Государство Венгрия

По форме государственно-территориального устройства Венгрия унитарное государство. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают признаками государственности. На всей территории Венгрии действует одна Конституция, единая правовая и судебная системы, единая система высших органов власти, единое гражданство.

В административном отношении Венгрия делится на 19 областей. Столица Будапешт и крупные города Дебрецен (211 тыс. чел.) Мишкольц (184 тыс. чел.), Сегед (168 тыс. чел.), Печ (162 тыс. чел.), Дьёр (129 тыс. чел.) находятся в республиканском подчинении. Будапешт играет особую роль в жизни страны. Здесь сосредоточено около 20% населения, выпускается 40% промышленной продукции, в столице расположены органы государственного управления, большинство учебных заведений, театров, музеев.

Основу местных органов власти составляют равноправные городские и сельские самоуправления (мэры и муниципальные собрания избираются на 4 года прямым голосованием) с немалыми полномочиями, тогда как областное звено не имеет исполнительных органов. В областных центрах и областных городах (с населением свыше 50 тыс. жителей) – ассамблеи во главе с председателем ассамблеи. Орган самоуправления Будапешта – ассамблея во главе с бургомистром.

Согласно Конституции Венгерская Республика – суверенное и демократическое правовое государство, вся власть принадлежит народу, осуществляющему суверенитет непосредственно или через избираемых представителей. Отношения между тремя институтами управления – парламентом, главой государства и главой правительства – строятся на основе демократических принципов контроля и равновесия.

Высший орган законодательной власти – Государственное собрание. Избирается каждые 4 года, представляет собой однопалатный парламент, в который входит 386 депутатов. В Венгрии действует сложная пропорционально-мажоритарная избирательная система: 176 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 152 депутата – по территориальным спискам, а 58 депутатов получают мандат в соответствии с долей голосов, отданных по партийным спискам.

Госсобрание избирает президента страны, премьер-министра, членов Конституционного суда, омбудсманов (т.е. трёх уполномоченных: по политическим правам, правам этнических меньшинств и защите личных данных), председателя Верховного суда и генерального прокурора.

Важнейшие законы должны приниматься большинством в две трети, что обеспечивает права в законотворчестве и представителям оппозиции. Для внесения изменений в Конституцию необходимо две трети голосов. Парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти с помощью депутатских запросов и интерпелляций, а также работы парламентских комиссий.

В Венгрии используется смешанная избирательная система. Ее суть в том, что определённая часть депутатских мандатов распределяется в соответствии и с принципами мажоритарной системы, другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

В этом случае определяется нижний предел для ограничения представительства мелких партий, чем обеспечивается создание более стабильного правительства. В то же время этим ограничением может отсекаться от парламентского представительства большое число граждан и происходить переход от многомандатных к маломандатным округам. При голосовании в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому во время голосования происходит отбор персоналий в списках кандидатов.

В Венгрии зарегистрировано 150 политических партий. На выборах 2002 г. по все венгерскими списками выступили 16 партий. Таким образом, Венгрия имеет многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Кроме того, многопартийная система отражает наличие разветвлённой системы социальных интересов, что вынуждает ее стремится к поиску компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием.

При роспуске Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП) в 1989 г. была создана Венгерская социалистическая партия (ВСП). Ориентируется на социал-демократические ценности. На выборах 2002 г. получила 178 мандатов.

Венгрия была членом Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), т.е. в политическом, военном и экономическом отношении была тесно связана с Советским Союзом. В 1955 г. Венгрия стала членом ООН, в 1973 г. присоединилась к Генеральному соглашению по таможенным тарифам и торговле, а в 1982 г. установила отношения с банком и Международным валютным фондом.

Современная внешняя политика Венгрии, которая с 1999 г. является членом НАТО, направлена в сторону углубления участия Венгрии в общеевропейском и евроатлантическом интеграционных процессах. Главные приоритеты во внешней политике современной Венгрии – активное участие в деятельности НАТО и ЕС.

Военный бюджет страны в 1999 г. составил 722 млн. дол. НАТО оказывает Венгрии всестороннюю помощь в модернизации вооруженных сил, создании по существу новой военной инфраструктуры, подготовке офицерских кадров. Венгерское правительство полно решимости активизировать участие своей страны в миротворческих операциях, борьбе против международного терроризма.

В последние годы Венгрия вела активную подготовку к вступлению в Европейский Союз, за что получила позитивную оценку со стороны руководства ЕС. При этом особого признания было удостоено состояние венгерской экономики, которая так же, как и экономика Эстонии и Польши, впервые была квалифицирована как способная выдержать нажим конкуренции со стороны Евросоюза в краткосрочной перспективе. Экономика Венгрии в ЕС де-факто признана рыночной.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.