храма неба Тянь Тань в Пекине началось в 1406 г. сразу после переноса столицы и продолжалось 14 лет. С тех пор три раза в год император, считавшийся Сыном неба, приносил великие жертвы верховному божеству. Придворные астрологи скрупулезно высчитывали наиболее подходящую для этого торжественного мероприятия дату. Обычно это происходило в день зимнего солнцестояния, в первый лунный месяц и в начале лета. Министерство церемоний тщательно следило за соблюдением всех процедур, от которых зависело благополучие всей империи.
Подготовка начиналась за два месяца, когда две тысячи солдат тщательно убирали территорию храма. Впрочем, храмом это место можно назвать весьма условно. На самом деле Храм неба - это целый ритуальный город, огромный парк, огороженный стенами и напичканный всевозможными жертвенными постройками. Со всех сторон они окружены древним кипарисовым лесом. В свое время Киссинджер, побывавший тут, заявил, что, обладая деньгами, можно построить себе такой храм, но такие кипарисы невозможно купить ни за какие деньги. Чтобы вырастить подобные деревья, нужно по крайней мере лет 500.
За пять дней до начала церемонии чиновники тщательно отбирали приготовленных в жертву животных. От человеческих жертв в Китае отказались еще три тысячелетия назад. В Средние века для этих целей использовали животных и птиц, зерна, шелк, драгоценные камни и бумажные деньги.
Первым делом постившийся три дня император всходил на алтарь неба - круглую балюстраду из белого резного мрамора. Все размеры этого сооружения - длина, высота кратны девяти. Кроме того, в каждом ярусе по девять плит, а между ярусами девять ступеней. Дело в том, что девятка - магическое число неба, поскольку это наибольшее нечетное простое число. Точно в центре алтаря находится небольшая круглая плита - фокус небесного свода. Точка, откуда легче всего было войти в контакт с высшей реальностью. Именно здесь император преклонял колени перед табличкой духа неба.
Церемония начиналась ровно за час сорок пять минут до восхода солнца. В громадной каменной печи, облицованной зелеными изразцами, уже пылал огонь. Размеры этого сооружения и огромная температура горения в нем позволяли огню буквально испепелить тушу жертвенного быка. Еще двадцать четыре раскаленных жаровни с мясом стояли наготове. После свершения всех ритуальных действий император осматривал догоревшие останки, убеждаясь, что небо приняло жертву.
После этого таблички торжественно переносились в зал небесного свода. Таблички духа неба и предков императора хранились на деревянном троне в центральном павильоне, крытом темно-синей черепицей. До 30-х гг. XX века этот цвет был запрещен для использования в крышах всех построек и принадлежал исключительно небу. В боковых павильонах располагались остальные таблички. В восточном - солнца, луны, воды, огня, дерева, железа, земли и созвездий. В западном - ветра, дождя, молнии, облаков, и зари.
Отсюда в направлении зала жатвенных молитв Циняньдянь ведет величественный мост алых ступеней Даньбицяо - трехсотшестидесятиметровая каменная платформа. Здесь же расположена площадка, на которой император переодевался в ритуальные одежды.
Зал жатвенных молитв - главное сооружение культового комплекса, место вечного хранения табличек и царство символики. Трехъярусная кровля, сочетание круга и квадрата, 4 поддерживающих столпа, 12 колонн, драконы и фениксы.
Видимо, в конце XIX века близкая связь императрицы Цы Си с небом была потеряна. В августе 1889 г. в зал жатвенных молитв ударила молния. И хотя храм был полностью восстановлен, с этого момента начался его закат, а с ним и закат императорской власти в Китае. Последний раз жертва небу была принесена 23 декабря 1914 г. Как ни странно, сделал это вовсе не последний император, а новый глава государства - президент Китайской республики Юань Шикай, вздумавший объявить себя новым императором. Еще раньше, в 1900 г., при подавлении восстания Боксеров храм был осквернен экспедиционными войсками. Алтарь неба показался германскому командованию идеальным местом для установки артиллеристской батареи. А в кипарисовом лесу разместили свои палатки американцы и англичане.
Сегодня из-за постоянной толчеи сотен туристов в храме неба трудно уловить одну интереснейшую особенность. Его просто переполняют удивительные акустические эффекты. Например, многократное, оглушающее усиление звука на алтаре неба или дуновение слов возле стены эха. Произнесенные здесь шепотом слова отчетливо слышны на расстоянии шестидесяти метров. Небо и сегодня отвечает людям, но только они, занятые своими повседневным заботами, этого просто не замечают.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.