Особенности национального автотранспорта

Особенности национального автотранспорта

Вряд ли еще найдется страна, в которой на квадратный километр приходилось бы столько антиквариата, причем ездящего по улицам, а не стоящего по музеям и выставочным залам. Раритетные автомобили — это память о золотом веке Гаваны, который пришелся на сороковые-пятидесятые годы прошлого столетия.


Автор: Александр Замышляев

Статья: Особенности национального автотранспорта

Сайт: Вокруг Света

Первое время в Гаване меня постоянно удивляло большое число стоящих на обочинах дорог женщин. Особенно на перекрестках и светофорах. При этом женщины вели себя весьма активно — открывали дверцы автомобилей, и, практически не разговаривая с водителем, садились в машину. Со стороны казалось, что все эти женщины предлагают… себя, причем, в довольно наглой форме, не оставляя водителю права выбора.



Вершиной кубинского доморощенного тюнинга, безусловно, является необычный автомобиль кубино-советского производства — лимузин «ВАЗ 2101».Но это казалось только со стороны туриста, не понаслышке знакомого со свободными нравами прекрасной половины кубинского населения. Любой человек, который прожил на острове какое-то время, знает: на Кубе принято подвозить людей. Мало того, это обязанность любого счастливого обладателя автомобиля, за исключением водителей спецтранспорта, такси, посольских и прокатных машин. Таков Закон. Имеешь автомобиль — подвези голосующего на дороге, даже если тебе не особенно и по пути. А иначе на тебя обязательно нажалуются в Комитет по защите Революции, строго накажут, и могут даже отобрать автомобиль.

Российская "семерка" на улицах ГаваныНа Кубе легко определить, кому принадлежит автомобиль, по цвету номерных знаков. Голубой номер — чиновник, зеленый — военный, черный — дипломат, желтый — частник, белый — прокурор, бордовый — арендатор, и т.д. И еще существует масса ограничений по использованию автомобилей. Машина с голубым номером может передвигаться только при наличии путевого листа с указанием маршрута. Машина с белым номером не имеет права передвигаться в выходные дни. Машина с желтым номером не может ремонтироваться на государственных сервисах. И многое, многое другое. Чтобы купить на Кубе, к примеру, российский автомобиль — нужно получить соответствующее разрешение в государственных органах. Новенькая семерка стоит очень дорого — 11000$. Только единицы способны приобрести такой автомобиль. Однако кубинская компартия может и подарить российские машины особо отличившимся спортсменам, военным, передовикам.

Кубинский автораритетНо русского путешественника не удивишь наличием отечественных автомашин даже в самых удаленных уголках нашей Планеты Земля. Есть они и во Вьетнаме, и в Эфиопии, и в Чили, много их и на Кубе. Однако не этим известен остров Свободы. Вряд ли еще найдется страна, в которой на квадратный километр приходилось бы столько антиквариата, причем ездящего по улицам, а не стоящего по музеям и выставочным залам. Раритетные автомобили — это память о золотом веке Гаваны, который пришелся на сороковые-пятидесятые годы прошлого столетия. В те годы Куба была международным игорным и мафиозным центром. Мафиози, оказывавшие услуги тогдашнему президенту — диктатору Ф. Батисте по устранению политических противников, передвигалась исключительно на больших американских машинах. Судя по количеству авто-раритетов, Куба была для США неплохим рынком сбыта.
Но, с 1959 года, когда к власти на Кубе пришел Фидель Кастро, любые поставки из Америки, в том числе и автомобилей, прекратились. И не производятся до сих пор. И уже более полувека кубинские владельцы американских авто бережно их сохраняют и поддерживают былую представительность. Подавляющее большинство таких экземпляров, на хорошем ходу, и могут дать возможность своему владельцу немного подзаработать, в основном в качестве такси. Однако бензин на острове Свободы дорог — почти доллар за литр 95-того, а расход топлива таких машин — более 20 литров на 100 км. И ведь не продашь такую машину никому, запрещено Законом. Это — наследие Кубы! Так и переходят старинные «Форды», «Плимуты» и «Кадиллаки» по наследству от отца к сыну. И приходится авто владельцам крутиться изо всех сил для поддержания такого автомобиля. А тут еще и многочисленные ограничения по использованию автотранспорта, связанные в основном с запретом революционного правительства Кубы нелегальных товарно-денежных отношений между местным населением и иностранцами. «Не давать кубинцам заработать денег любой ценой!» Вот негласный лозунг компартии! Но, на мой взгляд, все кубинцы, от малого, до велика, с каким-то азартом постоянно это нарушают.
Все иностранцы, к примеру, имеют право передвигаться только на прокатных машинах или такси. Причем, их трех наименований такси, им разрешено ездить только на одном. Конечно, практически все частники нарушают этот запрет, и за несколько долларов с радостью посадят вас к себе. При этом они просят не привлекать внимания, не высовываться из окон, а в случае, если его остановит полиция, прикинуться его родственником, для чего почти всегда немного рассказывают о себе и узнают твое имя.
Доходило до идиотизма. Нам надо было снимать фильм о старинных американских машинах, в изобилии колесящих по просторам острова. Для этого наш гид Эдуардо познакомил нас с владельцем «Плимута-Бельведер» 1957 года выпуска. По сценарию съемок, Андрей должен был на этой машине проехаться по Гаване, посидеть за рулем, заехать на сервис, в магазин запчастей и прочее. Но не тут-то было! Оказывается, он просто не имел права не только сидеть за рулем, но и вообще находиться внутри частного автомобиля с желтыми номерами. Пришлось ездить по Гаване на двух машинах — водитель в гордом одиночестве на своем «Плимуте», а мы на прокатной машине. При этом мы заезжали в самые отдаленные районы Гаваны, где не было полиции, устанавливали камеру, сажали Андрея в «Плимут», и снимали его проезд несколько сот метров. Потом Андрей снова садился в нашу машину, и мы ехали в другое укромное место. Эпизод, где Андрей самостоятельно ехал за рулем, снимался на совсем пустынной улице, да еще во время дождя. Что бы никто не увидел, и не «настучал», кому следует. Не было и речи о том, что бы проделать все это на центральных улицах кубинской столицы. Поэтому, изменив сценарий, Андрей решил передвигаться по центру города на «кукараче».
Не все гладко было и со съемками эпизода ремонта нашего «Плимута» на сервисе. Знакомый нашего водителя, слесарь на государственном сервисе, который последнее время подпольно ремонтировал частные машины, наотрез отказался сниматься на камеру. А на сервис для частников была запись на неделю вперед. Но пару 10-и долларовых купюр сделали свое дело, и нам таки удалось влезть вне очереди и воплотить в жизнь задуманные съемки. А вот с магазином авто запчастей и вовсе не получилось. Все, что находилось в свободной продаже, это либо авто косметика и аксессуары, либо запчасти для «Жигулей». Оригинальных американских запчастей на Кубе не достать, поэтому-то кубинцам и приходится приспосабливать детали от других моделей, чаще всего от «ВАЗ 2101». Или вообще изготавливать их кустарным способом. В этом им, безусловно, нет равных! Нет такой вещи, которую бы не смог починить кубинец.
Вершиной кубинского доморощенного тюнинга, безусловно, является необычный автомобиль кубино-советского производства — лимузин «ВАЗ 2101». Местные умельцы превращают две наши «копейки» в один шестидверный автомобиль. И делают они это не ради забавы или выпендрежа. Лимузины-копейки работают на Кубе маршрутными такси, за один раз вмещающими 7 пассажиров. Экономическая выгода — налицо.





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.