Пешком от Колы до Чукотки

23.4.2004

Пешком от Колы до Чукотки

На днях стартовал очередной этап уникальной одиночной экстрим-экспедиции "Северный Полярный круг"

В позапрошлом году об этой уникальной экспедиции северодвинского экстрим-траппера (или, говоря по-нашему, путешественника-экстремала) Степана Савина взахлеб вещали все поморские СМИ. Вот идея беспрецедентной акции - пересечение России за Полярным кругом за несколько сезонов, от самой западной точки Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке, с восхождением на главные вершины горных хребтов в течение нескольких зимне-весенних сезонов, без применения технических средств передвижения, а также собачьих и оленьих упряжек. С северодвинцем Степаном Савиным как бы соревнуется француз Жиль Элькем : он тоже идет по русскому Полярному кругу с запада на восток.

Степан Савин родился в 1955 году в Исакогорке под Архангельском, после армии поселился в Северодвинске. Корабел-корпусник, на военно-кораблестроительном Севмаше строил печально известную АПЛ "Комсомолец". Став ветераном труда, посвятил себя путешествиям. То есть сделал профессией то, что вошло в душу четверть века назад, с первыми шагами в спортивном туризме. За 25 лет на счету у мастера спорта Савина - походы по Таймыру и Памиру, Туве и северо-востоку Якутии, Алтаю и Заполярью. Зимой 2000 года, во время первого этапа экспедиции "Северный Полярный круг", он пересек Кольский полуостров от Никеля до горла Белого моря. Тогда на тяжелейшем тысячекилометровом маршруте с ним были казанцы Евгений Мосолов и Андрей Степочкин. За этот поход их группа на чемпионате России по спортивному туризму признана лауреатом в классе "Путешествия". Второй этап, уже одиночный, Степан Николаевич предпринял в феврале - мае 2002 года. В экстремальных условиях он прошел от Архангельска по Зимнему берегу Белого моря, побережью Мезенской губы, полуострову Канин, преодолел Северный Тиман и дошел в прошлом году до поселка Выучейский Ненецкого округа. Из НАО и стартовал в нынешнем, 2004 году. Передвижение и на лыжах (на многих участках снег лежит весь июнь, а на Таймыре он и в июле не в диковинку), и пешком, и спортивным сплавом по рекам... Легкий катамаран Степан спроектировал и изготовил сам. Трудностей хватает, ведь это настоящий экстрим! История путешествий знает удивительные случаи. Стивен Каллахэн на спасательном плотике после кораблекрушения продержался с минимальным аварийным запасом около 72 суток - выжил! А Дуглас Моусен провел в Антарктиде около двух месяцев практически без продуктов... Самому Савину довелось весной 2002 года 11 суток идти на одном чае да прошлогодних волнушках, "сдобренных" жиром для пропитки обуви.

В прошлом году Савин как бы пропал для журналистов - ни слуху ни духу. И вот выясняется, несмотря на прихоти судьбы спортивная экспедиция известного северодвинского путешественника "Северный Полярный круг" продолжается. В начале апреля, после трех неудачных стартов, оправившись от очередной травмы, наш земляк продолжил продвижение на восток. Уже в первые три дня пройдено более сотни километров. Сейчас Степан Савин находится на пути из верховий реки Мезень на Печору. "Независимому взгляду" удалось взять эксклюзивное интервью у путешественника-экстремала с помощью спутниковой системы связи "Глобалстар".

- Степан Николаевич, прошедший год был для Вас, по-видимому, тяжелым. С каким настроем Вы сейчас отправились в поход?

- Настроение стабильное, боевое. Несмотря ни на что. Надо делать дело, за которое взялся.

- У Вас, говорят, нога была травмирована недавно. Стало быть, на маршрут вышли без особых тренировок. Наверное, туговато приходится?

- Ноги гудят и побаливают, но это пройдет. Главное - что в порядке "мотор", легкие,плечевой пояс. Иду "на руках", то есть основная нагрузка приходится на лыжные палки.

- Время вносит коррективы в Ваши планы? Каким будет маршрут?

