История Нукуса

Археологические данные раскрывают перед нами обогащенную многими деталями картину истории Хорезма V-VI веков нашей эры. Мы видим намечающийся кризис античной системы. Это отраженный в керамике упадок городского ремесла. Это отраженный в нумизматике политический распад Кушанской империи. Это время, когда воздвигается замок Африга - символ наступления новой полосы политического развития. Грань V и VI веков в Хорезме является гранью двух социальных эпох - античности и средневековья.

О средневековых этапах жизни на территории Нукуса у археологов мало данных. Имеются сведения о находках в районе городища Шурча средневековой керамики и остатков каких-то построек. По сведениям, собранным этнографами среди местного населения, в районе городища Шурча еще недавно сохранялись остатки стен и башен позднесредневекового укрепления.

По мнению С. П. Толстова, в VII-VIII вв. города в Хорезме исчезают почти полностью и в VIII-IX вв. создаются на новой основе в виде торгово-ремесленных посадов у замков феодалов. Сохранились памятники, созданные людьми, жившими в постоянном страхе нападения, в эпоху бурных социальных и межплеменных столкновений. Такое положение объясняется еще и катастрофическими перемещениями русла Амударьи. Тем не менее, в Хорезме существовали 33 средних и мелких городов, десятки тысяч замков. Сохранились высокие руины отдельно стоящих на расстоянии 100-200 м одна от другой укрепленных усадеб различных размеров - от грандиозных развалин больших замков до небольших усадеб, площадь двора которых варьирует около 30-40 м в квадрате, спускаясь иногда до 10х10 м и даже ниже. К ним относится и памятник "Кусхана" на территории поселка "Кызкеткен", где сейчас находится кладбище "Кусхана". Сохранился четырехугольник размером 7,5 м. Стены были построены из сырого и жженого кирпича 30х30х5 см. Если в 1958 г. археологи В. Н. Ягодин и А. В. Гудкова датировали это укрепление IX веком, то ныне другой археолог Г. Ходжаниязов считает, что памятник можно датировать в исторических отрезках IX-XI веков. Однако в очередной раз археологические исследования натолкнулись на весьма серьезные препятствия. Главное из них заключается в том, что слои, характеризующие раннесредневековые укрепления, погребены под толщей более поздних наслоений и кладбищ.

Замки и укрепления средневековья тяготели к определённым крупным городам и замкам. Например, средневековый путешественник Ал-Макдиси пишет: "Миздахкан - большой город. Вокруг него двенадцать тысяч замков и обширный рустак". История же замка "Кусханы", и соответственно население Нукуса, тесно переплетена с историей Кердерского государства в правобережной части приаральской дельты Амударьи. В Кердерском владении типичными были слабоукрепленные поселения, обнесенные валом, их внутреннее пространство застраивалось общинными домами-массивами. На больших пространствах рядом с этими поселениями находились временные жилища скотоводов, занимавших в районах кердерских поселений.

VIII век был для жителей Хорезма периодом тяжелых испытаний, бедствий и борьбы за независимость. В течение этого столетия они упорно сопротивлялись арабскому завоеванию, приведшему к сокращению площадей орошаемых земель, разрушению многих городов изамков. Из письменных источников известно о восстании в Кердере в 728 г. против иноземных захватчиков.

Все кердерские поселения базировались непосредственно на протоках приаральской дельты Амударьи. Как свидетельствует средневековый арабский историк Ибн Рустем, ниже столицы правобережного Хорезма Кята в 23-27 км. от Амударьи отходил канал Кердер, орошая и территорию современного Нукуса.

Кердерское прошлое нашего города не проходило бесследно, оставляя зачастую вполне определенные "материальные следы", тщательным изучением которых успешно занимается отряд археологов Нукусского пединститута во главе с неутомимым профессором М. Мамбетуллаевым.

Средневековая история Нукуса, кроме археологических данных, отражена и в письменных источниках греческих, арабских историков и путешественников. Арабский путешественник Ал-Макдиси констатировал, что "От Шурахана до Каса день пути. От Каса до Хаса день пути. Затем до Нузката две почтовые станции". Исследователей заинтересовал термин "Нускат", "Нуз" в хорезмском языке означает "новый", "кат" - "город, крепость, поселение, усадьба". Город, возникший в нижнем течении Амударьи наподобие столицы правобережного Хорезма времен саманидов Кят (Кат), таким образом, получил название "Новый Кят". Другой путешественник средневековья. Ибн Якут свидетельствовал, что близ города Джурджании в Хорезме находится город "Нузкас". Языковеды считают, что названия "Нузкат-Нузкас-Нокис" легко объяснимы с лингвистической точки зрения.

Раз затронули вопросы топонима и этнонима "Нокис", углубляемся в дебри истории античности. Древнегреческие историки реку Амударья называли "Оксус" или "Укуз", на берегу которой жили племена сако-массагетов в V-IV веках до нашей эры вплоть до Х века нашей эры. Одна из древних русел Амударьи до недавнего времени называлась "Огиз дарья". Также бытовали названия "Огиз кол", "Огиз аул". С точки зрения этимологов "Оксус-Укуз-Огуз-Нокис" очень близки и сходны, и могли означать по-современному "житель берега Амударьи". Из истории известно, что племена огузы жили на Востоке от Каспия до Приаралья, Южной России, Сибири, и естественно этноним "Нукус" встречается в России, Молдавии, Монголии. Так, историк XIV века Рашид-ад-Дин отметил, что в XIII веке среди племен монголов существовало название "Нукус". Языковед Н. А. Баскаков, изучая родоплеменные названия кыпчаков Южной Молдавии, зафиксировал поселение с названием "Нукус". Он же подчеркивает, что этноним "Нукус" встречается среди ногайцев Северного Кавказа.

Среди местных жителей ходили целые легенды о происхождении родного города. Давным-давно, сотни, а может быть, и тысячи лет назад, разгневанный на своих девять супруг правитель страны поселил их на перекрестке торгового пути на берегу реки, строго запретив снова выйти замуж. Иранские купцы, посещая эти места, втайне временно женились на женщинах. Девять женщин родили девять богатырей, которые прославились в битвах. Их назвали "Нукэс", что означает на персидском языке "девять человек". Легенды можно воспринимать как летопись истории, а можно - как красивую сказку.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.