ЦЕРКОВЬ, ИМПЕРАТОРЫ, КОРОЛИ

ЦЕРКОВЬ, ИМПЕРАТОРЫ, КОРОЛИ

Римский историк Тацит дал германцам следующую характеристику: "...голубые глаза, русые волосы, рослые тела; мощные и неподкупные воины..." Тацит писал о многочисленных племенах, живших на северных границах Римской империи и на территориях, завоеванных римлянами. Утонченным римлянам эти племена казались дикими и неуправляемыми. Городов у них не было, сельское хозяйство находилось на самом примитивном уровне.


Статья: ЦЕРКОВЬ, ИМПЕРАТОРЫ, КОРОЛИ

Сайт: КАРНАВАЛ Открой свою Америку

Римский историк Тацит дал германцам следующую характеристику: "...голубые глаза, русые волосы, рослые тела; мощные и неподкупные воины..." Тацит писал о многочисленных племенах, живших на северных границах Римской империи и на территориях, завоеванных римлянами. Утонченным римлянам эти племена казались дикими и неуправляемыми. Городов у них не было, сельское хозяйство находилось на самом примитивном уровне.



Фридрих БарбароссаВ эпоху правления Августа римляне предприняли попытку расширить владения империи на север. Их легионы переправились через Рейн и Дунай с целью присоединения к Римской империи германских земель. Однако они встретили жесткий отпор. Воины племени херусков под предводительством вождя Арминия в 9 г. нанесли столь сокрушительное поражение лучшим римским легионам в Тевтобургском лесу, что римляне решили отказаться от своих планов и рубежом империи стали считать реки Рейн и Дунай. Чтобы обезопасить свои владения, вдоль всей границы протяженностью 550 км римляне выстроили цепь фортификационных укреплений.
Вдоль этой дальней границы империи на землях, принадлежавших римлянам, выросли города Майнц, Трир и Аугсбург. Варвары таким образом столкнулись с невообразимой для них роскошью: с театрами, общественными банями, дорогами, мостами и виллами.

