Судебная система Венгрии

Основы судебной системы установлены Конституцией. В период демократических преобразований 1989–1990-х гг. венгерская судебная система подверглась относительно небольшим изменениям. Так, с рядом изменений продолжает действовать Закон 1972 г. о судах и Закон 1972 г. о прокуратуре Венгерской Республики.

Согласно Конституции суды защищают и обеспечивают конституционный строй, права и законные интересы граждан, наказывают лиц, совершивших преступления. Они контролируют законность решений публичной администрации. Судьи независимы и подчиняются только закону. Они не могут состоять в партиях и заниматься политической деятельностью.

В систему судов общей юрисдикции входят Верховный суд, столичный и областные суды, а также местные суды. Могут учреждаться специальные суды для определенных категорий дел. В Венгрии отсутствует отдельная система военных судов; в рамках системы судов общей юрисдикции специальные составы разрешают дела в отношении военнослужащих, включая полицию.

Верховный суд дает принципиальное направление деятельности всех судов. Его директивы и принципиальные решения для судов обязательны (§ 47 Конституции).

Венгерские судьи, за исключением председателя Верховного суда и его заместителей, назначаются Президентом, по предложению министра юстиции, который осуществляет это право на основе предложений, сделанных районными профессиональными ассоциациями судей. В свою очередь Государственное собрание избирает Председателя Верховного суда большинством в 2/3 голосов депутатов по предложению Президента. Заместители председателя назначаются Президентом по предложению председателя. Освобождение судей от должности возможно только по основаниям и в порядке, которые устанавливаются законом.

В Венгрии учрежден Национальный судебный совет состоящий из 21 члена и 20 заместителей, избранных на пленарной ассамблее судей каждого региона. Он осуществляет ряд полномочий, связанных с функционированием судебной власти, в частности, он призван одобрять годовой бюджет, предложенный судебной властью, выделение ассигнований различным региональным судебным органам, фонд заработной платы. Распоряжения министра юстиции, затрагивающие вопросы управления судами, также подлежат одобрению Национальным судебным советом, который наряду с этим высказывает свое мнение по поводу законопроектов, касающихся судебных органов и судей.

Конституционный суд (КС) Венгрии является органом конституционного контроля. Учрежден он был в 1989 г. вместо включенного в Конституцию в 1983 г. слабого Конституционно-правового совета, который скорее имитировал конституционный надзор, чем его действительно осуществлял его.

КС состоит из 11 членов, избираемых Государственным собранием большинством в 2/3 голосов депутатов. Кандидатуры предлагаются комитетом, в состав которого входят по одному члену от каждой из партийных депутатских групп. Срок полномочий членов КС – 9 лет, и переизбрание не допускается; предельный возраст – 70 лет. Из своего состава члены КС избирают (на 3 года) председателя и его заместителя, которые в пределах срока своего мандата в КС могут быть переизбраны.

КС проверяет конституционность правовых норм и решение других задач, возложенных на него законом. Неконституционные нормы отменяются. КС, согласно Закону о Конституционном суде 1989 г., осуществляет предварительный контроль конституционности отдельных положений законопроектов, принятых, но не опубликованных законов, регламента Государственного собрания, международных договоров и последующий контроль конституционности правовых норм. Он рассматривает жалобы на нарушение гарантированных Конституцией прав, а также конфликты между органами публичной власти. Кроме того, в компетенцию КС входит толкование положений Конституции.

В 1990-е гг. Венгерский КС проявил себя как важнейшая политическая сила, играя ключевую роль в формировании новой правовой системы страны наряду с парламентом.

Прокуратура в Венгрии является независимым органом. Подчиняясь Министерству юстиции в соответствии с Законом о Королевском обвинителе (1871), Королевский обвинитель обладал лишь некоторой ограниченной степенью независимости. В 1953 г. в Венгрии была создана прокуратура советского типа.

В задачу генерального прокурора и прокуратуры входит, в соответствии с § 51 Конституции, обеспечение охраны прав граждан, а также неуклонное преследование любого деяния, наносящего ущерб или создающего угрозу конституционному строю, безопасности и независимости страны. Прокуратура ведет следствие по определенным законом делам, осуществляет надзор за законностью следствия, представляет обвинение в судебном процессе, а также осуществляет надзор за законностью исполнения наказаний. Она участвует в обеспечении соблюдения законов всеми общественными организациями, государственными органами и гражданами. В установленных случаях и порядке прокуратура выступает в защиту законности.

Избирает Генерального прокурора Государственное собрание по предложению Президента, а заместителей генерального прокурора по его предложению назначает Президент. Генеральный прокурор несет ответственность перед Государственным собранием и обязан отчитываться перед ним о своей деятельности. Он назначает прокуроров, руководит системой органов прокуратуры и направляет ее работу.

Новые конституционные институты парламентского контроля были учреждены в 1989 г. это Уполномоченный Государственного собрания по гражданским правам и Государственная счетная палата.

Уполномоченный избирается Государственным собранием по предложению Президента 2/3 голосов. Первый уполномоченный был избран лишь в 1995 г. Согласно ч. 1 § 32 Конституции Венгрии «Уполномоченный Государственного собрания по гражданским правам проверяет или организует проверку ставших ему известными фактов нарушения конституционных прав и принимает меры для их восстановления». Членами Государственного собрания могут быть избраны специальные уполномоченные по защите отдельных конституционных прав и уполномоченного по правам национальных и этнических меньшинств. Уполномоченные не могут принимать обязательные к исполнению инструкции, но вправе публично высказывать свое суждение и давать рекомендации. Функции уполномоченных и прокуратуры частично пересекаются, особенно в области надзора за решениями административных органов. Любое лицо может в определенных законом случаях обратиться к уполномоченному и возбудить соответствующее производство. Уполномоченный ежегодно отчитывается перед Государственным собранием об опыте своей деятельности.

Государственная счетная палата в свою очередь является финансово-хозяйственным контрольным органом Государственного собрания. Палата проверяет обоснованность представляемого Правительством проекта государственного бюджета, необходимость и целесообразность государственных расходов, контрасигнует договоры, относящиеся к получению бюджетных кредитов, осуществляет предварительный надзор за законностью использования бюджетных средств, проверяет составленный Правительством отчет об исполнении государственного бюджета. Кроме того, Палата контролирует использование государственного имущества, экономичность деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности и т.д. О результатах своей деятельности она информирует Государственное собрание, причем отчеты подлежат опубликованию. Председатель Государственной счетной палаты и его заместители избираются Государственным собранием 2/3 голосов.