Венгерский транспорт

Венгрия располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяжённость автодорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твёрдое покрытие. Железные дороги – 7,9 тыс. км. Протяжённость внутренних водных путей – 1,6 тыс. км. Главный речной порт – Будапешт. Водный транспорт особенно важен для перевозки тяжелых грузов, таких как железная руда и уголь. Исключая самую холодную часть зимы, Дунай судоходен на всем своем протяжении в Венгрии, а Тиса – до Сольнока.

Внутренние авиаперевозки не осуществляются, имеется сеть небольших аэродромов для приёма малой авиации. Международный аэропорт «Ферихедь» расположен вблизи Будапешта.

Важна также транзитная роль страны. Через территорию Венгрии проходят нефтепроводы «Дружба-I» (из Украины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (из Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из Австрии); общая протяжённость трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведётся строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны т.н. хельсинкских транспортных коридоров: в 2002 г. уже 60% венгерских участков «коридоров» соответствовало установленным европейским требованиям.

Общий грузооборот 26,9 млрд. ткм (2002 г.). Структура по видам транспорта: автомобильный – 51%, железнодорожный – 30%, трубопроводный – 15%, водный – 3%. Структура по направлениям перевозок: международные – 60%, внутренние – 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевозках практически не используются. Пассажиропоток на междугородних перевозках 785 млн. чел., на внутригородских – 2,8 млрд. чел. (2002 г.).

Кредитно-денежная система Венгрии

В Венгрии с 1987 г. начала действовать двухуровневая банковская система: Венгерский национальный банк (ВНБ) осуществляет эмиссионную и кредитную политику, общий контроль за финансовым рынком, а уполномоченные финансовые институты кредитуют непосредственно хозяйственные субъекты.

В 1991–1994 гг. реализовывалась правительственная программа банковской консолидации, направленная на улучшение кризисного состояния большинства банков и увеличение их активов, оздоровление кредитного портфеля. С 1995 г. началась продажа пакетов акций консолидированных банков солидным западным финансовым учреждениям. К 1998 г. приватизация венгерских банков практически закончилась. Уровень присутствия иностранного капитала в банковской системе – 63%.

Венгерская система кредитных учреждений к 2000 г. состояла уже из 43 банков (90,3% всех финансово-кредитных операций), 226 сберегательных кооперативов (5,6%), 9 специализированных финансовых учреждений (3,6%) и 4 жилищно-сберегательных касс (0,5%).

Степень концентрации банков в Венгрии достаточно высока: первая шестёрка банков в совокупности обладает почти 60% активов банковской системы.

Система государственных финансов структурно состоит из четырёх подсистем: центрального правительства (центральный уровень), органов местного самоуправления (местный уровень), обособленных государственных фондов, органов социального страхования.

В 1998–2001 гг. общий уровень дефицита бюджета центрального правительства последовательно снижался с 4,8 до 3,3% ВВП. В 2002 г. последовал резкий всплеск – до 9,6% ВВП, вызванный сменой правительства и масштабным увеличением социальных выплат.

Доходная часть государственного бюджета при этом составила 17,8 млрд. долл., из которых около 80% – поступления налогового характера (налоги, акцизы, пошлины). Меры по повышению эффективности частного сектора привели к сокращению степени централизации бюджетных доходов: доля доходов госбюджета в ВВП в 1994–2002 гг. сократилась с 52,5 до 27%.

В Венгрии применяется казначейская система исполнения бюджета, т.е. все необходимые государственным учреждениям средства поступают и расходуются с т.н. единого казначейского счёта. Техническую работу по осуществлению финансирования центрального бюджета ведёт Венгерское государственное казначейство.

Кроме того, подразделениями венгерской финансовой системы также являются Государственный надзор за финансовыми организациями (деятельность связана с контролем за соблюдением законодательства участниками фондового и валютного рынков), совокупность банковско-финансовых учреждений, организации, предоставляющие услуги по негосударственному управлению финансовыми рынками (фондовая и товарная биржи, центральный расчётный центр, брокерские и дилерские фирмы и т.д.), страховые компании и пенсионные фонды.

Все функции, связанные с управлением государственным долгом (включая валютную и форинтовую составляющие), выполняет специально созданный Центр по управлению государственным долгом (ЦУГД). Перед ЦУГД поставлена задача постепенного перехода от практики привлечения зарубежных кредитов для финансирования обязательств по внешнему долгу к выпуску государственных облигаций, номинированных в национальной валюте – форинтах.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.