Старинный НюрнбергХлодвиг, король франков. В конце V - начале VI в. германские племена франков завоевали почти всю Галлию, образовав Франкское государство. Таким успехом франки были обязаны своему вождю Хлодвигу, представителю династии Меровингов. За 30 лет своего правления он сплотил франкских воинов, создал могучую армию и значительно раздвинул границы государства.
В каком бы направлении ни продвигались франки, они везде сталкивались с властью епископов, потому что с конца IV в. христианство стало государственной религией Римской империи. Содружество с духовенством было взаимовыгодным. В 496 г. Хлодвиг принял римско-христианскую веру и с тех пор пребывал в полной уверенности относительно лояльности и поддержки епископов, а те получили возможность укрепить свое положение с помощью власти и авторитета короля. Затем последовал процесс христианизации франков. По мере расширения государственных границ распространялось и христианство.
Империя Карла Великого. С 768 г. приумножением богатств крупнейшего государства западного мира занялся Карл Великий. Как и у его предшественников, у Карла на протяжении почти всей жизни не было постоянной резиденции. Он разъезжал вместе с двором, используя в качестве временных жилищ различные поместья. Только в конце царствования Карл стал подолгу жить в своем дворце в Ахене.
Завоевания Карла Великого (Лангобардское королевство в Италии, область саксов и др.) привели к образованию обширной империи. Карл Великий считал себя наследником римского императора. В 800 г., на Рождество, папа Лев III короновал его короной "римских императоров".
Его достижениями стали также судебно-административные и военные реформы. Карл разделил империю на графства, поставив во главе их преданных ему графов.
В свой излюбленный дворец в Ахене он привлек ученых мужей и вообще покровительствовал школам и монастырям- империя нуждалась в образованных людях. Латинский язык стал официальным языком государства. В монастырях и при дворе обучали искусству книжной иллюстрации, переписывали рукописи, в том числе произведения классической античной литературы, создавали библиотеки, там же составляли договоры.
Начало истории Германии. В Западной Европе теперь только Англия, большая часть Испания и Южная Италия оставались вне сферы влияния Карла Великого. В эпоху его правления разделение империи было немыслимо, но эта идея приобрела вполне реальные очертания в течение 30 лет после его смерти.
В 843 г., согласно Верденскому договору, империя Карла Великого была разделена между его внуками. С этого года и берет начало собственно история Германии. Первый король Восточно-Франкского государства, Людовик Немецкий (843-876), правил землями, на которых сформировалась впоследствии немецкая народность.
Одно из важнейших для Запада событий связано с именем сына Генриха I Птицелова, с Оттоном I. В 955 г. в Лехском сражении (на юге Германии) им была одержана победа над венграми. Они давно совершали набеги на страны Западной и Южной Европы.
Для Германии существовала еще одна не менее серьезная опасность, исходившая от тщеславных герцогов, постоянно стремившихся к власти и независимости. Оттон благополучно избавился от этой проблемы, проводя мудрую политику В борьбе с герцогами он опирался на епископов и аббатов. Епископам часто предоставлялись важные политические посты не только потому, что они были образованными людьми и прекрасными администраторами, - у них не было наследников, которые могли бы представлять угрозу королевской власти. Оттон I, укрепив свое влияние, как и Карл Великий, занял Рим, в политике которого царил хаос. В 962 г. он получил из рук Иоанна XII императорскую корону. Так была создана средневековая Германская империя. Оттону также удалось подчинить себе и римской католической церкви западнославянские племена и тем самым обезопасить восточные рубежи государства.
Церковь и император. До падения империи в 1806 г. титул императора принадлежал только королю Германии. Ни один правитель, если он не был королем Германии, не имел права носить императорскую корону В конце XV в. государство стало называться "Священная Римская империя германской нации".
Начиная с Оттона I папство было поставлено в зависимость от императорской власти. Приблизительно до середины XI . императоры самовольно смещали и утверждали пап. В своей политике они опирались на епископов, поскольку сами назначали их и внимательно следили за тем, чтобы ключевые церковные должности занимали только угодные им лица. Это не могло не вызвать протеста со стороны папства.
В активную борьбу против императора папа вступил в 1076 г., когда император Генрих IV, согласно традициям, назначил нового архиепископа Милана. В целом поведение императора вызвало бурю негодования папы Григория VII. Он проклял и отлучил Генриха IV от церкви, лишив его королевского сана. Император, в тот момент уже не чувствовавший твердой почвы под ногами из-за оппозиции светской знати, был вынужден в 1077 г. лично просить у папы прощения и снятия анафемы. В результате борьбы с папой германские императоры лишились одной из своих основных опор в лице духовенства.
