'АНТИ-ДЮРИНГ'

'АНТИ-ДЮРИНГ' (полное назв. 'Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом'), одно из главных произв. Ф. Энгельса. Эта полемич. работа, созданная в 1876-78, содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма - диалектич. и историч. материализма, политич. экономии, теории науч. коммунизма и соотв. состоит из трёх осн. отделов: 'Философия', 'Политич. экономия', 'Социализм'.


Титульный лист 3-го издания книги Энгельса 'Анти-Дюринг'

Осн. содержанием 'А.-Д.' является борьба за последовательный диалектич. материализм; позднее Энгельс назвал свою работу энциклопедич. очерком марксистского понимания филос., естеств.-науч. и историч. проблем. Для марксистско-ленинской теории народонас. в изложении этих проблем самое важное значение имеет диалектика развития, в соответствии с к-рой '...современный материализм видит в истории процесс развития человечества и ставит своей задачей открытие законов движения этого процесса' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 24); значит. место уделено Энгельсом понятию развития и законам развития.

Рассматривая историю человечества как процесс его собственного развития, Энгельс подчёркивает вклад Г. Гегеля в раскрытие внутр. связи движения и развития, что существенно для понимания развития нас. и его воспроиз-ва. Энгельс определяет задачу всех наук: открыть законы движения в постоянном процессе возникновения и исчезновения (преобразования) объекта конкретной области науч. исследования.

Излагая взгляды Ч. Дарвина, Энгельс видит его заслугу в становлении диалектич. взгляда на человека как продукт процесса развития, длившегося миллионы лет. В 'А.-Д.' подвергнута обстоятельной критике попытка Дюринга представить теорию Дарвина, основывающуюся на идее борьбы за существование, как обобщение взглядов Мальтуса и приписать этой теории все те недостатки, к-рые свойственны поповско-мальтузианским воззрениям относительно перенаселения. В 1-м отделе Энгельс излагает процесс развития человека. Люди, выделившись из животного мира, имели лишь одно преимущество - способность к совершенствованию и дальнейшему развитию, но этот прогресс людского рода был антагонистическим - одновременно он был и регрессом. Начало этого развития после стадии животной дикости относится к тому моменту, когда труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо для поддержания существования самой семьи.

Значит, место в 'А.-Д.' занимает анализ взглядов социалистов-утопистов, относящихся и к демографич. проблемам: на разделение труда и его характер, воспроиз-во рабочего нас., брак и семью, труд женщин и детей, воспитание детей. Так, в отношении к проблеме качества народонас., выражаемого прежде всего в способностях человека, Энгельс выделяет мысль Ш. Фурье о том, что каждая историч. фаза имеет не только восходящую, но и нисходящую линию в совершенствовании этих способностей, и подчёркивает применимость этого диалектич. отношения к будущему всего человечества.

Отделение города от деревни обрекло, по выражению Энгельса, сел. нас. на тысячелетия отупения, а городское - на порабощение каждого горожанина спец. ремеслом. С разделением труда, подчёркивает Энгельс, развитию к.-л. одной способности человека приносятся в жертву все его другие физич. и духовные способности. В будущем в результате контроля над законами обществ. деятельности людей и природы будет достигнута возможность не только постоянного улучшения материальных условий существования, но и полного свободного развития и применения разнообразных способностей всех членов общества.

Во 2-м и 3-м отделах Энгельс, анализируя причины всех обществ. изменений, в т. ч. связанных с нас., особое внимание уделяет экон. базису соответств. эпохи. Так, капиталистич. строй порождает скопление нас. в трущобах больших городов, вызывает массовую миграцию из деревни в город и др. Рассматривая бурж. семью и её экон. основу, Энгельс подчёркивает, что форма семьи изменяется только после изменения экон. основы, что впервые верно представлено в работах социалистов-утопистов, а затем развито К. Марксом. Характер ассимиляции зависит от различий в уровнях экон. и культурного развития покорённых народов и завоевателей. Энгельс отмечает, что все стадии развития человеческого общества, связанные прежде всего с развитием производит. сил, следует рассматривать как прогресс.

В 'А.-Д.' изложены нек-рые фундаментальные положения, касающиеся экологии народонас.: о неизбежности экологич. кризиса при капиталистич. произ-ве, отражающемся на условиях жизни и здоровье гор. нас.; о необходимости уничтожения противоположности между городом и деревней в интересах обществ. гигиены; о решении проблемы расселения и размещения производит. сил посредством более равномерного распределения пром-сти по терр.

Критикуя воззрения Дюринга на будущее общество, Энгельс касается и такой демографич. проблемы, как влияние числа детей в семьях на условия их существования при равном заработке родителей.

'А.-Д.', являясь итогом развития марксизма за три десятилетия, проникнут в подходе ко всем проблемам, в т. ч. населения, духом историзма. Энгельс утверждает, что на все обществ. институты прошлого необходимо смотреть не с точки зрения их соответствия совр. условиям, а с позиций их возникновения, существования и той роли, которую они сыграли в истории.

А. А. Ткаченко.


Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.