Храмы.Центральная часть России

Храмы.Центральная часть России

Центральная часть России привлекательна в туризме с культурно- познавательной и поломнической целью.

Особое внимание привлекают монастыри – памятники средневековой Руси, интерес к которым вызывается не только оригинальностью ансамблей, но и скудностью информации о таинственности бытья их насельников (братии).


Автор: И. Скрынникова

Статья: Храмы.Центральная часть России

Сайт: Виртуальные Путешествия

Центральная часть России привлекательна в туризме с культурно- познавательной и поломнической целью.


Особое внимание привлекают монастыри – памятники средневековой Руси, интерес к которым вызывается не только оригинальностью ансамблей, но и скудностью информации о таинственности бытья их насельников (братии). Великолепные архитектуры московских монастырей и поныне создает особое чувство возвышенности, праздничности, восторга и рождает уважение к народу, создавшему немеркнущие памятники национальной структуры. Правда, монастырей, сохранившихся в комплексе со стенами и башнями, храмами и братскими корпусами, службами и некрополями, осталось мало, но они и сегодня образуют восхитительное ожерелье, ярким самоцветом в котором многие века сверкает новодевичий монастырь, а ныне, усиливая его блеск, засверкал и Свято-Данилов.
Монастыри с начала их появления на Руси стали центрами письменности. К сожалению, нашествия врагов и частые пожары не пощадили письменное наследие прошедших веков.
Большое внимание привлекали “учительские” монастыри своей просветительской деятельностью. Ученый монах потому времени был образованным человеком. В монастырях готовилось “белое” и “черное” духовенство, вытеснявшее “пришлых” священников, назначаемых византийскими митрополитами. Сюда приходили за советами, духовным испокаянием и благословением на трудные дела, поскольку здесь обитали не только образованные, но и прозорливые соотечественники. Монастыри являются культурно-историческими ресурсами, поэтому представляют интерес в туристической деятельности. В монастырях зародилась русская школа иконописания, давшая таких выдающихся мастеров, как Даниил Черный, его ученики А.Рублев, Прохор с Городца, Дионисий и многих других. В Москве монастыри появились задолго до утверждения ее активным центром духовной, социальной, экономической и социальной жизни.
Финал существования городских монастырей определился в 1923 году: тогда 29 апреля, в Москве открылся Поместный Собор Русской православной церкви, на которой и было принято решение об их закрытии. До 1929 года ликвидировали 30 монастырей и 4 общины, судьбу Андроникова, Ивановского, Новоспасского и Покровского монастырей массовет решил в конце1923 года, передав их ВУК под концентрационные лагеря и тюрьмы для опасных преступников, неблагонадежных иностранцев и заложников.
Лишь в 1988 перед празднованием 1000-летия крещения Руси Правительство нашло возможным возвратить по принадлежности Свято-Данилов монастырь, надо отдать должное московской патриархии, восстановившей в весьма короткий срок этот великолепный памятник истории и архитектуры.
Возвращены сейчас в лоно Русской православной церкви и Новоспасский, Старый Симонов, Сретенский и Рожденственский монастыри, храм Спасса в Андрониковской обители.
Особое внимание нужно уделить Храму Христа Спасителя, который находится в Москве. Поистине возрождающийся на наших глазах он является символом покаяния народа за Богоуступничество и одновременно символом возрождения Православной Руси, для которой всегда были святыми понятия воинского долга и чести. Храм Христа Спасителя был и будет памятников воинской славы защитников Отечества. Его использование в туризме несомненно должно принести большие доходы. Он является не только культурно- историческим памятником, но и памятником культовой архитектуры.
Общий характер здания, согласно высочайшей воле, напоминает древние русские храмы, построенные по образцу греческих, византийских, но отличается от византийского стиля большею правильностью рисунка, легкостью и красотою форм.
Основание Храма представляет равноконечный крест, в углах которого находятся четыре выступа. Фасад одинаков со всех четырех сторон. Каждая лицевая сторона оконечности креста делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя более крайних. Всех столбов кругом Храма 36; они поддерживают карниз, на котором помещаются 20 полуциркульных арок: по три арки на передних концах креста и по две – на выступах, в углах здания, между пьедесталами столбов, устроены три входных двери с широкими откосами. В малых куполах повешено 14 колоколов. Стиль куполов, покрывающих большую и малые главы, соответствует общему характеру здания: они вверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церквей.
Откуда бы вы ни подходили к Храму Спасителя, уже издали нет-нет и блеснет он своими золотыми главами между высоких зданий московских. Особенно красив он, если глядеть на него из Кремля. Золотой главный купол как маяк светит вам золотыми огнями и в солнечный день, и в лунную ночь. Свод от этого купола представляет собой одноиз замечательнейших явлений в области современной архитектуры.
Так как Храм Христа Спасителя, согласно воле царя-завещателя, должен быть памятником религиозным, благодарственным, ясно свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года, и вместе с тем памятником историческим, на котором неизгладимыми чертами изображены славные деяния предков, то на всех четырех стенах Храма помещены священно-исторические изображения, напоминающие или имеющие тождество с событиями Отечественной войны 1812 года, и фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю и некоторых отечественных деятелей, потрудившихся для утверждения и распространения православной веры, а также и князей русских, положивших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли. Выбор сюжетов был предоставлен по высочайшей воле Преосвященному Московскому митрополиту Филарету, который в 1844 году и сделал все назначения.
Все памятники культовой архитектуры центрального района России можно разделить по их строительству, так как каждый исторический этап имел свои особенности, по мимо того, что они были каменными страницами истории.
В архитектуре второй половины XII в. и XIII в. наблюдается тенденция выработки русских национальных форм композиции культовых зданий, творческое переосмысление византийской крестовокупольной системы храма. Для нового подхода характерна ступенчатая ярусность постройки, “башенность” ее верха, образованная подъемом главы на особом постаменте. Это архитектурное движение было связано с быстрым развитием городов, несших в себе растущую силу ремесла и торговли и зерна национального объединения. Эти приемы сочетаются с особым способом членения фасадов зданий. Особенно много построек такого рода было возведено в Смоленске.
Церковь Петра и Павла - один из трех уцелевших и сохранившихся лучше других памятников южнорусского зодчества, представленного школами Киева, Чернигова, Волыни. Это превосходный образец крестовокупольного одноглавого четырехстолпного храма строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора.
Следует отметить, что количество памятников зодчества Смоленска XII-XIIIвв. Оказалось очень велико. Смоленск безусловно превосходил по размаху строительства все остальные центры Руси. Катастрофа 1240 г. И последовавшие за этим резкие изменения в политической судьбе города оборвали выдающееся развитие смоленской архитектуры.
В зодчестве XVII в ., особенно во второй половине века, отражается переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых изысканий - “дивное узорочье”, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - и западных форм.
Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним видом и внутранним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединилось переходами, составляя единый ансамбль. Выдающийся памятник зодчества этого времени - московская церковь Рождества в Путинках. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни - самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.
Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Златоута. Вершина ярославского зодчества - церковь Иоанна Предтечи в Толчкове(1671-1687). Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами.
Не только эти города центральной России известны своими памятниками, но вся Россия славится своими шедеврами культовой архитектуры. Чтобы всех их охватить в своей работе, мне не хватило бы времени и бумаги. Нужно просто все увидеть своими глазами, а в этом как раз и помогает туристическая отрасль.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.