- Предыдущий этап экспедиции был закончен в поселке Выучейский, на 49 градусе восточной долготы в Малоземельской тундре. Сейчас я начал на этой же долготе, но южнее. В познавательном плане мне интереснее междуречье рек Пинега, Мезень и Печора. С Печоры я пойду в Большеземельскую тундру, затем в горы Полярного Урала и далее на Ямал, Таймыр и Якутию. Это почти 4000 километров. Я отвожу на данный этап экспедиции минимум полгода.

- А Вас, собственно, не смущает, что зима фактически закончилась, что впереди распутица, вскроются и разольются реки... Что тогда будете делать?

- На сей раз я подготовил соответствующее снаряжение на круглый год. Пищу (в том числе) буду добывать на маршруте охотой и рыбалкой. При удачном стечении обстоятельств, если будет дальнейшее поступление средств на счет экспедиции по соответствующим договоренностям (без этого просто никак, увы), поход будет продолжаться до конца года и далее. Упущено много времени, и я не укладываюсь пока в изначальные планы. Мой, так сказать, соперник, француз Жиль Элькем, уже далеко впереди. Правда, он и начал на год раньше, идет каждый год и стал пользоваться собачьей упряжкой.

- Этот, третий этап, должен был состояться еще год назад. В чем все-таки причина задержки?

- Для проведения подобных комплексных экспедиций на высоком профессиональном уровне требуется решить огромное количество вопросов по информационно-техническому, финансовому обеспечению. Поиски спонсоров и их рекламная поддержка; установление контактов со СМИ, завязывание отношений с производителями полиграфической продукции; изучение рынка высоких технологий и "выбивание" соответствующей аппаратуры; маркетинговые исследования и промоушен акции - все это отнимает массу времени. В моей экспедиции без этого просто не обойтись.

Тут не обойтись без добрых слов в адрес профсоюзного комитета северодвинского завода "Звездочка" - именно его усилия здорово помогли в "экспедиционных" начинаниях. А еще надо было зарабатывать на жизнь и решать семейные проблемы. И еще - регулярные тренировки. Кроме того, задерживалось поступление топографических карт по территории Якутии, завис вопрос о получении портативной цифровой видеокамеры, "шалил" карманный компьютер и так далее. Ведь цель экспедиции - не просто пройти по маршруту, но и рассказать об этом людям. Как показали предыдущие этапы экспедиции "Северный Полярный круг", людей, которые интересуются Заполярьем, огромное количество не только в России, но и за рубежом. И без серьезно подготовленной информации их оставлять просто нельзя. Вот ваша газета, она ведь берет интервью не напрямую, а с помощью спутниковой связи. И ваши читатели получат информацию в "он-лайн". Здорово!

В общем, мне пришлось срочно разрабатывать летний вариант перехода. Буквально за день до отъезда после тренировки по нелепой случайности я повредил позвоночник. В результате и лето 2003 года прошло "мимо меня". Лишь глубокой осенью 2003 года начал тренировки, во второй половине ноября вышел на маршрут. Зима тогда припозднилась, из-за частых оттепелей и течений формирование льда на реках затянулось. На одном из таких проблематичных участков лед подо мной не выдержал, и чтобы совсем не затянуло под лед, пришлось избавиться от лыжи, она тут же ушла ко дну. Вот тут-то мне как нельзя кстати пригодился телефон спутниковой связи, предоставленный мне архангельской фирмой "Полар-МАР-Сервис". Тут же связался с домом, чтобы обеспечить заброску вперед по маршруту резервной пары лыж, и получил вдруг волнующее и радостное известие: дочь подарила мне внука. Малыша ждали только к середине декабря, а я тогда уже не мог откладывать поход. И вот таким образом судьба снова вернула меня домой... А дома меня ждало новое испытание: полтора месяца бессонных дней и ночей.

Продолжить маршрут смог только в январе. И снова сбой - подвернул ногу и повредил связки ступни. Опять же по спутниковой связи проконсультировался с доктором. Было подозрение на трещину кости... Был вынужден сойти с маршрута. Сейчас, надеюсь, все будет нормально. Иду вперед, француза надеюсь догнать и перегнать уже на этом этапе... До связи.



Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.