Греция и Португалия – не главные проблемы ЕС

Гораздо большей проблемой является Италия, ситуация в которой все хуже и хуже.

Кто-то мог подумать, что решение греческих проблем позволит отложить долговые проблемы Европы как минимум до середины осени. Однако не сложилось. Сначала нехорошо повело себя рейтинговое агентство SP, которое снизило рейтинг Португалии аж сразу на 4 пункта. Это вызвало протесты в политических кругах Европы – хотя, как понятно, толку от этого никакого не будет. Рейтинговые агентства так долго ругали за превышение рейтинга, что его занижение еще очень долго будет практически ненаказуемым. Да и потом, у кого поднимется рука взять на себя ответственность за то, что у Португалии все не так плохо? А без ответственности – это все слова.

И вот – новая информация. Президент Евросоюза Херман ван Ромпей созвал экстренное заседание высших европейских чиновников для срочного обсуждения долговых проблем еврозоны. Для участия в нем приглашены глава Европейского центробанка Жан-Клод Трише, председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и комиссар ЕС по вопросам экономики и денежной политики Олли Рен, передает Reuters со ссылкой на источники в Брюсселе.

А обсуждался на этом экстренном заседании, как ни странно, вопрос предоставления второго пакета помощи Греции. Дело в том, что бюрократы Брюсселя и ведущие банки Европы никак не могут прийти к консенсусу относительно масштабов и конкретного механизма участия частных кредиторов в реструктуризации греческих долгов. Точнее, варианты были (в частности, французский, который фактически предполагал реструктуризацию долга с существенным переносом основной его тяжести на более поздний срок), однако этот вариант поставило под сомнение рейтинговое агентство SP (вечно им неймется!), которое предупредило, что сочтет такую реструктуризацию «выборочным дефолтом», т. е. признает дефолтными конкретные выпуски подлежащих обмену бумаг.

Отметим, что с формальной точки зрения агентство абсолютно право: Греция не в состоянии самостоятельно обслуживать соответствующие бумаги, и в этом смысле перенос обязательств есть фактически отказ от выполнения текущих обязательств. Да, конечно, евробюрократы с большим удовольствием «замели бы сор под ковер», но рейтинговые агентства, да и многие другие участники рынка со всем этим безобразием потом должны работать. Так что они совершенно не хотят, чтобы ситуация была отложена на потом без вскрытия реального состояния дел. Собственно, SP жестко, но убедительно продемонстрировало, что время, когда можно было тянуть ситуацию, для Европы прошло.

Отметим, что Греция и Португалия – вовсе не все долговые проблемы Евросоюза. И самой страшной для них на самом деле сегодня является Италия, к которой инвесторы испытывают все большее недоверие. На последних торгах 8 июля сводный индекс акций итальянских банков FTSE Italia All-Share Banks Index рухнул на 6%, до самого низкого уровня с марта 2009 года. Падение котировок итальянских банков связано с опасениями относительно уровней их капитала, а также с неуверенностью рынка в способности Италии сбалансировать бюджет к 2014 году, как планирует правительство Сильвио Берлускони.

На самом деле объем долгов Италии вполне сравним с греческим (по отношению к ВВП, который у Италии, естественно, существенно выше), просто итальянские долги чуть лучше структурированы с точки зрения сроков отдачи. Но общая проблема от этого никуда не девается. При этом повторять греческие рецепты просто невозможно: дело даже не в том, что массовые забастовки в маленькой и, в общем, находящейся на отшибе Греции совершенно несравнимы с аналогичными проблемами в Испании и Италии, а в том, что европейские банки могут просто не пережить такого существенного сокращения своих краткосрочных активов. Заменить одни бумаги на другие можно, но ведь долги Греции, Италии или Испании – это активы финансовых институтов, которым, в свою очередь, соответствуют какие-то их собственные долги. Кто и как будет выплачивать эти долги, если соответствующие активы из краткосрочных станут долгосрочными, с соответствующим падением в цене?..

Фактически вся эта ситуация на самом деле демонстрирует невозможность и дальше продолжать модель рефинансирования долга, о чем я уже много раз писал. Но пока эта невозможность никак не озвучена, а вместо этого делается попытка изобразить, что все проблемы могут быть решены. Поведение агентства SP фактически означает, что оно требует от Евросоюза сформулировать новые «правила игры», альтернативные тем, которые были приняты администрацией президента США Рейгана в начале 1980-х гг., а затем стали общепризнанными.

Почему ЕС – понятно: в силу специфики модели этого образования (объединение формально независимых государств, у каждого из которых – свой бюджет) оно просто первым столкнулось с этой проблемой. Собственно, США тоже с ней столкнулись: проблема порога госдолга – из этой же серии, но у них пока еще время есть. А вот у Евросоюза – уже нет. Беда только в том, что это образование по самой своей сути органически не способно принимать серьезные, принципиальные решения. И потому, что решения должны приниматься консенсусом (в последнее время, правда, не абсолютным, но суть от этого не меняется), и потому, что люди, которые возглавляют ЕС, многие десятилетия выбирались именно по принципу неумения принимать жесткие решения. В условиях экономического роста и расширения ЕС, когда сглаживание внутренних противоречий было на первом месте, это, может быть, и было правильно, но сегодня это становится губительным.

Мне кажется, что руководство ЕС принять решение не сможет. Собственно, решение это на самом деле очень простое: нужно открыто и честно сказать, что все существующие на сегодня долги вернуть невозможно в принципе, и разработать правила их списания. Соответственно, полностью изменить все правила финансово-экономических взаимоотношений всех участников соответствующих процессов в регионе. Всего-навсего.

Беда в том, что правила пишутся долго, а конкретные проблемы возникнут сразу же; одна из них – это проблема держателей долгов, о чем, собственно, и талдычит SP. И решать их нужно быстро, четко и конкретно, здесь и сейчас, когда универсальных правил еще и в помине нет. Кто и как может делать это в современном ЕС так, чтобы данное образование не разлетелось с треском на части под грузом взаимных обид и проблем?.. Я не знаю. Зато знаю, что в Брюсселе никто и близко не готов взять на себя соответствующую ответственность.

Михаил Хазин





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.