Саграда Фамилия: стройка трех веков

Саграда Фамилия: стройка трех веков

Кто не слышал об одной из главных достопримечательностей не только Барселоны, но и всей Испании - Соборе Святого Семейства, Саграда Фамилия?


Автор: София АНИСИМОВА

Статья: Саграда Фамилия: стройка трех веков

Сайт: Комсомольская правда в Испании

Кто не слышал об одной из главных достопримечательностей не только Барселоны, но и всей Испании - Соборе Святого Семейства, Саграда Фамилия? Это удивительное незаконченное творение каталонского архитектора-модерниста Гауди и его последователей является самым популярным архитектурным монументом страны. Ежегодно его посещают более 2,6 миллионов туристов. Облик фасадов в строительных лесах и башен-колоколен, практически постоянно окруженных высоченными подъемными кранами, стал визитной карточкой Барселоны. Уже более ста двадцати лет идет это строительство…


А началось все в 1866 году, когда каталонский книготорговец Жузеп Мария Бокабелья Вердагер, к которому за несколько лет до того обратился молодой священник Маньяне с идеей о создании храма, организовал «Общество почитателей Святого Иосифа» для воплощения идеи в жизнь. В 1881 году благодаря собранным пожертвованиям общество покупает большой участок земли в скромном в те времена городском квартале Баррио-дель-Поблет для постройки будущего храма. Не многие знают, что первый проект храма был поручен вовсе не Гауди, а архитектору Франсеску дель Вильяру. Руководить же строительными работами Бокабалья назначил Жоана Мартореля. Первоначальный проект храма включал в себя три нефа, семь капелл и одну 85-метровую башню. 19 марта 1882 года в День Святого Иосифа епископ Уркинаона заложил первый камень в основание Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.
Строительство началось с крипты (часовня, расположенная в самой нижней части храма). Вильяр руководил процессом, определив стиль и убранство вырастающей часовни. Но неожиданно из-за возникших противоречий с Мортарелем он отказывается от проекта. И тогда выбор Бокабелья падает на молодого, но уже достаточно известного архитектора из Реуса Антонио Гауди.
Гауди практически не изменяет крипту, спроектированную Вильяром, только увеличивает высоту ее свода для усиления освещения и прокладывает вокруг нее ров для защиты от сырости. Однако весь остальной внешний облик храма был изменен коренным образом. Гауди планирует как бы устремленный ввысь храм-базилику (с планом в форме латинского креста) уже с пятью нефами и центральной башней-куполом высотой 170 метров - символом Христа.
В 1885 году часовню освятили и провели торжественную службу. За год до этого архитектор уже начал заливку цементом фасада Рождества Христова, известного среди туристов в качестве «старой части храма».
Медленно, ввиду ограниченных средств, но верно три монументальных фасада, обращенных на юг, запад и восток, устремлялись вверх, обрамляя будущий купол Христа. С востока располагается фасад Рождества, с запада - фасад Страстей Господних и с юга - фасад Славы. Каждый из трех фасадов должны украшать четыре башни-колокольни, символизирующие апостолов, и две башни - евангелистов.
«Это будет храм современной Каталонии», - говорил архитектор, создавая это поистине необычное строение. В 1895 г. выросла апсида - алтарная часть храма, состоящая из семи часовенок. Гауди прекрасно владел законами акустики и светоотражения. Его замысел состоял в том, чтобы колокола приводились в движение не служителями, а ветром, который врывался бы через многочисленные окна башен. Кроме того, на самом верху каждой башни было предусмотрено специальное углубление для прожекторов, чтобы в пасмурную погоду и ночью в храме было светло. Колонны, поддерживающие своды, символизируют апостолов и святых. Создавая форму этих колонн, Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. Здесь узнается неповторимый почерк мастера - максимально использовать естественные природные формы в своих творениях. «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды», - писал гений.
Антонио Гауди буквально посвятил свою жизнь этому храму, над которым работал 40 лет своей жизни, причем в течение последних из них он практически жил на строительной площадке, ночуя в уже построенной крипте, несмотря на то, что с детства страдал артритом. Последние пятнадцать лет своей жизни каталонский архитектор отказывался от всех других заказов, работая только для храма.
Встретив Гауди на улице, никто не догадался бы, что это мэтр модернисткой архитектуры. Одежда его была поношенной, взгляд отсутствующим - фантазия мастера не прекращала работать над обликом Собора Святого Семейства. «Я готов пожертвовать всей конструкцией, разрушить своды и обрезать колонны, чтобы воплотить мысль о том, насколько тяжела была Его жертва».
