Вьетнамские кустари

Вьетнамские кустари

Вьетнам повидал, пожалуй, не меньше войн и иноземных нашествий, чем остров Пасхи. Но, несмотря на это, вьетнамские мастера издавна славятся искусством резьбы по дереву и умением производить чудесной красоты шелка, украшенные росписью и вышивкой. Позже они освоили и живопись лаком. Секреты и навыки ремесла бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.


Статья: Вьетнамские кустари

Сайт: Вокруг Света

Вьетнам повидал, пожалуй, не меньше войн и иноземных нашествий, чем остров Пасхи. Но, несмотря на это, вьетнамские мастера издавна славятся искусством резьбы по дереву и умением производить чудесной красоты шелка, украшенные росписью и вышивкой. Позже они освоили и живопись лаком. Секреты и навыки ремесла бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.


До нас не дошли документы, точно датирующие появление народных картин "чань зэн зян". Есть версия, что возникновение этого сугубо вьетнамского вида искусства было связано с началом печатания денег в XV веке. В деревне Донгхо под Ханоем живут потомственные художники, которые из поколения в поколение передают секреты мастерства. Чаще эти картины называют "чань тэт" - новогодние. В течение всего года художники готовят их, а продают только накануне Тэта, Нового года. Перед праздником каждый вьетнамец обязательно покупает несколько картин, которые могут храниться в семье не одну сотню лет.
Обычно художники изображают природу, жанровые сценки, богов, героев и легендарных личностей, времена года - все то, что близко и понятно простому человеку. Есть картинки-талисманы для охраны жилищ. Особенно популярны изображения домашних животных, символизирующих изобилие. Священная свинья в древности была символом богатства, многочисленного потомства. Петух, предвестник солнца, считался символом мира и смелости. При создании лубочных картин от художника требуются, во-первых, мастерство резчика по дереву, так как картинки печатают с досок, во-вторых, умение подобрать нужный колор. И, в третьих, мастер должен быть первоклассным рисовальщиком. Даже сегодня найти специалиста, в совершенстве владеющего всеми тремя искусствами, крайне сложно.
В 30-е годы прошлого века во Вьетнаме зарождается новый вид изобразительного искусства. Молодые авторы, выпускники Высшей школы изящных искусств Индокитая, стали пользоваться лаком. Материал этот, получаемый из коры дерева сумаха, хорошо известен в странах Юго-Восточной Азии. Раньше вьеты чернили лаком зубы. Они пренебрежительно относились к белым зубам, говорили: "Это, как у собаки". Лаковая живопись - искусство тонкое, каждый мастер - настоящий знаток своего дела. Приготовление красок, многослойная роспись по лаковому грунту, полировка картин и сушка в особых условиях - все требует точного соблюдения технологии.
Настоящий расцвет этот вид живописи пережил в 50-60-е гг. Тогда была разработана технология получения редких, доселе не виданных тонов и полутонов. Способы полировки и просушки стали совершеннее. Современные мастера Нгуен Ты Нгием, Чан Ван Кан, Нгуен Дык Нунг каждый в своей манере используют выразительные возможности лака. Насыщенность цвета усиливают добавлением золотой и серебряной пудры. Перламутр - один из важнейших материалов, с помощью которого создаются настоящие шедевры. Лаком пишутся пейзажи, портреты, жанровые картины. Бизнес искусству не помеха. На лаковой живописи делаются приличные деньги. Сайгонские мастерские посещают богатые туристы из Европы. Состоятельные вьетнамцы также охотно покупают их продукцию.
Центральный Вьетнам, район города Дананг, славится мрамором. Его здесь добывают около пятидесяти лет. В Дананге располагался штаб американской армии, а местные партизаны скрывались в пещерах, оставшихся после разработки мраморных пластов. При янки дела шли плохо, спроса на товар не было. Разве что какой-нибудь американский офицер заказывал бюстик Никсона, Кеннеди или Джонсона. Сегодня из этого материала делают Будд, драконов, светильники, хошиминов, - одним словом, все, без чего не может обойтись зажиточный вьетнамец. К слову сказать, цены на изваяния довольно сносные.
