Панамский канал: два в одном

Панамский канал: два в одном

Панамский канал, соединяющий два океана, - одно из самых изумительных достижений мирных деяний человечества. Триумф инженерной мысли. За более чем 80 лет здесь не произошло ни одной серьезной аварии. В чем секрет?


Автор: Марина Ласкарева

Статья: Панамский канал: два в одном

Сайт: Комсомольская правда в Испании

Панамский канал, соединяющий два океана, - одно из самых изумительных достижений мирных деяний человечества. Триумф инженерной мысли. За более чем 80 лет здесь не произошло ни одной серьезной аварии. В чем секрет? В продуманной и слаженной работе тысяч панамцев, а в недавнем прошлом и американцев, обслуживающих это «восьмое чудо света». Вот таким Панамский канал увидела наш корреспондент Марина Ласкарева.


Уникальное географическое положение Республики Панама, расположенной на узком перешейке, соединяющем Центральную Америку с Южной и одновременно отделяющем Атлантический океан от Тихого, издревле делало ее оживленным морским торговым перекрестком. Через нее из колоний тихоокеанского побережья Южной Америки в Испанию отправлялось золото и серебро.
В 1534 году по заданию испанского короля Карлоса V первооткрыватель Тихого океана кастильский идальго дон Васко Нуньес де Бальбоа произвел первые топографические исследования для постройки канала через Панамский перешеек. Но задуманный тогда проект канала не был воплощен в жизнь, и первые строительные работы начались только через три с лишним столетия.
20 лет, начиная с 1880 года, над строительством канала трудились французы. Но задача оказалась непосильной даже для знаменитого строителя Суэцкого канала Фернана Лессепса, возглавившего стройку. Трудности преследовали его постоянно. По некоторым сведениям во время строительства погибло около 20000 человек. Рабочие повально гибли от желтухи и малярии. В результате стройка превратилась в гибельную ловушку и пользовалась дурной славой. К тому же скандальное банкротство «Всеобщей компании межокеанского канала» в результате многочисленных финансовых афер в 1893 году потрясло благопристойную старушку Европу и на десятилетие отодвинуло строительство водной артерии. Парижский суд приговорил Лессепса к 5 годам тюремного заключения. К тому времени ему было уже 88 лет, и через год он умер.
В 1903 году начатое Лессепсом возведение шлюзов продолжили Соединенные Штаты, выкупив за 40 миллионов долларов у французской компании канала ее права и собственность. К этому времени Панама отделилась от Колумбии и стала независимым государством. Колоссальный проект был закончен за 10 лет и стоил около 387 миллионов долларов.
15 августа 1914 года по Панамскому каналу прошел первый океанский пароход: закончилось труднейшее строительство этой водной магистрали, связавшей через Панамский перешеек Атлантический и Тихий океаны.
Построенный канал принес Панаме немало выгод, но из-за его стратегического значения он и вся близлежащая территория превратились в американскую военную базу на 80 лет. А сама страна стала придатком к каналу. Хозяйничали здесь американцы, местные жители допускались в зеленую, ухоженную зону канала, в основном, в качестве прислуги.
Лишь в 2000 году Панамский канал был возвращен под управление Республике Панама. Американские солдаты стали страницей в истории страны.
Первое судно по Панамскому каналу прошло в 1914 году, а официальное открытие состоялось в 1920. Длина канала - 81,6 километра. Для строительства огромных шлюзов потребовались миллионы кубометров бетона, больше десяти лет и 250 тысяч рабочих. Канал по праву считается инженерным чудом света.
Проход через канал пассажирских судов под флагами всех стран мира занимает более девяти часов, грузовых – более суток. До обеда корабли идут из Тихого в Атлантический океан, во второй половине дня – обратно.
Через самые высокие и тяжелые шлюзовые ворота в мире, толщина которых 2,1 метра, а высота – до 25 метров, лайнеры входят в шлюзовую камеру. За считанные минуты вода перетекает в нижний створ, и гигантское судно опускается почти на 20 метров. Все шлюзы двусторонние. Их высота 305 метров, ширина 34 метра, и они устроены так, что корабли, пришедшие с противоположных сторон, могут плыть, минуя друг друга.
Корабль тащат шесть маленьких, специально сконструированных для Панамского канала, дизелей. Двигаясь вдоль канала, они медленно проводят судно через шлюз. Эта проводка требует от лоцманов и машинистов филигранной точности. Ведь гигантские суда, весом порой в несколько десятков тысяч тонн, проходят не более чем в метре от стенок шлюза.
Американская зона Панамского канала. Местные жители допускались на эту ухоженную территорию только в качестве прислуги. Но американские солдаты уже стали страницей истории.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.