«Энсьерро», забава для безумных

«Энсьерро», забава для безумных

7 дней в году, во время праздника Сен-Фермин, в испанском городе Памплона коррида выходит с закрытых арен прямо на улицы города. А точнее, выбегает: каждый день в 8 утра по сигналу открываются двери загонов, и обезумевшие от внезапной свободы быки бросаются по городским улицам в направлении стадиона. А перед быками с очумелым видом несутся люди, и это у них называется народной забавой...


Статья: «Энсьерро», забава для безумных

Сайт: TRAVELON

7 дней в году, во время праздника Сен-Фермин, в испанском городе Памплона коррида выходит с закрытых арен прямо на улицы города. А точнее, выбегает: каждый день в 8 утра по сигналу открываются двери загонов, и обезумевшие от внезапной свободы быки бросаются по городским улицам в направлении стадиона. А перед быками с очумелым видом несутся люди, и это у них называется народной забавой. Чтобы посчитать, скольких во время странной гонки затоптали и подняли на рога, в Памплону приезжают каждый год несколько сотен тысяч туристов. Лет 30 назад чиновники Испании попытались выяснить, откуда «зарубежные гости» пронюхали о местном адреналиновом забеге. Оказалось, из романа Эрнеста Хемингуэя «Фиеста». Хемингуэй страстно любил корриду, быков и их праздники. Правда, свидетельств тому, что он пробежал хотя бы метр перед разъяренным животным, почему-то нет…


Название города Памплона, столицы автономной области Наварра, расположенной на севере Пиренейского полуострова, произошло от имени римского полководца Помпея, который в 75 году до н. э. основал там римскую колонию. В VIII веке город был разрушен сначала маврами, затем королем франков Карлом Великим. В XI веке Памплона короткое время была столицей всей христианской Испании. Сейчас же этот красивый город славен главным образом своим народным праздником San Fermin, который каждый год проходит с 6 по 14 июля.

Сен-ФерминОбычно подобные праздники, «feria», в Испании устраивают в честь какого-нибудь святого покровителя. Но вопреки распространенному мнению, покровителем Памплоны является вовсе не Сан Фермин. Сан Фермин жил в III веке, принадлежал к местной языческой знати, и некто Сатурнино, теперь тоже святой, обратил его однажды на пути истины. Тогда Фермин отправился учиться, затем проповедовал в окрестностях Амьена, где и принял мученический конец. Но, несмотря на все положительные качества Фермина, святым покровителем Памплоны стал Сан-Сатурнино - тот самый, что крестил его, первый епископ города. Место святого покровителя Наварры ему тоже не досталось, опередил Франциск Хавьер. Святому подарили только маленький праздник, да и тот совершенно языческий. Но вот именно из-за этого взбалмошного, балаганно-ярмарочного праздника его имя, в отличие от вышеназванных коллег, и упоминают постоянно в телевизионных новостях культуры и путеводителях для туристов.

