Марочный каяк

07.9.2004

Марочный каяк

В сентябре заканчивается каякерский сезон "белой воды"-2004. Спортсмены и простые любители провести время в каяке подводят его итоги и уже вовсю готовятся к следующему лету. В выборе лодки по вкусу и средствам им помогает корреспондент "Ъ-Спорт" Сергей Голубцов.

Из трех каякерских вариантов лодок – экспедиционные, сплавные и фристайловые – самым неэкстремальным является первый.

Экспедиционные каяки предназначены для передвижения по большой воде – озерам, широким рекам, а также морям, фьордам и пресным морям типа Ладоги или Байкала. Помимо того что лодки бывают одиночными и "двойками", они имеют другие видовые отличия. Так, для путешествия по открытой волнующейся водной поверхности используется вид под названием "сияк" (seayak). Сияки можно узнать по килевому днищу, а также наличию герметичных грузовых отсеков в корпусе. Снаружи сияки часто оборудуются крепежами с сеткой под дополнительную поклажу. Мореходность этого вида каяков ограничена разве что экипировкой и выносливостью гребца. Внешне же все экспедиционные каяки отличают солидная длина – 4-6 м, характерная остроносость и очень приличный крейсерский ход – где-то 15 км/ч на спокойной воде. И еще цена – рядовой вариант с корпусом из полиэтилена стоит $1000-1200. Стоимость более легких карбоновых или фибергласовых (весом 15-20 кг против 30-35 кг) доходит до $2500.

Сплавные каяки также делятся на виды. Одни предназначены для крикинга (сплава по круто падающим рекам с небольшим расходом воды), другие – для покорения рек класса big volume. Последние также относятся к разряду пенистой "белой воды", но торчащих над водой камней по пути не встретишь. "Большие объемы" коварны обилием водных препятствий в виде гигантских "бочек" (кругового вращения потоков), стремительных водяных "валунов" и других экстремальных засад. Родные водоразделы гарантируют удовольствие в стиле big volume на Алтае. За рубежом всем требованиям данного класса отвечает, например, африканская река Замбези. Любопытно, что каяки под большую воду представлены двумя совершенно противоположными типами. Одни, позиционирующиеся как old school ("старая школа"), гордятся длиной – до 4 м. Это гарантирует хорошую курсовую устойчивость и высокую скорость. Другие, наоборот, вызывающе небольшие – настолько, что напоминают каяки под родео на бурной воде (о нем ниже). Часто для сплава в режиме big volume просто используются фристайловые экземпляры.

Крикинг – совсем другая история (о том, что такое экстремальный сплав по рекам 4-5-й категорий, "Ъ-Спорт" рассказывал в #134 от 26 июля 2004 года). Соответственно, крикинговые каяки максимально приспособлены под бурную воду. Они тупоносые, короткие и, что называется, пухлые. Такие особенности конструкции обеспечивают наилучшие гидродинамические качества при прохождении агрессивных порогов и водопадов – высокую маневренность вкупе с эффектом поплавка, то есть способностью при заныривании моментально выскакивать на поверхность.

Цены на сплавные каяки весьма щадящи относительно экспедиционных – от $600 до $1200 за штуку ("дешевизна" объясняется, видимо, тем, что корпуса делаются только из полиэтилена).

Фристайловые каяки для родео на бурной воде больше всего подвержены изменениям и, соответственно, быстрее всего устаревают. Так, купив "экспедитора" или "сплавника" даже 10 лет назад, владелец может использовать его до сих пор, абсолютно не волнуясь за имиджевые качества приобретенного экземпляра: мода на них меняется с периодичностью 10-15 лет. Впрочем, тут дело не столько в моде, сколько в инертности развития данных лодочных дисциплин. Другое дело – каяк для фристайла. Этот вид спорта развивается настолько бурно, что порой даже года не проходит, как здесь появляется новый акробатический элемент, что влечет за собой конструктивные изменения лодки – старые варианты морально устаревают. Например, еще три-четыре года назад в чести были довольно длинные и малообъемные корпуса, сегодня это уже архаизм. С появлением так называемых фигур современного родео принципиально изменились требования к геометрии корпуса – он стал короче и намного объемнее.

Классическое родео предусматривает лишь вращение лодки без отрыва от воды, в то время как родео современное подразумевает выпрыгивание из пучины с элементами сальто в воздухе. Сегодняшние программы каякерского фристайла включают в себя и те и другие элементы. Но если при исполнении cartwheel ("колесо" через нос и корму), splitwheel (то же, но со сменой направления вращения), "пируэта" (кручение "свечкой" на носу или корме) вполне пригодны длинные лодки, то полет в воздухе на таких уже невозможен. Хорошо серфить, то есть удерживаться на месте в потоке воды, стремительно перекатывающейся через подводный валун, и при этом умудряться исполнять элементы современного родео в стиле aerial (aerial loop – мертвая петля, aerial blunt – резкий разворот в воздухе, pan american, space godzilla и т. д.), можно лишь на специально приспособленных каяках. Укороченные и пухлые, эти лодки к тому же имеют так называемую анатомическую посадку – специальные упоры под зад, под пятки и массу других фенечек, благодаря которым корпус лодки и тело гребца как бы сливаются воедино. Для других каякерских дисциплин такое не практикуется – затекают ноги, ноет крестец, быстро накапливается усталость.

На первый взгляд каяки для родео на бурной воде кажутся относительно дешевыми. Но если учесть, что изменения в их конструкции происходят практически ежегодно, получается совсем недешево – $600-1200 за сезон.

Продукция основных фирм-производителей каяков находится примерно на одном уровне по качеству и в сопоставимом ценовом диапазоне. Наиболее брэндовыми считаются лодки от американских фирм Dagger, Wave Sport, а также канадской Necky и немецкой Prijon. Но в России нет специализированных магазинов по продаже каяков. Купить их можно разве что через торговые структуры при клубах. С одной стороны – несколько ущербно для любителей каякинга, с другой – логически оправданно для начинающих. Ведь лучше пройти хотя бы какую-то начальную подготовку на спокойной открытой воде или в бассейне, чем самостоятельно рискнуть пуститься в плавание с гарантией последующих травм и навсегда отбитой охотой рисковать по-каякерски.







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.