В жизни вьетнамцев дерево всегда играло важную роль. В стране существовал целый культ деревьев. В одном из преданий рассказывается, что Государь дракон Лак, прародитель вьетов, воплотился в кусок древесины, плававший по волнам. Братья рыбаки поймали бревно и вырезали из него скульптуру дракона, которой потом поклонялись. Супруга бога земли долгое время пребывала в древесном стволе. Согласно преданиям деревья были добрыми и вредоносными: связанные с добрыми духами плавали в воде, а вредоносные росли на суше. В сандаловом дереве обитал Костлявый Безумец - оборотень, которому вьеты вплоть до XVIII века приносили человеческие жертвы. В благовонных деревьях жила богиня бурь, наводнений и подательница дождя Тхиен И А На. У мастеров по дереву есть своя богиня, правда, имя ее неизвестно. Зато известны имена двух первых вьетнамских плотников - Ло Бан и Ло Бок. Богиня без имени научила их строить лодки и дома, орудовать пилой, киянкой, долотом. Точное число столярных мастерских вам вряд ли кто-нибудь назовет. Вообще, боги научили вьетов многому.
Давным-давно жители страны носили одежду, сделанную в лучшем случае из коры. Она была очень неудобной, поэтому проматерь вьетнамцев госпожа Эу Ко показала детям, как разводить особые растения, объяснив, что нет лучшей пищи для гусениц шелкопряда, чем сочные листья шелковичного дерева. Если разводить гусениц, то всегда в изобилии будет красивая ткань. Впрочем, это не единственная легенда о происхождении шелка. Давным-давно у вьетнамского императора была дочь Тхиеу Хоа, которая понимала язык бабочек. Одна из них рассказала, что питается только листвой шелковицы: "Основное мое дело - заботиться о яйцах, из которых выходят личинки, выпускающие шелковую нить". Тхиеу попросила у бабочки чудо-червячков. Со временем дочь императора научилась ткать драгоценную материю и очень этому радовалась. Вьетнамцы убеждены, что именно они являются первооткрывателями шелка, а вовсе не китайцы.
В городе Хой-Ан несколько частных мастерских. Обычно при них существуют ателье, где за ночь вам сошьют великолепный шелковый костюм или платье в азиатском стиле. Цена не превысит тридцати долларов. Согласитесь, для натурального шелка это недорого. В 20-е годы прошлого века на шелке писали картины. Рисованию обучали в Индокитайской школе искусств, которую открыл французский художник Тардье. Тогда местные художники воспроизводили на материи картины родной природы и повседневной жизни. Сейчас на шелке уже почти не рисуют, зато развивается вышивка шелком. Работы стали попроще, преобладают в основном цветы, но и они радуют глаз не хуже акварели.
После американской оккупации во Вьетнаме стали строить сталинскую модель социализма, ориентируясь на опыт СССР. Многих жителей насильно переселяли в горы, заставляли осваивать целину, крестьян объединяли в совхозы. Частные предприятия преобразовывались в государственные. Особенно активно этот процесс протекал в Южном Вьетнаме. В деревушке у города Винь Лонг живут несколько семей, которые перерабатывают излишки продовольствия. Проще говоря, из обычного риса делают воздушный рис, а кукурузу и кокос превращают в воздушную кукурузу и воздушный кокос. Обжарить в раскаленной рисовой шелухе можно все что угодно. Район Меконга всегда был житницей Вьетнама. Здесь собирают по три урожая в год. До реформ сталинского толка на частных предприятиях, в том числе пищевой промышленности, работало 300 тысяч семей. Коммунисты презрительно называли их "семьями капиталистов". После реформ все они остались не у дел. Большинство южновьетнамских бизнесменов были хуацяо, китайцами вьетнамского происхождения. Чтобы защитить их от произвола вьетнамских властей, Китай ввел в страну войска, но агрессия была отражена. И все же к 80-м годам стало понятно, что сталинская экономика во Вьетнаме не работает. Тяжелая промышленность не может заменить маленькую мастерскую или пекарню. Власти пошли навстречу интересам семейных, частных хозяйств. Южный Вьетнам снова превратился в житницу. Здесь, как и прежде, сотни тысяч человек заняты в малом бизнесе. Частный сектор существует в этой стране на тех же условиях, что и государственный. Основа вьетнамского нэпа - производство товаров народного потребления.
Во многом благодаря кустарям вьетнамские города приобретают современный облик: растут частные особняки и гостиницы, открываются крупные банки. С новыми временами в страну пришли новые проблемы: коррупция и мафия. Смогут ли вьетнамцы искоренить эти социальные пороки, покажет время. Когда мы были в Сайгоне, там собрались преступные авторитеты со всей Юго-Восточной Азии. Полиция прекрасно об этом знала, но сделать ничего не могла.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.