Памплона Праздник Святого Фермина…В воскресенье, шестого июля, ровно в полдень, фиеста взорвалась. Иначе этого назвать нельзя. Люди прибывали из деревень все утро, но они растворялись в городе, и их не было заметно. Над площадью взвилась ракета - сигнал открытия фиесты. Люди со всех сторон устремлялись на площадь, и слышно было, как по улице приближаются дудки, флейты и барабаны. Оркестр играл riau-riau - дудки пронзительно, барабаны дробно, - а за музыкантами, приплясывая, шли мужчины и подростки. По улице двигались танцоры. Окруженные толпой, они вступили на площадь, неся полотнище, и оно плясало вверх и вниз вместе с ними. "Да здравствует вино! Да здравствуют иностранцы!" - было написано на нем…
Фактическое начало семидневной феерии - торжественная процессия с выносом статуи Сан-Фермина, заканчивающаяся праздничной мессой. В обязательной программе также выступление музыкальных групп «пеньяс», которые своими старинными духовыми инструментами создают подобающую испанской феерии атмосферу, ну и, разумеется, ежевечерняя коррида, в которой принимают участие быки самых престижных ферм и самые знаменитые тореро. Почти все билеты на корриду в течение 7 основных дней праздника распространяются по абонементам, распроданным еще с прошлого года. Турист, приехавший в Памплону впервые, может рассчитывать лишь на перепродажу с рук, которая идет в нескольких метрах от официальной кассы и, естественно, с "наценкой". Впрочем, на самое главное мероприятие праздника – «encierro», забег быков – входной билет вам не нужен. Главное, выйти «прогуляться» в 8 часов утра по 800-метровой улице, ведущей к аренам…
…Разбудил меня треск разорвавшейся ракеты - сигнал, что на окраине города быков выпустили из корраля. Сейчас они промчатся по всему городу, устремляясь в цирк. Вдруг улицу залила толпа. Люди бежали все вместе, сбившись в кучу. Они пробежали мимо отеля и свернули к цирку, потом появились еще люди, они бежали быстрее, а позади несколько отставших уже пробежали во весь дух. После них образовался небольшой просвет, и затем по улице, крутя рогами, галопом промчались быки. Минута - и все исчезло за углом…
Традиция проведения гонок с быками берет свое начало в 1591 году. В то время состязание носило практический характер - быков просто загоняли на арену корриды. Сейчас же это спорт, забава, статус, тест на смелость. Сами же испанцы Сан-Фермин рассматривают еще и как праздник посвящения юноши в мужчину, неслучайно в «энсьерро» участвуют в основном юноши. «Именно в тот момент, когда испанец бежит впереди быка, проявляя смелость и отвагу, он побеждает в себе труса, становится мужчиной» – говорят памплонцы. А струсить есть от чего. Ведь единственное «оружие», которое позволено «corredores», бегущим, - это свернутая газета.
...На дороге, ведущей с окраины города в цирк, было грязно. Вдоль всего забора, который тянулся до самого цирка, стояла толпа, а наружные балконы и крыша цирка были сплошь усеяны людьми. Раздался дружный крик, и, просунув голову между досками забора, я увидел, как быки сворачивают с улицы в длинный загон, ведущий в цирк. Быки нагоняли толпу. Вдруг в воротах цирка образовалась пробка, и, когда быки, тяжелые, забрызганные грязью, сбившись в кучу, крутя рогами, набежали на толпу, один бык вырвался вперед, всадил рог в спину бегущему впереди человеку и поднял его на воздух. Когда рог вошел в тело, руки человека повисли, голова запрокинулась, и бык поднял его, а затем бросил на землю. Бык погнался еще за одним из бегущих, но тот скрылся в толпе, и толпа прорвалась в ворота, а за нею быки. Красные ворота цирка закрылись. Человек, которого бык забодал, лежал ничком в истоптанной грязи…
И смельчаки находятся. На старых фотографиях, где запечатлена «encierro» времен Хемингуэя, можно видеть приблизительно сотню бегунов. Сейчас по тем же улицам за те же 2-3 минуты гонки бегут уже тысяч 15. Большая часть из них – жадные до адреналина туристы. Это, кстати, стало самой большой «проблемой безопасности» Сан Фермина, ведь из-за слабой подготовки именно туристы и получают многочисленные травмы. Во-первых, в отличие от местных, они не знают в точности маршрут, и начинают метаться перед каждым поворотом. Во-вторых, как правило, они перед гонкой всю ночь «пробовали» местное вино в кабаках и отважились на это именно по пьяному делу. А для того, чтобы уцелеть в пути от загона до арены, нужно обладать отменными скоростными качествами и свои ноги как никогда контролировать. Настоящий памплонский бегун спит перед гонкой восемь часов, правильно одевается и долго учит основные правила бега. Если местный бегун упал, несмотря на то, что рядом с ним ударяют о мостовую копыта, он лежит, не шевелясь - бык, как правило, препятствие перепрыгивает, а не наступает на него, а если вы начнете в этот момент подниматься, бык всю свою ярость сосредоточит на вас. Если бык бежит целенаправленно на человека, можно нырнуть под ограждение улиц. Но если за спиной только стена ближайшего дома, лучше прижаться к ней и не шевелиться. Не нужно этого делать только на том участке, где улица резко поворачивает: на поворотах быки часто падают, и человек у стены может быть попросту раздавлен 500-килограмовой тушей. Рекордным по количеству жертв стал 1924 год, когда быки растерзали 13 и ранили 200 человек. И, что удивительно, большая часть тех, кто был ранен в этой сумасшедшей гонке, приезжают на Сан Фермин снова. Потому что они такие же «афисьонадо», как Хемингуэй, и с этим уже ничего не поделаешь…
Aficion значит "страсть". Aficionado - это тот, кто страстно увлекается боем быков. Почему-то считается, что иностранцу недоступна подлинная страсть. Он может притворяться или принимать возбуждение за страсть, но не может быть настоящим aficionado. Когда же они убеждались в подлинности моей страсти - а для этого не существовало ни пароля, ни каких-либо обязательных вопросов, скорей всего, это была своего рода устная проверка, некий искус, во время которого вопросы ставились осторожно, с недомолвками, - тогда они так же смущенно клали мне руку на плечо или говорили: "Buen hombre", хороший человек.
В тексте использованы фрагменты романа Э. Хемингуэя "Фиеста" ("И восходит солнце").

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.