Немецкие князья не желали теперь признавать власть императора. Титул короля перестал передаваться по наследству, а присуждался по решению знати. Даже выдающиеся монархи из династии Штауфенов - Фридрих Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197) и Фридрих II (1212-1250), правившие в эпоху, которая многими расценивается как апогей средневековой имперской власти, не могли добиться восстановления былых порядков. Средневековые города. До второго тысячелетия на территории Германии существовали только города, основанные в эпоху господства римлян. Новые города стали возникать вокруг монастырей (Мюнхен), замков (Нюрнберг), у речных переправ (Франкфурт) или на скрещении важных европейских торговых путей. Князья скоро поняли выгоды такого расположения. Здесь они имели возможность взыскивать пошлины, таможенные сборы, приобретать редкие товары и нанимать искусных ремесленников. За 150 лет, в периоде 1100 по 1250 г., число городов в Германии увеличилось в 10 раз.
Каждый горожанин имел определенные свободы, но это отнюдь не означало их равенства. Некоторые жители городов, разумеется, занимали более достойное положение. Своим богатством города обязаны были главным образом ремесленникам и торговцам. Купцы объединялись в гильдии, которые фактически управляли городом. В городской совет, как правило, входили только представители этих союзов.
Однако ремесленникам во многих городах удалось захватить в свои руки часть полномочий. Они объединялись в цеха, которые устанавливали цены, определяли количество и качество производимой продукции. Были учреждены фонды помощи вдовам и тем, кто не мог больше работать. В некоторых городах цеха закрепили за собой места в городском совете.
Одна-две трети горожан, в том числе "неквалифицированные рабочие", домашняя челядь, нищие и бродяги, представители презренных профессий (палачи, могильщики), не имели гражданских прав. Эти группы населения зачастую находились в зависимости от милости церкви или благотворительности состоятельных горожан. К счастью, многие богачи были убеждены, что только те, кто помогает нуждающимся, могут надеяться на милосердие Божие. Поэтому они иногда содержали больницы, дома для престарелых и специальные приюты для бедных.
Евреи. Евреи жили особняком. Почти в каждом немецком средневековом городе была еврейская община. Она располагалась, как правило, в гетто. В отношении евреев, неоднократно становившихся жертвами погромов и гонений, их сограждане-христиане устанавливали строгие законы. Часто евреи вынуждены были зарабатывать на жизнь ростовщичеством. В трудные времена горожане занимали большие суммы у кредиторов-евреев. Впоследствии их нередко изгоняли из города или убивали. В XV в. в результате преследования многие еврейские общины были разрушены (в 1438 г. - в Майнце, в 1439 г. - в Аугсбурге).
Религиозное рвение и Лютер. Большая часть населения исповедовала христианство, обещавшее народу, что его земные страдания оплатятся с лихвой в мире ином или что человек может спастись от грехов и избежать ада по милости Божией и благодаря заступничеству святых. О набожности людей свидетельствуют многочисленные часовни, церкви, соборы, ставшие местами паломничества, поклонение святым мощам и популярные религиозные трактаты того времени.
Однако религиозный пыл христиан имел и темную сторону. Существовало, например, такое явление, как "охота на ведьм", особенно распространившееся по всей Европе с конца средневековья. Последняя "ведьма" была сожжена на горе у Вюрцбурга в 1749 г.
На фоне набожности прихожан неблагополучное состояние дел внутри самой церкви ощущалось особенно явственно. Главными объектами критики стали папство, ненасытные аппетиты церкви, моральное разложение и теологическая безграмотность духовенства. Любой за определенную сумму мог купить отпущение грехов, чтобы в будущем обрести спасение. На протяжении XV- XVI вв. критически настроенные теологи регулярно во всеуслышание осуждали эту практику.
В 1517г. монах ордена августинцев Мартин Лютер открыто выступил против индульгенций. Свои принципы он изложил в 95 изобличающих тезисах. Лютер отрицал папскую власть, особый статус духовенства как посредника между Богом и людьми, а также весь внешний католический культ (почитание святых, алтари, осенение крестным знамением и т.д.).
Крестьянское восстание. У Лютера нашлись приверженцы среди широких слоев общества. Реформационное движение привело, в частности, к восстанию крестьян. Некоторые их руководители требовали установления полного социального равенства. Весной 1525 г. запылали монастыри и замки Юго-Западной Германии. Пожар восстания охватил и другие области.
Но Крестьянская война была обречена на поражение, и в 1526 г. превосходящие силы противника жестоко расправились с повстанцами. Погибли более 100 тыс. крестьян - одни пали в боях, других казнили. Западная христианская церковь распалась на две ветви: католицизм и протестантство. Лютеранство стало могучим оружием в руках князей (особенно в северной и центральной частях Германии), которые желали добиться независимости от императора и папы римского. Теперь в каждой местности разрешалось исповедовать свою религию. Раскол способствовал раздробленности Германии.
Начало новой эры. Успех Мартина Лютера был бы невозможен, если бы к тому времени не произошли перемены в мировоззрении, вызванные развитием науки, техники и политической экономии. Средневековый взгляд на земное существование как на испытание, открывающее доступ к вечной жизни, претерпел сильные изменения. Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку, а Иоганн Гутенберг в 1445 г. изобрел печатный станок. Развивалась система образования. В XV в. в Германии были основаны университеты (например, в Лейпциге в 1409 г., во Фрайбурге в 1455 г.), в которых преподавали преимущественно светские науки.
