В Тибет на праздник Простокваши

В Тибет на праздник Простокваши

Тибетский автономный район расположен в юго-западной части Китая. Его древняя история, великолепная природа, оригинальные национальные нравы и обычаи, религиозная культура и изумительное искусство привлекают многих китайских и зарубежных туристов. Туристы буквально упиваются синими и прозрачными озерами здешних мест, чистым воздухом, любуются вершинами, покрытыми вечными ледниками, бескрайними степями, на которых пасутся тучные стада, золотистыми долинами и сверкающими золотом тысячелетними храмами. Кроме того, тибетские праздники, несущие на себе национальный колорит, дают возможность путешественникам глубже ощутить богатую тибетскую культуру


Статья: В Тибет на праздник Простокваши

Сайт: ТУРИЗМ и ОТДЫХ Белорусский туристический портал

Тибетский автономный район расположен в юго-западной части Китая. Его древняя история, великолепная природа, оригинальные национальные нравы и обычаи, религиозная культура и изумительное искусство привлекают многих китайских и зарубежных туристов. Туристы буквально упиваются синими и прозрачными озерами здешних мест, чистым воздухом, любуются вершинами, покрытыми вечными ледниками, бескрайними степями, на которых пасутся тучные стада, золотистыми долинами и сверкающими золотом тысячелетними храмами. Кроме того, тибетские праздники, несущие на себе национальный колорит, дают возможность путешественникам глубже ощутить богатую тибетскую культуру.


Праздник "Шотон" в переводе на русский язык означает праздник Простокваши или Кислого молока. В тибетском диалекте слово "шо" означает простоквашу, а "тон" - банкет. Праздник отмечается обычно в начале июля по тибетскому календарю, то есть выпадает на период с конца августа по начало сентября по новому стилю, и продолжается примерно неделю.
Праздник Шотон появился в 16-м столетии; тогда он был чисто религиозным мероприятием. Основатель секты Гелуг-ба, то есть Желтой секты ламаистского буддизма, Цзонг-Кхава в 14 веке установил для монахов правила, согласно которым летом буддийские монахи не покидают монастыря, живут как затворники, и не выходят даже на воздух. Поскольку лето - это самый оживленный сезон для всего живого, то комары, мошки, мухи и мелкая живность, резвятся повсюду; и это правило затворничества помогает уберечь монахов от невольного убийства живых тварей. Запрет на выход из дому продолжается до конца июня - начала июля по тибетскому календарю, а когда запрет снимают, монахи выходят из храма и спускаются с гор; местные жители жертвуют монастырям и храмам простоквашу, которая очень полезна для здоровья. После домашнего заточения монахи восстанавливают силы простоквашей, а также радуются жизни и развлекаются.
Со временем помимо вкушения простокваши и представлений тибетской оперы, постепенно главным содержанием этого праздника стало вынесение на люди огромной танки, то есть тибетской иконы с изображением Будды. Люди идут на поклонение, и сегодня праздник Шотон уже превратился в одно из самобытных массовых религиозно-культурных мероприятий тибетских народностей, в демонстрацию и смотр художественной самодеятельности народов Тибета. Праздник Шотон получил еще и название Праздника Выноса Будды, а также Праздника Тибетской оперы.
В дни праздника главные буддийские храмы Лхасы выносят напоказ грандиозный и прекрасный портрет основателя буддизма - Шакья-Муни; в обычные дни его изображение на полотне с вышивной и аппликациями бережно хранится в каждом храме; в праздник паломники со всех мест кладут перед ним земные поклоны. Самой большой известностью пользуется храм Чжэбан.
Ранним утром в первый день праздника Шотон, до рассвета, паломники из Лхасы и туристы из различных районов Китая, а также из-за рубежа собираются у подножья горы в западном пригороде Лхасы, где и расположен храм Чжэбан. Затем огромная масса людей медленно движется к храму. Одни паломники, держа в руках сакральные молитвенные барабанчики, тихонько читают буддийские сутры, и их многоголосье плывет в воздухе; другие по пути ставят благовония из полынных палочек перед священными камнями мани; вьются дымки курильниц, благоговение и трепет разлиты в воздухе.
Грандиозное изображение Будды из Храма Чжэбан имеет 38 метров в длину и 32 метра в ширину. Эта танка является самой большой из всех, что выносят в других храмах на поклонение в ходе праздника Шотон. С восходом утреннего солнца роскошный и огромный лик Будды медленно разворачивается вдоль склона горы; полотно натягивают монахи, и вот Шакья-Муни предстает взорам многочисленных паломников и туристов. верующие складывают ладони в приветственном жесте и поклонение начинается. Одни подносят Будде белые хадаки (длинные шелковые шарфы). Некоторые из верующих в волнении стремятся коснуться священной танки, моля Будду о покое и усмирении желаний. Китайские и зарубежные туристы, потрясенные грандиозным зрелищем всеобщего духовного единения, снимают происходящее фотоаппаратами и на видеокамеры, чтобы запечатлеть эту великолепную картину.
Американский турист Глэй Восхищается:
"Меня просто потрясла такая картина. Невозможно поверить, что я могу видеть своими глазами это огромное изображение Будды!".
В дни праздника Шотон помимо выноса танки повсюду идут спектакли Тибетской оперы.
Тибетская опера появилась в 7-м веке нашей эры, в 15-м веке получила дальнейшее развитие, а к 17-му веку она сложилась такой, такой мы видим ее сегодня. Тибетская опера сочетает в себе театральное действо, танец, музыку и исполнение рифмованных диалогов. В ее репертуаре есть восемь основных традиционных сюжетов.
Госпожа Ван Ли прибыла в Лхасу из юго-западной провинции Сычуань. Она с большим интересом смотрела тибетскую оперу и восхищалась тибетской культурой. "Я думаю, что тибетский национальный колорит очень ярок и своеобразен; интересны костюмы в тибетской опере. По-моему, все тибетцы-молодцы, потому что и стар и млад, и мужчины и женщины, все прекрасно поют и танцуют".
Во время праздника Шотон устроены и всяческие культурные развлечения. Например, показана тибетская эстрада, песни и танцы, которые встретили восторженный прием местных жителей. Глава Управления культуры Лхасы господин Хуан Минцин говорит:
"Лхаса изменяется с каждым днем; можно сказать, что город уже вошел в число современных городов страны. но его культурное наследие и искусство тоже необходимо развивать. Ныне народы Тибета мирно живут и трудятся вместе, и хватает и еды и одежды. В будущем, по мере дальнейшего повышения уровня жизни народов и развития Лхасы и Тибета, культурные мероприятия по случаю праздника Шотон станут еще грандиознее и лучше".
Хуан Минцин также сообщил, что теперь праздник уже не ограничивается сферой сакральных и культурных мероприятий, а становится торжественным форумом искусств, фестивалем спортивных состязаний; в него делают капиталовложения, поскольку теперь проводятся и выставки-продажи товаров, и экскурсии. Делается все возможное, чтобы пользуясь этим случаем, в полной мере показать внешнему миру сегодняшнюю процветающую Лхасу.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.