Российские полярники намерены продолжить исследования в Арктике и Антарктиде

18.1.2004

Российские полярники намерены продолжить исследования в Арктике и Антарктиде

Очередная арктическая полярная станция СП-33 начнет свою работу в сентябре 2004 года.

"Подготовка предстоящей экспедиции началась примерно год назад, и мы планируем, что уже 1 августа научно-исследовательское судно "Академик Федоров" выйдет из Санкт-Петербурга, возьмет курс в море Лаптевых и далее пойдет в высокие широты арктического бассейна, где будет открыта новая станция", сообщил на брифинге в пресс-центре агентства "Интерфакс Северо-Запад" начальник Арктической экспедиции Владимир Соколов.

По его словам, "СП-33 должна будет продолжить комплекс работ, начатых экспедицией 32-й станцией. За основу будет положен тот комплекс наблюдений, который выполнялся полярниками в этом году, но будет расширен за счет проведения специальных экспериментов, геофизических работ, направленных на исследование геологического строения осадочного слоя".

"Но эти вещи пока находятся в процессе обсуждения в соответствующих организациях. После того, как программа экспедиции будет утверждена, можно будет говорить точно о том, какая будет станция и какие у нее будут задачи", добавил В.Соколов.

В свою очередь, вице-президент Ассоциации полярников Николай Корнилов рассказал, что открытие станции планируется "восточнее Новосибирских островов с таким расчетом, чтобы станция продрейфовала 2-2,5 года. И благодаря тому, что она будет открыта с судна, это дает возможность подобрать хорошую, более надежную стойкую льдину". Он пояснил, что "открытие станции с самолета предусматривает наличие рядом с ней полосы для взлет-посадки".

Первая советская научно-исследовательская станция "Северный Полюс-1", дрейф которой положил начало планомерному изучению природы наиболее труднодоступной части северной полярной области Земли, была организована в 1937 году. Тогда 22 марта из Москвы стартовала Высокоширотная воздушная экспедиция, основной задачей которой была высадка на дрейфующий лед в районе Северного полюса научной станции. Начальником этой станции был Иван Папанин.

Работа российских дрейфующих станций была прекращена в июле 1991 года, когда, попав в теплые воды, практически развалилась льдина, на которой находилась 31-я полярная экспедиция.

После 12-летнего перерыва 25 апреля 2003 года начала работу СП-32. Завершилась экспедиция в марте 2004 года.

Инициатором возрождения дрейфующих ледовых станций выступил Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург).

Российские исследователи Арктики также намерены внести свой вклад в подготовку Международного полярного года, который будет проводиться в 2007-2008 годах.

"Проведение работ на дрейфующих станциях станет одним из значительных вкладов России в исследование, в частности, Центральной Арктики, о которой сегодня известно гораздо меньше, чем о других материках", заявил на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс Северо-Запад" заместитель директора научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Александр Данилов.

"Россия, - по его словам, - единственная из всех участвующих в разработке арктических программ страна, которая обладает технологией обеспечения работы дрейфующих станций".

"Ни у кого такой технологии больше нет, и ни одна страна не рискует создавать их. Данные, полученные в результате дрейфа СП-32, крайне важны не только для отечественных исследователей, но и всего мирового сообщества, которому важно знать, что происходит с нашей климатической системой", - подчеркнул А.Данилов.

В свою очередь, В.Соколов подчеркнул, что "сегодня мы добились главного: после 12-летнего перерыва Россия вернулась в Арктику".

"В течение 43 лет в высоких широтах Арктики круглогодично работали наши экспедиции, было организовано 88 смен дрейфующих станций. Все они внесли доминирующий вклад в исследование северной полярной области", рассказал он.

Ученый признал, что "в последнее десятилетие Россия утратила свой темп, а западные исследователи активизировали свое присутствие в Арктике, привлеки новые технические средства".

"Но наше возвращение в Арктику дает надежду на то, что Россия возобновит широкомасштабный комплекс исследования, который будет важен для всего мира", заявил В.Соколов.

В свою очередь вице-спикер Государственной Думы РФ, глава Ассоциации полярников, Герой Советского Союза Артур Чилингаров намерен вернуть с Южного полюса биоплан АН-3Т.

"Возможно, это авантюрный проект, но я намерен его осуществить", заявил он в четверг на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс Северо-Запад".

По словам А.Чилингарова, "предполагается, что на нескольких снегоходах, установленных на шины низкого давления, члены экспедиции дойдут до полюса от ледника Патриот Хиллз. С собой у нас будет двигатель для АН-3, и в условиях Южного полюса, в поле мы его заменим, немного обкатаем и на этом самолете вернемся домой".

Он сообщил, что в январе 2004 года "самолет осмотрели два российских специалиста, которые признали годность АН-3 к перелету при условии замены двигателя". "И это несмотря на то, что самолет второй год зимовал при температуре минус 70 градусов", добавил полярник.

А.Чилингаров напомнил, что ученые и специалисты Омского объединения "Полет" разработали новый турбовинтовой двигатель для АН-3Т, главной проверкой для которого стала Антарктида.

Экспедиция "Антарктическая Одиссея", которой руководил А.Чилингаров, состоялась в начале 2002 года и была посвящена 40-летию перелета двух советских самолетов - Ил-18 и Ан-2 - на антарктическую станцию "Мирный".

Маршрут перелета для испытаний был выбран сложным, но это было необходимо для испытания самолета в реальных экстремальных условиях.

Кроме этого, подчеркнул А.Чилингаров, "важно было напомнить мировому антарктическому сообществу, что Россия, которой принадлежит право открытия этого континента, готова напомнить тем, кто уже "похоронил" ее как антарктическую и полярную державу, что она возвращается".

Главной задачей экспедиции было выполнение перелета на самолете АН-ЗТ с ледового аэродрома в районе Патриот Хиллз до Южного полюса, где расположена американская антарктическая станция Амундсен-Скотт, и водружение в точке географического Южного полюса Российского флага.

Посадка на леднике Патриот Хиллз была безукоризненно выполнена экипажем самолета Ил-76 авиакомпании "Атлант-Союз". Оперативно разгрузив Ил-76, участники экспедиции развернули экспедиционный лагерь на сезонной базе Чили и приступили к сборке самолета АН-ЗТ. За сутки на леднике, в непростых погодных условиях, при штормовом ветре самолет был собран и подготовлен к облету.

В результате самоотверженной работы всех членов экспедиции 7 января 2002 года была завершена подготовка к полету на Южный полюс и самолет АН-ЗТ начал свой испытательный перелет Патриот Хиллз - станция Амундсен-Скотт.

Полет проходил в сложной метеорологической обстановке на эшелоне около 4000 м над закрытым облачностью ледяным щитом Антарктиды.

Но Антарктида внесла свои коррективы в экспедиционные планы: через 30 минут после посадки небо было затянуто сплошной облачностью, поднялся ветер и резко ухудшилась видимость. Погодные условия и ряд технических проблем с двигателем определили решение руководителя экспедиции: оставить на американской станции Амундсен-Скотт самолет АН-ЗТ и возвращаться, воспользовавшись попутным рейсом самолета "Геркулес" до Крайсчерча (Новая Зеландия) через американскую антарктическую станцию Мак-Мердо и далее в Москву.



Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.