Тридцатилетняя война. Несмотря на все усилия католической церкви предотвратить распространение протестантизма и вернуть себе былые позиции, новое течение к 1600 г. утвердилось в Европе как могущественная религиозно-политическая сила. Углублению конфликтной ситуации в Германии способствовали соперничество суверенных княжеств между собой и борьба императора с князьями.
Начавшиеся в 1618 г. в Богемии военные столкновения в скором времени охватили всю Европу. В частности, Франция, Швеция и Россия выступили на стороне протестантов, а, например, Испания, Польша поддерживали католиков.
После 30 лет войны Центральная Европа была разорена и крайне истощена, и это вынудило воюющие стороны в ходе мирных переговоров наконец-то прийти к согласию. Вестфальский мир (1648) признал притязания обеих сторон и закрепил раскол Германской империи на 1800 самостоятельных государств. Население Германии сократилось на одну треть. Свирепствовали эпидемии и голод, и "Священная Римская империя германской нации" полностью утратила свое влияние.
Новый взлет к вершинам могущества. Германия постепенно оправилась от ран, нанесенных Тридцатилетней войной. Во многих княжествах установилась абсолютная монархия. Такая форма правления пришлась по душе многим князьям, воодушевленным примером французского короля Людовика XIV. Они считали, что их предназначение указано свыше и они в ответе только перед Господом Богом. С наведением порядка и усовершенствованием системы законодательства стала возможна реорганизация в сельском хозяйстве, вновь возросло население городов.
Крупнейшими государствами в империи, безусловно, являлись владения австрийских Габсбургов и прусской династии Гогенцоллернов (Бранденбург). Это были две новые могучие силы, утвердившиеся на политической арене Центральной Европы XVII-XVIII вв. Австрия расширила свои юго-западные границы за счет земель Османской империи турков, а Пруссия благодаря мощной армии присоединила к своим владениям территории нескольких мелких немецких государств.
В XVIII в. в обеих державах господствовали монархи, которые считали себя "слугами государства". Прусский король Фридрих II Великий и австрийский император Иосиф II находились под сильным влиянием идей французских просветителей - нового прогрессивного течения, обещавшего изменить мир.
НЕМЕЦКИЕ РЫЦАРИ
В правление императоров из династии Гогенштауфенов (1138-1254) статус немецкого рыцарства необычайно возрос. Из века в век передавались легенды о подвигах рыцарей, о них сложено немало песен. Немецкие рыцари вошли в историю не только благодаря героизму во время крестовых походов и кровавых битв с язычниками, некоторые из них славились своей культурой и проявляли чудеса доблести на рыцарских турнирах.
На стыке тысячелетий не существовало литературы на немецком языке. В ту пору господствовали книги религиозного содержания на латыни. Однако постепенно зарождалась светская литература. Она формировалась на основе легенд, рассказов бродячих певцов и восточных сказаний, почерпнутых во время крестовых походов.
Произведения, созданные в период наивысшего расцвета средневековой литературы, преимущественно описывали и прославляли деяния рыцарей. Складывались куртуазные идеалы, одной из основных тем произведений становилась изысканная придворная жизнь. В слово "куртуазный" вкладывались такие понятия, как воспитанность, отвага и чистота помыслов в служении даме, Богу и сюзерену. Средневековому рыцарю полагалось быть мужественным, сильным и сообразительным, а также иметь богатый духовный мир. Он должен был быть честолюбивым, преданным и страстным. Лишь обретя такие качества, рыцарь становился достойным этого звания.
Куртуазная литература выработала идеалы, к которым обязан был стремиться каждый рыцарь.
Под влиянием лирики провансальских трубадуров в Германии развивалось творчество миннезингеров, "певцов любви". Их лирика приобрела огромную популярность в конце XI I в. Так, в 1184 г. Фридрих Барбаросса созвал в Майнц на знаменитый турнир куртуазных певцов-поэтов 70 тыс. гостей. В основе лирики миннезингеров лежат нормы поведения того времени. Это нашло отражение в понятии "Frauendienst" (определение самих немецких поэтов), что значит "служение даме сердца". Сочинения миннезингеров, посвященные возлюбленным, которые часто занимали более высокое положение в обществе, чем сами поэты, и потому были для них недосягаемы, отличают пылкость, страстность, в то же время они пронизаны глубоким уважением к даме и чувством собственного достоинства.
И тем не менее жизнь рыцарей в основном была далека от романтики. Они проходили суровую школу Мальчиков из знатных семей в возрасте семи лет отправляли служить пажами в какой-нибудь замок. Там они не только прислуживали старшим, но также обучались ратному искусству и светским манерам.
В 14 лет пажи становились оруженосцами и сопровождали рыцарей как на турнирах, так и в боях. Они осваивали приемы сражения на рыцарских поединках, совершенствовались в верховой езде, учились метать копье и в 20 лет считались вполне сформировавшимися рыцарями. Чтение и письмо, как правило, не входили в программу их обучения - то была сфера духовных лиц и некоторых дочерей знатных вельмож.
Рыцарь не обязательно должен был иметь свой замок. Он мог служить богатому рыцарю, или быть членом какого-либо ордена, или просто путешествовать по стране как "бедный рыцарь", не имеющий земельных владений.





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.