Гауди отдавал себе отчет в том, что жизнь одного человека слишком коротка, чтобы успеть построить подобный храм, но он старался сделать как можно больше в отпущенное ему время. Он поставил перед собой задачу закончить фасад Рождества и почти выполнил ее. 30 ноября 1925 года первая колокольня-башня выросла над восточным фасадом. «Это копье соединило небо с землей», - воскликнул архитектор, увидев законченный шпиль. Но радостное событие омрачилось новостями о недостатке средств для продолжения работ.
Спустя год, 7 июня 1926-го, в больницу для бедных был доставлен нищий старик, попавший под колеса трамвая. Неизвестного бедолагу должны были похоронить в общей могиле, но какая-то женщина, видевшая Гауди на стройке, случайно узнала в нищем знаменитого архитектора. Антонио Гауди похоронили в крипте Собора Святого Семейства.
После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. И несмотря на то, что работы ведутся по макетам архитектора, храм меняется. Гауди предпочитал точным чертежам расплывчатые эскизы. Часто он прямо во время строительства менял планы, давая команды непосредственно рабочим. Более того, во время Гражданской войны большинство его макетов и чертежей погибли в огне либо были уничтожены толпой. Все это сделало работу по окончанию храма в виде, задуманном Гауди, практически невозможной.
В 1940 году ученик Гауди каталонский архитектор Франсеск Кинтана реконструировал разрушенную ранее крипту и восстановил некоторые макеты мастера, которые и по сей день используются в строительстве. Впоследствии он, а также другие ученики маэстро модернизма, в числе которых были Пучь Боада, Бонет Гари и другие, продолжили строительство храма. Однако первоначально задуманный стиль «замка из песка» существенно изменился. Знаменитая плавность линий Гауди уступила место как бы «рубленым» формам Жозепа Субиракса, в чем можно убедиться, увидев фасад Страстей (известный как «новая часть ансамбля»), строительство которого осуществлялось с 1954 года и завершилось лишь совсем недавно. Это несоответствие стилей, обусловленное большим количеством авторов, участвующих в проекте, создает противоречивое отношение к храму. Однако все видевшие его бесспорно признают, что подобных ощущений от созерцания архитектурных сооружений ранее испытывать им не приходилось.
28 ноября 2000 года еще незаконченный храм был освящен. В настоящее время Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Для имеющих возможность видеть храм с перерывами в один год очень заметно продвижение строительства. Говорят, что к 2008 году внутреннюю часть храма покроют крышей и тогда там начнут совершать регулярные богослужения. Как ожидается, полностью возведение храма завершится через 20-25 лет. Немаловажную роль играет сбор пожертвований и входной платы от посетителей, формирующих источник средств на строительство. Если вы также хотите поучаствовать в «стройке трех веков», на официальном сайте храма в Интернете () можно найти необходимую информацию.
Когда строительство завершится, над городом будут возвышаться 18 башен - в честь 12 апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Сам Гауди считал, что его творение не должно возноситься выше горы, которую создал Бог. Он был очень набожным человеком, которому, однако, не было чуждо чувство юмора. На критические замечания по поводу медлительности стройки знаменитый архитектор отвечал: «Мой заказчик не торопится».
Как рождаются легенды
Вряд ли сейчас можно достоверно установить, кто именно ради красного словца придумал эту легенду. Но как это водится в век Интернета, красивая сказка быстро распространилась по многочисленным российским туристическим сайтам и с удовольствием повторяется печатными изданиями. Даже уважаемый журнал «Вокруг света» не удержался и, знакомя своих читателей с биографией и творчеством великого Гауди, так рассказал о его смерти: «7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Играл оркестр, «отцы города» произносили речи, толпа теснилась, завороженно созерцая движение ярко-красного вагона. Лишь одно событие слегка омрачило солнечный день: через несколько часов после пуска трамвай нашел свою первую жертву!»
На самом деле действительность была несколько иной. Первый трамвай в Барселоне скорее всего был пущен действительно под звуки оркестра и в присутствии «отцов города», но случилось это значительно раньше - в 1899 году. К тому же трамвай, лишивший жизни великого архитектора, не был единственным в городе, как это утверждается в некоторых русскоязычных источниках, он имел 30-й номер.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.